Фонематическое восприятие – это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие спонтанно не формируется, для его развития необходимо специальное обучение детей.
Фонематическое восприятие включает в себя 3 операции:
- умение определять линейную последовательность звуков в слове;
- умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
- осознание или подсчет количества звуков в слове.
Развитие фонематического восприятия у детей 5-6 лет
Показатели развития фонематического восприятия детей 5-6 лет:
- формируются навыки звукового анализа слов (способность к выделению первого звука из слова, например, первый звук в слове дом - [д]).
- дети способны к звуковому анализу трех-звуковых слов (например: дом, кот, дым, мак, ком).
1. Игра «Хлопни в ладоши»
Этапы работы:
- Работу начинаем с гласных звуков в определенной последовательности (а, у, о, э, и, ы). Из потока звуков выделяем только один [А]. Пример: о, А, у, и, о, А, и, о, ы, затем переходим к другому звуку ([У]). Только после того как ребенок овладеет выделением звуков из потока звуков, переходи ко II этапу.
- Выделение гласных звуков из обратных слогов (например: Ап, оп, уп, Ап, и т.д) Когда ребенок выделяет гласный звук из слогов без ошибок, переходим к III этапу.
- Выделение гласных звуков (в начальной ударной позиции)из слов (например:Арка, Аист, Аня; Уши, Улей, Утро).
Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).
Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э;
ал, ум, ин, ап, ут, он; арка, уши, аист, ангел, Аля.
Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].
2. Игра «Назови первый звук в слове»
Работу начинаем со слов с гласными звуками в начальной ударной позиции (аист, Аня, август; улей, улица, утро и т.д.). Когда ребенок уверенно выделяет гласные звуки, переходим к согласным звукам в начальной позиции. В первую очередь нужно вводить слова с согласными раннего онтогенеза (Б, М, П, К, Г, В, Ф, Т, Д, Н, Х),а в последнюю очередь слова с согласными (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р).
Родитель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик).
3. Игра «Слушай, не зевай»
Перед началом игры познакомьте детей с понятиями «звук» и «буква». Чем они отличаются друг от друга (звук мы слышим и произносим, букву – видим и пишем).
Приготовьте разноцветные картонные кружки. «Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Когда услышишь в слове звук «б», покажи синий кружок. (То же на звуки п, в, ф, д, т или другие), на гласные -красный.
4. Игра «Хлопай, топай»
На слоги со звуком» «Б» дети хлопают в ладоши, а на слоги со звуком «П» дети топают (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-з, ч-щ, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
5. Игра «Подарки для Лисы и Зайца»
Вначале подбираем слова со звуками С и З в начальной позиции (например, сова, слон, замок). Когда ребенок запомнил слова, переходим к позиции звука в середине слова (осы, коза).
«Давай будем искать слова - подарки со звуком С - для Лисы, а слова, в которых слышится звук З - для Зайца».
Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет
Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем (звуков).
Показатели развития фонематического восприятия детей 6-7 лет:
- дифференцируют звуки на слух (твердые-мягкие, звонкие-глухие);
- различают оппозиционные звуки (в-ф, б-п, д-т, г-к, з-с, ш-ж, ш-с и т.д.);
- слышат и выделяют первый и последний согласный звук в слове;
- определяют количество и последовательность звуков в слове;
- называют слова на заданный звук.
1. Игра «Сколько звуков?»
На этом этапе дети владеют понятиями гласный/согласный звуки и способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько услышал звуков.
2. Игра «Шифровка»
На этом этапе дети владеют понятиями гласный/согласный звуки и способны определять количество гласных/согласный звуков в словах (например, кот, том, мама, вода и др.).
Инструкция: Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове.
3. Игра «Узнай слово»
Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан.», «пау.», «вени.» и т. д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.
4. Игра «А ну-ка, догадайся!»
Инструкция: Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
5. Игра «Крайние звуки»
Инструкция: Назови первый и последний звуки в словах: аист, ослик, угол.
Профилактики нарушений письма
1. Игра «Буквы, по порядку становитесь»
Перед началом игры напоминаем ребенку о том, что есть понятия «звуки и буквы». Звуки – мы слышим и произносим, буквы – видим и пишем.
Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем — по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.
2. Игра «Собери слово»
Перед началом игры напоминаем ребенку о том, что есть понятия «звуки и буквы». Звуки – мы слышим и произносим, буквы – видим и пишем.
На первом этапе начинаем игру с устного произнесения (простые слова из 2-3 звуков, например: ау, ус, ум; дом, ком и т.д.). Когда ребенок легко справляется, переходим к более сложным словам.
Взрослый произносит слова, выделяя последовательно звуки (А….У; Д…О…М), а ребенок должен собрать из звуков слов.
Когда ребенок уверенно называет слова, мы усложняем игру, добавляя между звуками слово потом (например: К потом О потом Т).
3. Игра «Выложи слово»
Перед началом игры напоминаем ребенку о том, что есть понятия «звуки и буквы». Звуки – мы слышим и произносим, буквы – видим и пишем.
Перед ребенком лежат карточки с буквами с заданным словом. Взрослый произносит последовательно звуки задуманного слова(например, М…А…М…А). Ребенок выкладывает перед собой слово из букв.
4. Игра «Вставь слова»
Взрослый читает предложение, пропуская предлоги, ребенок вставляет предлог. Инструкция: попробуй вставить пропущенное слово.
Лена наливает чай … чашки.
Птенец выпал … гнезда.
Щенок спрятался … крыльцом.
Деревья качаются… ветра.
Пёс сидит … конуре.
Стойкое исправление речевых нарушений может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия, невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе.