«Всякое творчество начинается как
индивидуальное стремление
к самоусовершенствованию и,
в идеале, – к святости».
И.А.Бродский
Инновации в современном образовании, с использованием компьютерных и цифровых технологий привели к формированию огромного, качественно нового музыкального социума, который в целом ряде новых аспектов поставил вопрос о значении, содержании и формах музыкального искусства, связанных с формированием музыкально-ценностных ориентаций. Вступая в жизнь, человек получает в наследство от истории колоссальный мир духовных ценностей культуры и человеческих отношений. Более осознанно и заинтересованно дети судят о явлениях культуры, если они так или иначе приобщены к процессу творчества.
Детское творчество в области искусства активно содействует воспитанию эстетического вкуса, их художественному образованию. Известно, что творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, что необходимо во всех видах деятельности. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности (импровизация, пластическое интонирование, вокальное и инструментальное музицирование, музыкально-поэтическое творчество, звукорежиссура и т.д.)
Важным стимулом развития детского творчества является положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей.
В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер и является средством развития способности образного видения мира.
Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Работа по раскрытию и активизации творческих возможностей вплетается в обычное занятие музыкой: сочетается с пением, нотной грамотой, слушанием музыки и другими формами.
Все формы музыкальных занятий должны способствовать творческому развитию детей, т.е. вырабатывать в них стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.
Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.
Литература
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М. 1971.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М. 1968.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.1995.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М. 1997.