Сейчас невозможно представить наше общество без информационных технологий, поэтому, важность включения информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательный процесс в начальном общем образовании не вызывает вопрос. С каждым годом современные технологии всё прочнее укрепляют свой статус в нашей жизни. Нынешнее поколение детей всё чаще используют компьютеры и планшеты и наличие компьютера или ноутбука дома у обучающихся стало совершенно обычным делом. Именно поэтому, многие учителя стремятся использовать информационно-коммуникативные технологии на своих уроках. Это привлекает внимание обучающихся, может служить элементом мотивации, будет являться интересным элементом во время урока.
Существует огромное количество интерактивных сервисов и приложений, которые помогут включить современные технологии в образовательный процесс. Для этого понадобится лишь проектор в классе и телефоны (планшеты) с Интернетом у обучающихся. Рассмотрим несколько понятий слова интерактивность.
Интерактивность – возможность, предполагающая непосредственное взаимодействие с пользователем в процессе работы, немедленную реакцию на действия пользователя [1].
Интерактивность – возможность двустороннего или многостороннего влияния друг на друга в реальном времени [2].
В этой статье используется первое понятие слова интерактивность.
Первый сервис – это Lecture Racing [3].
Этот русскоязычный сервис позволяет загружать презентации, созданные учителем. Обучающийся с помощью мобильных устройств могут работать с этой презентацией. Во время работы с этим сервисом учитель может задавать вопрос обучающимся и тут же обводить верный ответ на слайде. Обучающиеся так же могут самостоятельно через мобильное устройство работать с презентацией: обводить слова, двигать предметы. Это очень полезный и увлекательный сервис, который позволяет объединить неинтерактивную презентацию и BYOD (Bring your own devices – принесите свои собственные устройства). На уроках учитель может загрузить свою презентацию и создавать опросы для обучающихся в самом сервисе с помощью встроенных в сервис возможностей.
Следующий сервис – Learnis [4]. В этом сервисе есть возможность создать свою квест-комнату, из которой обучающийся сможет выйти, только выполнив все задания. Есть еще возможность создать викторину и терминологическую игру. К каждой игре есть понятная и доступная инструкция по использованию. На уроках математики можно использовать создание квест-комнаты со включением вопросов из нужной темы. Терминологическую игру можно использовать на всех уроках, как и викторину.
Еще один русскоязычный сервис – Learning Apps [5]. Многие учителя могут быть уже знакомы с этим сервисом. На этом сервисе есть множество других шаблонных игр, с помощью которых можно создавать свои собственные игры, которые будут подходить детям конкретного класса. Так же как и остальные сервисы, Learning Apps можно использовать на всех предметах. К примеру, на уроках математики при изучении темы «Деление с остатком», можно создать игру, в которой обучающемуся необходимо соединить выражение и его правильное значение.
Русскоязычный сервис еТреники [6]. Он позволяет создавать тренажёры пяти видов. Подходит под все предметы не только начальной школы, но и средней. Универсальный сервис, с помощью которого с лёгкостью можно сделать интересную интерактивную игру. Для того, чтобы создать тренажёр необходимо будет зарегистрироваться. Каждый тренажёр, после создания, получает уникальный код, с помощью которого обучающиеся могут получить доступ к заданию. На уроках русского языка по теме «Перенос слов», можно использовать вид тренажёра, который называет НЛО. Его суть заключается в том, что обучающемуся дается пять блоков со словами, которых есть правильный и неправильный перенос. Ученику необходимо выбрать слова с неправильным переносом и убрать их.
Kahoot! [7] – еще одна онлайн-платформа, позволяющая делать уроки интереснее. Этот сервис англоязычный, но в нём легко разобраться. С помощью этого сервиса можно провести быстрый и интересный контроль за знаниями обучающихся. Для создания, так же, необходимо будет зарегистрироваться. Сервис позволяет создавать задания с четырьмя возможными вариантами ответа. Если есть необходимость, то сервис позволяет вставить изображение в вопрос. К каждому вопросу есть возможность выставить таймер. На смартфонах у обучающихся будут только символы, которые обозначают тот или иной вариант ответа. Сами же задания будут отображаться только на экране компьютера или интерактивной доски. На уроке окружающего мира по теме «Путешествие по Москве» можно создать небольшой тест для проверки знаний по теме у обучающихся.
Quizizz [8] – онлайн сервис для создания викторин. Есть возможность как создать новую викторину, так и использовать уже созданную. А так же можно создать свою со включение уже созданных вопросов, которые имеются в базе сервиса. Каждая викторина будет иметь свой пригласительный код, который необходимо будет ввести при входе на сайт. У обучающихся на смартфонах будут отображаться вопросы и варианты ответа. На экране будет отображаться лишь турнирная таблица. После завершения викторины, будет возможность посмотреть как каждый обучающийся ответил на вопрос. К примеру, на уроках литературного чтения при работе с произведением В.Одоевского «Мороз Иванович» после прочтения можно опрос сделать интерактивным с помощью этого сервиса, используя вопросы после произведения. Так можно узнать, что обучающиеся усвоили.
Это не все сервисы, которые существуют на данный момент, но самые распространенные и простые в использовании. Создание заданий в каждом сервисе займет время, но позволит сократить его на проверке обычных тестов по темам. Здесь есть возможность быстро и интересно проверить знания обучающихся. Дополнительный элемент мотивации, такой как соревновательность, позволит обучающимся с интересом и желанием проходить викторины или опросы.
Список используемых источников
- Портал «Русский язык как государственный», rus-gos.spbu.ru
- Портал «Академик», technical_translator_dictionary.academic.ru
- Портал «Lecture Racing», http://lectureracing.com
- Портал «Learnis», https://www.learnis.ru
- Портал «Leaning Apss», https://learningapps.org
- Портал «еТреники» https://etreniki.ru
- Портал «Kahoot!», https://kahoot.com
- Портал «Quizizz», https://quizizz.com