Урок русского языка в 9-м классе по теме «Изменение глаголов по лицам и числам»

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 9

Ключевые слова: русский язык, глагол, изменение глаголов по лицам и числам


Цели:

  • закреплять понятия о глаголе, как части речи;
  • вспомнить признаки глагола;
  • формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, определять лицо и число глагола;
  • работать над развитием и коррекцией восприятия, речи, мышления, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей;
  • поддерживать интерес к изучению предмета.

Ход урока

I. Организационный момент

Цель: организовать внимание учащихся, проверить готовность к уроку.

Интересная часть речи,
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет и поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Все расскажет нам … (глагол!)

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Что такое глагол?

2. Что обозначает глагол?

3. На какие вопросы отвечает глагол?

4. Как изменяются глаголы?

- По временам. Числам. По родам (в прошедшем времени)

Работа над деформированным предложением. Составьте из слов пословицу.

В чужом, видим, глазу, бревна, а в своём, сучок, не замечаем.

В чужом глазу сучок видим, а в своём бревна не замечаем.

- Как вы понимаете эту пословицу?

Очень часто мы не замечаем своих недостатков. Зато в других людях видим их сполна. Пословица как раз об этом. Прежде всего нужно критически оценивать свои привычки, поступки и поведение и не осуждать кого-то за незначительные ошибки и промахи. Помни эту народную мудрость и никогда так не поступай.

- Давайте найдём в этой пословице все глаголы. Какое правило нужно вспомнить при написании предложения? (не с глаголами пиши раздельно)

Записать предложение, глаголы выделить.

- определите, время глаголов, число глаголов.

- Что нам помогает определить число? (местоимение)

- Что еще можно определить у глаголов с помощью местоимений? (лицо)

III. Сообщение темы и целей урока

Кто скажет тему сегодняшнего урока. Определите цели нашего урока.

- Мы с вами выяснили, что глагол изменяется по лицам и числам. А у какой еще части речи есть лицо? (у местоимения)

Детям предлагается прочитать местоимения и глаголы, таблица

Я Пою
Мы Поём
Ты Поёшь
Вы Поёте
Он Поёт
Они Поют

- Глаголы, какого времени записаны? (Настоящего времени)

- Какая часть слова меняется? (Окончание)

- Какого лица и числа записаны местоимения?

(1, 2, 3-го лица в единственном и множественном числе)

- Тема нашего урока «ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ».

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Работа с учебником. Чтение правила на стр. 126.

Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.

- Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е)

- Какие числа имеют глаголы? (Единственное и множественное)

- Как определить лицо и число глагола? (По местоимению и по окончанию глагола)

IV. Закрепление полученных знаний

Работа в рабочей тетради. Стр 237 (устно).

- Проспрягайте глагол ЧИТАТЬ, МЕЧТАТЬ самостоятельно. (Работа у доски 2 ученика)

- Выделите окончания.

1. Определи лицо и число глаголов, выдели окончание. (устно)

Он беседует, я болтаю, ты записываешь, вы смеетесь, они строят, ты пилишь, я рою, мы красим, вы проводите, я посмотрю, они лопнули, мы окружаем, он вылечит, он почернеет

Рабочая тетрадь стр 96, упр 238 запиши глаголы в 3 столбика.

Самостоятельная работа (на карточках), дифференцированный подход

2. Поставьте глаголы в заданном лице.

  • мечтать о кукле - 2 л. мн.ч._________________
  • верить в сказку – 1л., ед.ч___________________
  • витать в облаках -3л.мн.ч___________________
  • рубить  дрова – 2л., ед.ч____________________
  • наблюдать за кошкой – 3л., Ед.ч 
  • грузить вещи - 1л., мн ч

3. Найди в тексте глаголы, подчеркни их, определи лицо и число глаголов.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам, поглядывает по сторонам. Зайцу белую шубку подарила, теперь его никто не заметит. А лисе - ярко-рыжее тёплое платье оставила.

- У каких глаголов не определяется спряжение? (прош. вр)

V. Итог урока

- Что такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам)

- Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и по окончанию глагола)

Дополнительные задания

1. Однажды я с моей мамой пошёл на завод.

2. Там мама показала мне много интересных машин.

3. В заводской газете я увидел статью о маме.

4. О ней уже раньше писали.

5. Я горжусь своей мамой.

6. Ходите только по тротуарам или по левому краю дороги.

7. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

8. Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

9. Громкое пенье соловья иногда будит нас ночью.

10. Одной рукой узла не завяжешь.