Дидактические игры как способ коррекции устной речи на уроках окружающего мира у обучающегося с тяжелым нарушением речевого развития

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: окружающий мир, ТНР – тяжелое нарешение речи, дидактическая игра


На данный момент в школах наблюдается все больше случаев тяжелого нарушения в речевом развитии младших школьников. Например, обучающиеся с ТНР, которые приходят в 1 класс часто не могут грамотно составить предложение или связный рассказ, не всегда понимают суть вопроса, заданного учителем. В настоящее время проблема ухудшения здоровья детей является одной из распространённых среди прочих. Данная проблема возможна из-за воздействия экологических, психических, социальных и других факторов, тем или иным образом влияющих на развитие ребенка.

В свою очередь стандарт предусматривает обучение всех детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья прописывается [1, с. 2-5], что должны учитываться образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, и стандарт должен быть направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – детей с ограниченными возможностями здоровья.

Процесс обучения и воспитания затрудняет то, что проблема тяжелого нарушения речи до сих пор полностью не изучена, и некоторые вопросы на данный момент остаются открытыми.

Решением проблемы развития устной речи у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи может выступать дидактическая игра, так как в ходе ее проведения педагог может увидеть, насколько у определенного ребенка развита речь и над чем конкретно стоит работать. С помощью применения дидактической игры на практике учитель может корректировать устную речь обучающегося с ТНР.

В своей работе такие педагоги Э.Крейчова и М.Вольфова [2, с. 124] высоко ценят роль игры как важной части образования. По мнению авторов, использование дидактических игр в обучении может позволить педагогу выявить у обучающихся нарушения в развитии речи. Также, с помощью дидактической игры учитель может корректировать устную речь обучающегося с ТНР, так как в младшем школьном возрасте ведущая деятельность, чаще всего, игровая.

Рассмотрим понятие «дидактической игры». По Н.В.Кругликову дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [2, с. 75].

По О.Г.Приходько тяжелые нарушения речи (далее-ТНР) - это стойкие специфические отклонения  в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте [4, с. 15].

Рассмотрим главные особенности развития устной речи у обучающихся младшего школьного возраста с ТНР:

  • Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании устной речи.
  • Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь).
  • Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.
  • Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.

Приведем пример коррекции устной речи обучающегося с ТНР на уроках окружающего мира. Возможно проведение такой дидактической игры, как игра - «Придумай предложение». Суть игры заключается в том, что педагог произносит какую-либо фразу, а ребенок повторяет ее и продолжает.Тематика может быть самой разнообразной. Например: 2 класс тема «Путешествия». Педагог может предложить детям собрать чемодан в дорогу («Я возьму с собой зонтик, чтобы……»). Данная игра проводится для развития умения продолжать начатую мысль, грамотно выстраивать предложение и уметь обосновывать свою точку зрения.

Также, на уроке окружающего мира по теме «Труд людей» возможно проведение игры «Что напутал художник?». Педагог предлагает обучающимся картинки с изображениями разных профессий, в которых допущены ошибки. Задача обучающихся состоит в том, чтобы найти ошибки и объяснить, что именно нужно исправить. Обучающийся должен составить связный и полный ответ. Ребенку с ТНР сделать это будет проблематично, поэтому учитель может помогать ему. Например, начать фразу, а ребенку необходимо будет ее закончить. Если у ребенка будет хорошо получаться составлять связный рассказ, можно усложнять задачу дополнительными вопросами, таким образом развивая устную речь обучающегося с ТНР.

Во время изучения темы «Овощи и фрукты на нашем столе» возможно проведение дидактической игры «Полезные загадки». Учитель заранее заготавливает мешочек с находящимися внутри картинками овощей и фруктов. Педагог предлагает обучающимся вытянуть из мешочка по одной бумажке с изображением овоща или фрукта. Задача обучающегося описать овощ или фрукт на картинке так, чтобы остальные дети в классе отгадали его. Данная игра поможет не только корректировать устную речь обучающегося с ТНР, но и помочь закрепить знания по пройденной теме. Для обучающегося с ТНР заранее подготавливается карточка, которая поможет ему верно выстроить ответ. На карточке будут вспомогательные слова («цвет», «форма», «вкус» и т.д.)

В период изучения темы «Дикие и домашние животные» может подойти дидактическая игра «Расскажи за меня». Дети от учителя узнают, что животные разучились разговаривать, но очень бы хотели о себе рассказать. Педагог предлагает обучающимся загадать про себя одно домашнее или дикое животное и придумать небольшой рассказ от его лица, но не называть это животное. Задача остальных обучающихся состоит в том, чтобы отгадать про какое животное идет речь. Для проведения данной игры также может использоваться карточка с фразами-помощниками («Я ем…», «Я живу…», «Какого я размера?» и т.д.).

Дидактическая игра «Тайное письмо» может быть использована при изучении темы «Моя Родина». Учитель сообщает обучающимся, что им пришло письмо, но по дороге предложения перепутались. Учитель раздает на пару конверт с предложениями, ребенку с ТНР достается отдельный конверт с этими же предложениями. В письме находится важная информация о культурном объекте, который находится в Москве. Обучающимся необходимо вскрыть конверт, восстановить последовательность предложений, зачитать получившийся текст вслух и отгадать, о каком объекте идет речь. В письме может находиться любой текст о любом объекте, городе и т.д. Также, педагог может использовать сразу несколько текстов на уроке. Текстов может быть несколько. Данная дидактическая игра подходит для обучающихся 3-4 классов.

Таким образом, подводя итог хочется отметить, что дидактическая игра является возможным способом коррекции устной речи обучающегося младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Министерство образования и науки Российской Федерации. -4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2016. - с. 2 – 13
  2. Мишечкина Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №52. — С. 70-121.
  3. «Примерная адаптированная основная образовательная программа для школьников с тяжелыми нарушениями речи» под ред. Проф. Л.В. Лопатиной.
  4. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. - с. 14-17