Цели:
- закреплять понятия о глаголе, как части речи;
- вспомнить признаки глагола;
- формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, определять лицо и число глагола;
- работать над развитием и коррекцией восприятия, речи, мышления, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей;
- поддерживать интерес к изучению предмета.
Ход урока
I. Организационный момент
Цель: организовать внимание учащихся, проверить готовность к уроку.
Интересная часть речи,
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет и поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Все расскажет нам … (глагол!)
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Что такое глагол?
2. Что обозначает глагол?
3. На какие вопросы отвечает глагол?
4. Как изменяются глаголы?
- По временам. Числам. По родам (в прошедшем времени)
Работа над деформированным предложением. Составьте из слов пословицу.
В чужом, видим, глазу, бревна, а в своём, сучок, не замечаем.
В чужом глазу сучок видим, а в своём бревна не замечаем.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Очень часто мы не замечаем своих недостатков. Зато в других людях видим их сполна. Пословица как раз об этом. Прежде всего нужно критически оценивать свои привычки, поступки и поведение и не осуждать кого-то за незначительные ошибки и промахи. Помни эту народную мудрость и никогда так не поступай.
- Давайте найдём в этой пословице все глаголы. Какое правило нужно вспомнить при написании предложения? (не с глаголами пиши раздельно)
Записать предложение, глаголы выделить.
- определите, время глаголов, число глаголов.
- Что нам помогает определить число? (местоимение)
- Что еще можно определить у глаголов с помощью местоимений? (лицо)
III. Сообщение темы и целей урока
Кто скажет тему сегодняшнего урока. Определите цели нашего урока.
- Мы с вами выяснили, что глагол изменяется по лицам и числам. А у какой еще части речи есть лицо? (у местоимения)
Детям предлагается прочитать местоимения и глаголы, таблица
Я Пою Мы Поём Ты Поёшь |
Вы Поёте Он Поёт Они Поют |
- Глаголы, какого времени записаны? (Настоящего времени)
- Какая часть слова меняется? (Окончание)
- Какого лица и числа записаны местоимения?
(1, 2, 3-го лица в единственном и множественном числе)
- Тема нашего урока «ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ».
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Работа с учебником. Чтение правила на стр. 126.
Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.
- Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е)
- Какие числа имеют глаголы? (Единственное и множественное)
- Как определить лицо и число глагола? (По местоимению и по окончанию глагола)
IV. Закрепление полученных знаний
Работа в рабочей тетради. Стр 237 (устно).
- Проспрягайте глагол ЧИТАТЬ, МЕЧТАТЬ самостоятельно. (Работа у доски 2 ученика)
- Выделите окончания.
1. Определи лицо и число глаголов, выдели окончание. (устно)
Он беседует, я болтаю, ты записываешь, вы смеетесь, они строят, ты пилишь, я рою, мы красим, вы проводите, я посмотрю, они лопнули, мы окружаем, он вылечит, он почернеет
Рабочая тетрадь стр 96, упр 238 запиши глаголы в 3 столбика.
Самостоятельная работа (на карточках), дифференцированный подход
2. Поставьте глаголы в заданном лице.
- мечтать о кукле - 2 л. мн.ч._________________
- верить в сказку – 1л., ед.ч___________________
- витать в облаках -3л.мн.ч___________________
- рубить дрова – 2л., ед.ч____________________
- наблюдать за кошкой – 3л., Ед.ч
- грузить вещи - 1л., мн ч
3. Найди в тексте глаголы, подчеркни их, определи лицо и число глаголов.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам, поглядывает по сторонам. Зайцу белую шубку подарила, теперь его никто не заметит. А лисе - ярко-рыжее тёплое платье оставила.
- У каких глаголов не определяется спряжение? (прош. вр)
V. Итог урока
- Что такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам)
- Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и по окончанию глагола)
Дополнительные задания
1. Однажды я с моей мамой пошёл на завод.
2. Там мама показала мне много интересных машин.
3. В заводской газете я увидел статью о маме.
4. О ней уже раньше писали.
5. Я горжусь своей мамой.
6. Ходите только по тротуарам или по левому краю дороги.
7. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
8. Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.
9. Громкое пенье соловья иногда будит нас ночью.
10. Одной рукой узла не завяжешь.