Учебно-методические материалы: "Гражданином быть обязан"

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 10, 11

Ключевые слова: избирательное право


Тема выборов в системе правовых знаний современного школьника – одна из ключевых в формировании гражданской позиции учащихся и этим обусловлена её актуальность.

Предлагаемые разработки помогут учителям и классным руководителям донести в доступной для учащихся форме элементы выборов, понять принципы демократических ценностей. Формы и приёмы работы позволяют проявить творческие способности учащихся.

Данный учебно-методический материал представляет собой комплект разработок  ролевой игры «Выборы», интерактивной игры «Избирательное право» и классный час  «Сказка о лесных выборах».

Материал предназначен для учителей истории и обществознания, классных руководителей, учителей начальных классов, организаторов внеклассной работы с детьми. Материалы могут быть использованы на уроках истории и обществознания при изучении тем «Избирательное право», «Демократия», «Политическая жизнь страны», а также во внеклассной работе.

Внеклассное занятие «Сказка о лесных выборах»  предназначена для ребят начального звена, ролевая игра «Выборы» и интерактивная игра «Избирательное право» рассчитаны на учащихся 9-11 классов.

Представленная работа позволяет достичь следующие цели, как общеучебные так и предметные.

Цели работы:

  • Создание условий для формирования у обучающихся  компетенций необходимых пониманию «Закона о выборах»;
  • воспитание гражданской позиции учащихся их нравственных и патриотических чувств, толерантности;
  • формирование у школьников практических навыков участия в выборах и организации избирательного права.
  • развитие учебно-интеллектуальных умений  и навыков учащихся: сбор и анализ информации, навыки работы с печатными изданиями.

Данные цели могут быть достигнуты по средствам решения следующих задач:

  • моделирование политической ситуации выборов;
  • отработка приёмов работы с документами.

Ценность и новизна данной разработки в использовании современного законодательства: Конституция РФ, закон «О выборах в Государственную думу» от 2007 года и привлечение современных инновационных технологий, что делает их понятными и привлекательными для учителей и учащихся.

Заключение

Предлагаемая разработка помогает учителям, классным руководителям довести в доступной для учащихся форме принципы демократичных ценностей, основных законов Российской Федерации. Формы и приёмы работы позволяют проявить творческие способности учащихся.

Использование этих форм в нашей школе дало заметные положительные результаты,

  • Повысился интерес учащихся к изучению предмета «Обществознание».
  • Повысилось качество знаний учащихся по обществоведческим дисциплинам
  • Повысилась активность учащихся в предметных олимпиадах по обществознанию
  • Осознанное участие школьников в организации и проведении выборов в детскую

Организацию «Школьная страна»

Методический материал актуален, современен и может заинтересовать учителей обществознания, учителей начальных классов, организаторов внеклассной работы с детьми.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Конституция Российской Федерации, Москва, Мысль 2017.
  2. Федеральный закон о выборах в Государственную думу, Москва 2007.
  3. Конституция Республики Коми, Сыктывкар 2015 год Коми книжное издательство.
  4. Боголюбов Л.Н.«Человек и общество», Москва, Просвещение, 2016.
  5. Кравченко А.И. «Обществознание», Москва, Русское слово, 2015.
  6. Никитин А.Ф. «Основы государства и права», Москва, Просвещение 2017.
  7. Шилобод М.И. «Политика и право», Москва изд. Дрофа 2015.

Фрагмент урока: Обобщение знаний по теме «Политическая жизнь общества». 11-й класс

Интерактивная игра «Избирательное право»

Цели игры:

  • Образовательная – повторить, систематизировать, обобщить знания по теме «Избирательное право».
  • Развивающие – создать условия для самостоятельной деятельности учащихся; развивать коммуникативные навыки учащихся при работе в команде; формировать у школьников практические навыки участия в выборах; совершенствовать умение учащихся в использовании системы «КонсультантПлюс:Средняя Школа».
  • Воспитательная – воспитание активной гражданской позиции учащихся.

Особенности организации: Работа учащихся в командах.

Оборудование:

  • компьютеры для учащихся;
  • система «Консультант Плюс:СредняяШкола»;
  • программа Microsoft PowerPoint;
  • Интерактивная доска.

 Ход игры

Этапы  игры

Действия учителя

Действия учеников

1

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе.

Ученики садятся за парты.

2

Вводно-мотивационный этап. Целеполагание

 

1. Объяснение правил игры (Приложение 1)
2. Объяснение критериев оценки ответов

Учащиеся уточняют, задают вопросы, делятся на группы, придумывают название команды, выбирают лидера группы, который назначает отвечающего.

3

Проведение игры

Открывает документ Игра.ppt

Команды по очереди выбирают номер вопроса и имеют право первыми ответить на него. Если команда не справляется, то право ответа переходит к другой команде. Также другие команды имеют право дополнить ответ соперников.

4

Рефлексивно-оценочный этап

Возврат к целям и задачам урока, что удалось и вызвало затруднения, по мнению учащихся.
Выставление оценок по итогам игры

 

Правила игры

  1. Учащиеся разбиваются на команды. Придумывают название команды, связанное с экономикой, выбирают лидера команды, который будет назначать отвечающих.
  2. Команды по очереди выбирают номер вопроса и имеют право первыми ответить на него. Не разыгрывается только последний вопрос. Если команда не справляется, то право ответа переходит к другой команде. Также другие команды имеют право дополнить ответ соперников.
    На вопрос «Кот в мешке» команда должна предложить соперникам вопрос, заранее придуманный и согласованный с учителем.
  3. За правильный ответ команда получает определенное количество баллов. Стоимость вопросов разная и количество набранных за урок баллов будет зависеть как от знаний, так и от удачи команды.
  4. Когда все вопросы разыграны, проводится подсчет баллов. Оценка выставляется за урок в зависимости от того, сколько баллов набрала команда.

Ролевая игра «Выборы»

Данная ролевая игра может быть использована как учебная деятельность при изучении  темы «Политическая жизнь страны», также во внеклассной работе в 9, 10, 11 классах.

Цели:

  • Создание условий для формирования представлений учащихся о важности Федерального Закона о Выборах Российской Федерации.
  • Объяснить важность роли выборов в демократическом обществе.
  • Развитие учебные коммуникативные умения работы в группе.

Оборудование: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон о Выборах Российской Федерации.

Форма урока: Деловая игра.

Технология деловой игры: Педагогическое моделирование ситуации с целью обучения учащихся принятию решений.

Особенности организации: Работа в группах.

Мотивация: Мотивация создается проблемной ситуацией. Скоро в нашей стране пройдут выборы в Государственную Думу. Скоро и вы будете избирателями.

Инструктаж: На предыдущем уроке учитель раскрывает теоретические вопросы закона о выборах и избирательной компании кандидатов.

I этап организационный

- Учащиеся заранее делятся на группы и выбирают лидера и создают программу политической партии.

- Определяют самые важные проблемы, которые необходимо решать политической партии.

- Создают собственную предвыборную программу (стараются использовать проблемы характерные для нашего поселка) и формируют политическую партию.

- Аргументировано представляют ее на уроке (критически сравнивают с другими).

- Создается избирательная комиссия, готовятся бюллетени для тайного голосования.

- Партии готовятся к проведению дебатов.

Пример: При проведении были представлены следующие партии:

1. Партия «Золотая рыбка Яснэга» («ЗРЯ»)

2. Партия «Союз активных выпускников» см. приложение

II этап представление программ партий

- Выступление кандидатов (важно чтобы учащиеся внимательно слушали коллег).

- Предвыборные дебаты (обсуждение программ партий и решений проблем нашего поселка).

- Голосование и подведение итогов выборов. Партия, набравшая большее количество голосов объявляется победителем.

III Организация домашнего задания

1. Подготовить политический плакат о выборах.

2. Составить частушку или слоган, призывающий на выборы.


Классный час:  «Сказка о лесных  выборах». Cюжетно-ролевая игра для 1-4 классов

Цели классного часа

Получить представление о процедуре выборов

Методы  и  формы обучения

Анализ ситуации выборов через сюжетную игру и текста сказки

Проблемное задание

Придет время, когда вы будете избирателями. А зачем нужны выборы? Что такое выборы?

Развитие умений учащихся

Развитие коммуникативных навыков и работы в группе, анализ текста и ситуации.

Основные понятия

Президент, выборы, избиратель.

Ход проведения мероприятия

Учащиеся знакомятся с текстом сказки. Придумывают название. Работают в группах.
Текст  сказки прилагается. (Автор – Шпилева В., ученица 9 класса МОУ «Яснэгская СОШ»)
Сделать инсценировку эпизодов сказки.

 Примерные вопросы

Какие вопросы хотите задать? Были ли вы на выборах? Подумайте для чего, нужны выборы? А вы заметили нарушения в лесных  выборах?

Отработка навыков работы с текстом

Учитель дает текст с лакунами (пропуски в тексте) и просит их заполнить.

Рефлексия

Что узнали нового о выборах?
Как работала группа?
Что вызвало затруднения?

Домашнее задание
(по выбору)

Нарисовать по выбору героев сказки.
Придумать свою сказку.

В одном царстве, в одном государстве жил лесной народ. На территории этого государства происходили конфликты, разногласия, была большая неразбериха.

И решили тогда звери выбрать своего президента, чтобы он решал все вопросы. Выборы назначили, дату установили. На пост главы претендовали кандидаты: медведь Михайло Иванович Топтыгин, заяц Пётр Ушастиков Догоняй – не Догонишь и лось Емельян Копытин. В поддержку кандидатов лесные братья собирали подписи избирателей.

Чтобы народ знал, кого выбирать, лисе Алисе поручили проводить агитацию. На агитационных лозунгах Михайло Топтыгина звучало «зверям – мир, государству – процветание, работникам – большие зарплаты!» Эти лозунги висели на деревьях, у входа в норы. Выступал медведь и по телевизору с речью о том, что он сделает, когда встанет на пост президента лесной страны. От кандидата – медведя не отставали и заяц с лосём. Лиса Алиса следила, чтобы в период агитации не было нарушений и призывов к насилию и вражде. Благодаря её усилиям, нарушений не было.

За сутки до выборов запретили агитацию в любом виде. Выборы проводились с 8 часов 00 минут до 20 часов 00 минут. Свой голос отдавать пришли все звери, прилетели все птицы. Каждому зверю был вручен бюллетень – лист, где напечатаны имена кандидатов. За ходом выборов следили сороки на 4 избирательных участках. На севере государства всё произошло без нарушений, на юге и западе замечаний нет, а вот на востоке государства произошёл, инцидент: волк советовал кунице поставить свой голос за лося, дескать, он больше и много знает. Но сороки Марфа Полетайкина Белобокина и Любовь Залётная объяснили волку и кунице, что голосование личное дело каждого. Учудил и бобр, попросив ежа проголосовать за него, так как он сильно занят ремонтом плотины на ручье, и не может прийти на выборы.

После выборов счётная комиссия проводила подсчёт. Затем ещё раз перепроверили количество голосов. Ведь это очень важно.

В ходе голосования президентом страны стал медведь Михайло Иванович Топтыгин. Он получил 48% голосов, его соперники: Лось – 27%, Заяц – 25%. Его инаугурация транслировалась по телевизору на всех каналах.

Далее избранный президент говорил речь. Она была длинной, но доступной всем зрителям. Ещё президент благодарил всех, кто голосовал за него.

С тех пор в лесном государстве царил мир и покой, все исполняли законы, подписанные президентом.

И теперь все смотрят на эту страну и берут пример с неё.

  1. Кого выбирали звери?
  2. Для чего им нужен президент?
  3. Как они готовились к выборам?
  4. Как проходило голосование?
  5. Какие ошибки допустили звери при голосовании?

Сказка о лесных выборах

Текст с лакунами

В одном царстве, в одном государстве жил лесной народ. На территории этого государства происходили конфликты, разногласия, была большая неразбериха.

И решили тогда звери выбрать своего …………, чтобы он решал все вопросы. Выборы назначили, дату установили. На пост главы претендовали кандидаты: медведь Михайло Иванович Топтыгин, заяц Пётр Ушастиков Догоняй – не Догонишь и лось Емельян Копытин. В поддержку кандидатов лесные братья собирали подписи избирателей.

Чтобы народ знал, кого выбирать, лисе Алисе поручили проводить ………. На агитационных лозунгах Михайло Топтыгина звучало «зверям – мир, государству – процветание, работникам – большие зарплаты!» Эти лозунги висели на деревьях, у входа в норы. Выступал медведь и по телевизору с речью о том, что он сделает, когда встанет на пост президента лесной страны. От кандидата – медведя не отставали и заяц с лосём. Лиса Алиса следила, чтобы в период агитации не было нарушений и призывов к насилию и вражде. Благодаря её усилиям, нарушений не было.

За сутки до выборов запретили агитацию в любом виде. Выборы проводились с 8 часов 00 минут до 20 часов 00 минут. Свой голос отдавать пришли все звери, прилетели все птицы. Каждому зверю был вручен ………. – лист, где напечатаны имена кандидатов. За ходом выборов следили сороки на 4 избирательных участках. На севере государства всё произошло без нарушений, на юге и западе замечаний нет, а вот на востоке государства произошёл инцидент: волк советовал кунице поставить свой голос за лося, дескать, он больше и много знает. Но сороки Марфа Полетайкина Белобокина и Любовь Залётная объяснили волку и кунице, что …………… каждого. Учудил и бобр, попросив ежа проголосовать за него, так как он сильно занят ремонтом плотины на ручье, и не может прийти на выборы.

После выборов счётная комиссия проводила ……... Затем ещё раз перепроверили количество голосов. Ведь это очень важно.

В ходе голосования президентом страны стал медведь Михайло Иванович Топтыгин. Он получил 48% голосов, его соперники: Лось – 27%, Заяц – 25%. Его инаугурация транслировалась по телевизору на всех каналах.

Далее избранный президент говорил речь. Она была длинной, но доступной всем зрителям. Ещё президент благодарил всех, кто голосовал за него.

С тех пор в лесном государстве царил мир и покой, все исполняли законы, подписанные президентом.

И теперь все смотрят на эту страну и берут пример с неё.

  • Кого выбирали звери?
  • Для чего им нужен президент?
  • Как они готовились к выборам?
  • Как проходило голосование?
  • Какие ошибки допустили звери при голосовании?