Тема выборов в системе правовых знаний современного школьника – одна из ключевых в формировании гражданской позиции учащихся и этим обусловлена её актуальность.
Предлагаемые разработки помогут учителям и классным руководителям донести в доступной для учащихся форме элементы выборов, понять принципы демократических ценностей. Формы и приёмы работы позволяют проявить творческие способности учащихся.
Данный учебно-методический материал представляет собой комплект разработок ролевой игры «Выборы», интерактивной игры «Избирательное право» и классный час «Сказка о лесных выборах».
Материал предназначен для учителей истории и обществознания, классных руководителей, учителей начальных классов, организаторов внеклассной работы с детьми. Материалы могут быть использованы на уроках истории и обществознания при изучении тем «Избирательное право», «Демократия», «Политическая жизнь страны», а также во внеклассной работе.
Внеклассное занятие «Сказка о лесных выборах» предназначена для ребят начального звена, ролевая игра «Выборы» и интерактивная игра «Избирательное право» рассчитаны на учащихся 9-11 классов.
Представленная работа позволяет достичь следующие цели, как общеучебные так и предметные.
Цели работы:
- Создание условий для формирования у обучающихся компетенций необходимых пониманию «Закона о выборах»;
- воспитание гражданской позиции учащихся их нравственных и патриотических чувств, толерантности;
- формирование у школьников практических навыков участия в выборах и организации избирательного права.
- развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков учащихся: сбор и анализ информации, навыки работы с печатными изданиями.
Данные цели могут быть достигнуты по средствам решения следующих задач:
- моделирование политической ситуации выборов;
- отработка приёмов работы с документами.
Ценность и новизна данной разработки в использовании современного законодательства: Конституция РФ, закон «О выборах в Государственную думу» от 2007 года и привлечение современных инновационных технологий, что делает их понятными и привлекательными для учителей и учащихся.
Заключение
Предлагаемая разработка помогает учителям, классным руководителям довести в доступной для учащихся форме принципы демократичных ценностей, основных законов Российской Федерации. Формы и приёмы работы позволяют проявить творческие способности учащихся.
Использование этих форм в нашей школе дало заметные положительные результаты,
- Повысился интерес учащихся к изучению предмета «Обществознание».
- Повысилось качество знаний учащихся по обществоведческим дисциплинам
- Повысилась активность учащихся в предметных олимпиадах по обществознанию
- Осознанное участие школьников в организации и проведении выборов в детскую
Организацию «Школьная страна»
Методический материал актуален, современен и может заинтересовать учителей обществознания, учителей начальных классов, организаторов внеклассной работы с детьми.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Конституция Российской Федерации, Москва, Мысль 2017.
- Федеральный закон о выборах в Государственную думу, Москва 2007.
- Конституция Республики Коми, Сыктывкар 2015 год Коми книжное издательство.
- Боголюбов Л.Н.«Человек и общество», Москва, Просвещение, 2016.
- Кравченко А.И. «Обществознание», Москва, Русское слово, 2015.
- Никитин А.Ф. «Основы государства и права», Москва, Просвещение 2017.
- Шилобод М.И. «Политика и право», Москва изд. Дрофа 2015.
Фрагмент урока: Обобщение знаний по теме «Политическая жизнь общества». 11-й класс
Интерактивная игра «Избирательное право»
Цели игры:
- Образовательная – повторить, систематизировать, обобщить знания по теме «Избирательное право».
- Развивающие – создать условия для самостоятельной деятельности учащихся; развивать коммуникативные навыки учащихся при работе в команде; формировать у школьников практические навыки участия в выборах; совершенствовать умение учащихся в использовании системы «КонсультантПлюс:Средняя Школа».
- Воспитательная – воспитание активной гражданской позиции учащихся.
Особенности организации: Работа учащихся в командах.
Оборудование:
- компьютеры для учащихся;
- система «Консультант Плюс:СредняяШкола»;
- программа Microsoft PowerPoint;
- Интерактивная доска.
Ход игры
№ |
Этапы игры |
Действия учителя |
Действия учеников |
1 |
Организационный момент |
Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе. |
Ученики садятся за парты. |
2 |
Вводно-мотивационный этап. Целеполагание
|
1. Объяснение правил игры (Приложение 1) |
Учащиеся уточняют, задают вопросы, делятся на группы, придумывают название команды, выбирают лидера группы, который назначает отвечающего. |
3 |
Проведение игры |
Открывает документ Игра.ppt |
Команды по очереди выбирают номер вопроса и имеют право первыми ответить на него. Если команда не справляется, то право ответа переходит к другой команде. Также другие команды имеют право дополнить ответ соперников. |
4 |
Рефлексивно-оценочный этап |
Возврат к целям и задачам урока, что удалось и вызвало затруднения, по мнению учащихся. |
|
Правила игры
- Учащиеся разбиваются на команды. Придумывают название команды, связанное с экономикой, выбирают лидера команды, который будет назначать отвечающих.
- Команды по очереди выбирают номер вопроса и имеют право первыми ответить на него. Не разыгрывается только последний вопрос. Если команда не справляется, то право ответа переходит к другой команде. Также другие команды имеют право дополнить ответ соперников.
На вопрос «Кот в мешке» команда должна предложить соперникам вопрос, заранее придуманный и согласованный с учителем. - За правильный ответ команда получает определенное количество баллов. Стоимость вопросов разная и количество набранных за урок баллов будет зависеть как от знаний, так и от удачи команды.
- Когда все вопросы разыграны, проводится подсчет баллов. Оценка выставляется за урок в зависимости от того, сколько баллов набрала команда.
Ролевая игра «Выборы»
Данная ролевая игра может быть использована как учебная деятельность при изучении темы «Политическая жизнь страны», также во внеклассной работе в 9, 10, 11 классах.
Цели:
- Создание условий для формирования представлений учащихся о важности Федерального Закона о Выборах Российской Федерации.
- Объяснить важность роли выборов в демократическом обществе.
- Развитие учебные коммуникативные умения работы в группе.
Оборудование: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон о Выборах Российской Федерации.
Форма урока: Деловая игра.
Технология деловой игры: Педагогическое моделирование ситуации с целью обучения учащихся принятию решений.
Особенности организации: Работа в группах.
Мотивация: Мотивация создается проблемной ситуацией. Скоро в нашей стране пройдут выборы в Государственную Думу. Скоро и вы будете избирателями.
Инструктаж: На предыдущем уроке учитель раскрывает теоретические вопросы закона о выборах и избирательной компании кандидатов.
I этап организационный
- Учащиеся заранее делятся на группы и выбирают лидера и создают программу политической партии.
- Определяют самые важные проблемы, которые необходимо решать политической партии.
- Создают собственную предвыборную программу (стараются использовать проблемы характерные для нашего поселка) и формируют политическую партию.
- Аргументировано представляют ее на уроке (критически сравнивают с другими).
- Создается избирательная комиссия, готовятся бюллетени для тайного голосования.
- Партии готовятся к проведению дебатов.
Пример: При проведении были представлены следующие партии:
1. Партия «Золотая рыбка Яснэга» («ЗРЯ»)
2. Партия «Союз активных выпускников» см. приложение
II этап представление программ партий
- Выступление кандидатов (важно чтобы учащиеся внимательно слушали коллег).
- Предвыборные дебаты (обсуждение программ партий и решений проблем нашего поселка).
- Голосование и подведение итогов выборов. Партия, набравшая большее количество голосов объявляется победителем.
III Организация домашнего задания
1. Подготовить политический плакат о выборах.
2. Составить частушку или слоган, призывающий на выборы.
Классный час: «Сказка о лесных выборах». Cюжетно-ролевая игра для 1-4 классов
Цели классного часа |
Получить представление о процедуре выборов |
Методы и формы обучения |
Анализ ситуации выборов через сюжетную игру и текста сказки |
Проблемное задание |
Придет время, когда вы будете избирателями. А зачем нужны выборы? Что такое выборы? |
Развитие умений учащихся |
Развитие коммуникативных навыков и работы в группе, анализ текста и ситуации. |
Основные понятия |
Президент, выборы, избиратель. |
Ход проведения мероприятия |
Учащиеся знакомятся с текстом сказки. Придумывают название. Работают в группах. |
Примерные вопросы |
Какие вопросы хотите задать? Были ли вы на выборах? Подумайте для чего, нужны выборы? А вы заметили нарушения в лесных выборах? |
Отработка навыков работы с текстом |
Учитель дает текст с лакунами (пропуски в тексте) и просит их заполнить. |
Рефлексия |
Что узнали нового о выборах? |
Домашнее задание |
Нарисовать по выбору героев сказки. |
В одном царстве, в одном государстве жил лесной народ. На территории этого государства происходили конфликты, разногласия, была большая неразбериха.
И решили тогда звери выбрать своего президента, чтобы он решал все вопросы. Выборы назначили, дату установили. На пост главы претендовали кандидаты: медведь Михайло Иванович Топтыгин, заяц Пётр Ушастиков Догоняй – не Догонишь и лось Емельян Копытин. В поддержку кандидатов лесные братья собирали подписи избирателей.
Чтобы народ знал, кого выбирать, лисе Алисе поручили проводить агитацию. На агитационных лозунгах Михайло Топтыгина звучало «зверям – мир, государству – процветание, работникам – большие зарплаты!» Эти лозунги висели на деревьях, у входа в норы. Выступал медведь и по телевизору с речью о том, что он сделает, когда встанет на пост президента лесной страны. От кандидата – медведя не отставали и заяц с лосём. Лиса Алиса следила, чтобы в период агитации не было нарушений и призывов к насилию и вражде. Благодаря её усилиям, нарушений не было.
За сутки до выборов запретили агитацию в любом виде. Выборы проводились с 8 часов 00 минут до 20 часов 00 минут. Свой голос отдавать пришли все звери, прилетели все птицы. Каждому зверю был вручен бюллетень – лист, где напечатаны имена кандидатов. За ходом выборов следили сороки на 4 избирательных участках. На севере государства всё произошло без нарушений, на юге и западе замечаний нет, а вот на востоке государства произошёл, инцидент: волк советовал кунице поставить свой голос за лося, дескать, он больше и много знает. Но сороки Марфа Полетайкина Белобокина и Любовь Залётная объяснили волку и кунице, что голосование личное дело каждого. Учудил и бобр, попросив ежа проголосовать за него, так как он сильно занят ремонтом плотины на ручье, и не может прийти на выборы.
После выборов счётная комиссия проводила подсчёт. Затем ещё раз перепроверили количество голосов. Ведь это очень важно.
В ходе голосования президентом страны стал медведь Михайло Иванович Топтыгин. Он получил 48% голосов, его соперники: Лось – 27%, Заяц – 25%. Его инаугурация транслировалась по телевизору на всех каналах.
Далее избранный президент говорил речь. Она была длинной, но доступной всем зрителям. Ещё президент благодарил всех, кто голосовал за него.
С тех пор в лесном государстве царил мир и покой, все исполняли законы, подписанные президентом.
И теперь все смотрят на эту страну и берут пример с неё.
- Кого выбирали звери?
- Для чего им нужен президент?
- Как они готовились к выборам?
- Как проходило голосование?
- Какие ошибки допустили звери при голосовании?
Сказка о лесных выборах
Текст с лакунами
В одном царстве, в одном государстве жил лесной народ. На территории этого государства происходили конфликты, разногласия, была большая неразбериха.
И решили тогда звери выбрать своего …………, чтобы он решал все вопросы. Выборы назначили, дату установили. На пост главы претендовали кандидаты: медведь Михайло Иванович Топтыгин, заяц Пётр Ушастиков Догоняй – не Догонишь и лось Емельян Копытин. В поддержку кандидатов лесные братья собирали подписи избирателей.
Чтобы народ знал, кого выбирать, лисе Алисе поручили проводить ………. На агитационных лозунгах Михайло Топтыгина звучало «зверям – мир, государству – процветание, работникам – большие зарплаты!» Эти лозунги висели на деревьях, у входа в норы. Выступал медведь и по телевизору с речью о том, что он сделает, когда встанет на пост президента лесной страны. От кандидата – медведя не отставали и заяц с лосём. Лиса Алиса следила, чтобы в период агитации не было нарушений и призывов к насилию и вражде. Благодаря её усилиям, нарушений не было.
За сутки до выборов запретили агитацию в любом виде. Выборы проводились с 8 часов 00 минут до 20 часов 00 минут. Свой голос отдавать пришли все звери, прилетели все птицы. Каждому зверю был вручен ………. – лист, где напечатаны имена кандидатов. За ходом выборов следили сороки на 4 избирательных участках. На севере государства всё произошло без нарушений, на юге и западе замечаний нет, а вот на востоке государства произошёл инцидент: волк советовал кунице поставить свой голос за лося, дескать, он больше и много знает. Но сороки Марфа Полетайкина Белобокина и Любовь Залётная объяснили волку и кунице, что …………… каждого. Учудил и бобр, попросив ежа проголосовать за него, так как он сильно занят ремонтом плотины на ручье, и не может прийти на выборы.
После выборов счётная комиссия проводила ……... Затем ещё раз перепроверили количество голосов. Ведь это очень важно.
В ходе голосования президентом страны стал медведь Михайло Иванович Топтыгин. Он получил 48% голосов, его соперники: Лось – 27%, Заяц – 25%. Его инаугурация транслировалась по телевизору на всех каналах.
Далее избранный президент говорил речь. Она была длинной, но доступной всем зрителям. Ещё президент благодарил всех, кто голосовал за него.
С тех пор в лесном государстве царил мир и покой, все исполняли законы, подписанные президентом.
И теперь все смотрят на эту страну и берут пример с неё.
- Кого выбирали звери?
- Для чего им нужен президент?
- Как они готовились к выборам?
- Как проходило голосование?
- Какие ошибки допустили звери при голосовании?