Тема научно-экспериментальной работы СП «Детский сад Журавушка»: «Полихудожественное воспитание дошкольников через интеграцию различных видов художественно-творческой деятельности».
Одним из направлений является апробация и внедрение образовательной программы Г.А.Рубан для старших дошкольников по художественно-эстетическому развитию дошкольников: «Такие разные постройки. Знакомим дошкольников с архитектурой Самары!», Самара: 2016.
Данная работа ведется второй год. В январе–феврале 2019 года в СП «Детский сад Журавушка» был реализован мини-проект по ознакомлению дошкольников с архитектурой на примере особняка И.А.Клодта.
В процессе реализации проекта на основе принципа интеграции решались задачи всех образовательных областей.
На подготовительном этапе - был проведен цикл занятий со старшими дошкольниками по знакомству с особняком Клодта, с целью расширения представлений дошкольников о памятниках архитектуры, и формирования представлений об архитектуре как совокупности зданий с разными конструкциями и декором, а так же умения находить сходство и различие архитектурных сооружений, особенностей материалов и элементов оформления. В процессе подготовки педагог предложила детям отправиться в путешествие в областной центр и сказать, как он называется. После этого дети выкладывали название города САМАРА из букв, при этом различали гласные и согласные звуки. В процессе дидактических игр закрепили названия архитектурных элементов.
На первом этапе проекта дети отправились в виртуальную экскурсию. Дети познакомились с внешним видом здания, отметили его архитектурные особенности, при этом активный словарь детей пополнился архитектурными терминами. Ребята узнали об истории особняка, отметили, что части особняка состоят из объемных геометрических тел, украшенных архитектурными элементами.
В процессе поэтапного восприятия этого здания: дети сопоставляли геометрическую форму с архитектурой особняка Клодта. При этом отметили, что вид слева и справа совершенно разный. Дети научились находить сходство и различие архитектурных сооружений понимать особенности материалов и элементов оформления здания: башни, балконы, решетки.
Затем попробовали создать свой особняк из плоскостных геометрических фигур. В процессе выполнения данного задания у детей развивались пространственные представления, зрительно-двигательная координация, формировалась способность различать элементы оформления здания.
На втором этапе продолжением знакомства с особняком стала интегрированная продуктивная деятельность по художественно-эстетическому и речевому развитию. Педагог применила Метод контрастного сравнения. Для этого детям предложили сравнить архитектуру современного железнодорожного вокзала из стекла и бетона и Детскую картинную галерею. Во время рассматривания здания вокзала дети отметили его архитектурные особенности, форму, материал. С вокзала отправились в Детскую картинную галерею, которая расположилась в особняке И.А.Клодта.
Дети отметили, что особняк Клодта совсем не похож на современный вокзал. Рассказали о том, из какого материала построены оба здания, рассмотрели и назвали архитектурные элементы.
С помощью интерактивной доски была проведена игра, в ходе которой изображение особняка спроецировали на доску и обвели его по контуру, но злой волшебник «Украл цвет» у особняка. Ребятам предложили самим нарисовать особняк с помощью клеевой акварели и ватных палочек. Дети с большим интересом приступили к выполнению задания и были в полном восторге от результата своей деятельности.
Электронная игра «Чей домик?» стала прекрасным средством закрепления темы «Сказочная архитектура». Дети отметили, что особняк Клодта не в сказке, а существует на самом деле и имеет практическое применение - служит людям в качестве картинной галереи. И даже предположили, что их работы, которые они выполнили, могут быть размещены в особняке.
В ходе реализации проекта мы еще раз убедились в том, что дошкольники быстрее усваивают знания в игровой и практической деятельности.
Поэтому на третьем этапе в процессе занятия по математике «мистер Цилиндр» прислал детям свою шляпу и несколько заданий для детей. В ходе выполнения заданий дети выкладывали плоскостные изображения зданий из геометрических фигур, отмечая их схожесть с особняком Клодта.
Дети отметили, что получившееся изображение плоское, а особняк объемный, подумали, как можно создать объемную геометрическую форму и предложили сконструировать их из пластилиновых шариков и счетных палочек. Получившиеся объемные тела сопоставили с архитектурными формами особняка Клодта.
Сравнили объемные формы и плоские геометрические фигуры, рассмотрели цилиндры с разных сторон и сделали вывод, что если посмотреть на них сверху, то это-круги, а сбоку- прямоугольники.
Таким образом, у детей формировались первичные математические представления о цилиндре и полуцилиндре, и понятия: «симметрия», «асимметрия», «вид цилиндра сверху», «вид сбоку», «вид спереди» и схематическом изображении архитектурных форм в виде квадрата, круга, полукруга и прямоугольника. В процессе сравнения объемных геометрических тел с архитектурой особняка И.А. Клодта дети научились анализировать форму постройки в целом и её отдельных частей.
Заключительным этапом мини-проекта стало творческое занятие по художественному конструированию Солнечного замка.
Ребята рассматривали архитектурные достопримечательности мира, отметили их сходства и различия, архитектурные особенности и элементы, решили стать архитекторами и у них возникла ИДЕЯ: создать необычный замок из разноцветных пластиковых бутылок и пластилина. Затем они приступили к ПЛАНИРОВАНИЮ своей деятельности: они договаривались, кто какой и каким способом будет выполнять архитектурный элемент, при этом проговаривали их названия.
Наконец приступили к ВОПЛОЩЕНИЮ своей идеи. В процессе конструирования замка у детей развивались творческие, конструктивные, коммуникативные способности. Ребята старались, украшали свой замок вылепленными из пластилина архитектурными элементами, арками, бегунцом, куполами и т.д. Дети высказывать мнение по поводу пространственного размещения построек в композиции. В итоге у них получился чудесный сказочный замок, который они украсили светящимися «солнечными лучиками». Они с восторгом показывали свой замок взрослым и детям и с большим творчеством используют его для игр в группе.
В ходе реализации проекта мы применяли:
- «Метод контрастного сравнения»,
- «Виртуальную экскурсию»,
- «Технику нетрадиционного рисования с помощью клеевой акварели и ватных палочек», технику «макетирования»,
- Информационно-коммуникативные технологии,
- Метод проектов,
- а при создании детской идеи Солнечного замка – художественное конструирование и детский дизайн.
Реализация мини-проекта по знакомству с особняком И.А.Клодта от идеи до воплощения способствовала развитию у детей интереса к архитектуре, развитию навыков преобразования окружающей действительности, формированию художественно-творческих способностей и первичных математических представлений.