Планируемые результаты:
Предметные:
- осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
- овладевают умением проверять написанное.
Личностные:
- Определяют границы собственного знания и «незнания»
- Осознают роль языка в речи и жизни людей;
- Обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников.
Метапредметные:
- Познавательные УУД: делают выводы о результате совместной работы пары;
- общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
- Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; работают по предложенному учителем плану; адекватно воспринимают оценку учителя, контролируют и оценивают знания и учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (карточки, задания по доске, учебник).
Ход урока
I. Организационный момент
- Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок в хорошем настроении.
- Поднимите руки те, кому нравится общаться с одноклассниками.
- Хлопните в ладоши, если вы любите ссориться.
- Топните ногой, если вы не готовы к уроку.
- Здравствуйте, ребята!
II. Минутка чистописания
Слайд 2.
- На экране вы видите буквы (б о д о р).
- Прочитайте вслух ,не торопясь, эти буквы (бэ, о, дэ, о, эр).
- Запишите буквы в алфавитном порядке (у доски работают 3 ученика, б д о о р).
- Какие общие элементы при написании этих букв вы наблюдаете? (малый овал).
- Какая буква лишняя и почему? (р, т.к в ней нет такой детали букв, как малый овал).
- Составьте слово из этих букв, напишите его до конца строчки (добро, бордо).
- Что означает слово ДОБРО? Как вы понимаете его? (Когда ты помогаешь другому, не оставляешь в беде).
Слайд 3.
- Добро – это нечто положительное, хорошее.
- К слову «ДОБРО» подберите противоположное по значению слово (Зло).
- Значение слова ЗЛО. Как вы понимаете? (Когда плохо желаешь другому).
Слайд 4.
- Зло – это что-то отрицательное, плохое.
- Добро и зло – это противоположные по значению слова, в русском языке их называют антонимами.
- Можно ли одного человека однозначно назвать злым или добрым?
III. Словарная работа (Работа по карточкам)
- Ребята, у вас на партах лежат карточки. Мы сейчас с вами будем работать малыми группами, по 2 человека в каждой группе. Вам надо будет выбрать только слова с непроверяемыми гласными в корне. Вспомните, что это за слова (Словарные слова, правописание которых надо запомнить). Вставьте пропущенные буквы, подчеркните непроверяемые гласные в корне одной чертой.
Н.ябрь, д.бро, пр.щай, м.лина, .ктябрь, зл.дей, сах.р, п.суда, .сина, б.рёза.
- Какие слова оказались лишними? (Добро, злодей.) Почему? (Потому что к ним можно подобрать проверочное слово).
- Спишите слова с непроверяемыми гласными в корне (У доски работает 1 ученик).
Слайд 5.
IV. Определение темы и целей урока
- Как называется безударная гласная в корне, которую нельзя проверить? (Непроверяемая безударная гласная в корне ).
- Правописание таких слов либо надо запомнить, либо проверять по орфографическому словарю.
- Как называется безударная гласная в корне, которую можно проверить? (Проверяемая безударная гласная в корне ).
Слайд 6.
- Так какие слова оказались лишними в словарной работе? (Добро, злодей).
- Здесь тоже пропущены безударные гласные. Скажите, можно ли здесь проверить орфограмму? (Да).
- Расскажите правило проверки.
- читаю слово, определяю ударение
- подбираю однокоренные слова, подбираю проверочное слово
- пишу гласную
- Работа по правилу поверки. Слова ДОБРО, ЗЛОДЕЙ.
(2 ученика работают у доски, дети пишут на местах, проверочное слово пишут первым).
добро – добрый – добренький
злодей – злость- злой
- Ребята, какое слово сегодня часто встречается? (добро)
- Кто знает пословицу про добро? (Ответы детей.)
- На улице сильный ветер, и теперь все слова в пословице запутались. Давайте мы с вами их расставим по порядку ( Дети начало пословицы определяют по заглавной букве. Списывают пословицу в тетрадь).
Слайд 7.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Какие добрые дела вы знаете? (Помочь маме, уступить место в троллейбусе, пропускать через девочек вперёд…).
Сформулируйте тему урока: Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
- О чём сегодня мы с вами будем говорить на уроке? (Как правильно писать слова с безударными гласными в корне).
- А какие безударные гласные встречаются в корне? (Проверяемые и непроверяемые).
- Правильно, мы с вами будем говорить о правописании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
Сформулируйте цели урока.
- А чему мы с вами будем учиться? (Будем учиться различать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными).
V. Физкультминутка
VI. Упражнение в различении проверяемых и непроверяемых безударных гласных
- Стр. 108 упр.172 (устно).
Спорят буквы, надо выбрать правильную.
XII. Итог урока. Рефлексия
- О чём говорили на уроке? (Как правильно писать слова с безударными гласными в корне).
- Какие же слова в русском языке называют с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными?
- Какие виды работ на уроке понравились?
Если:
- ! - Хорошо знаю тему, могу объяснить другму.
- • - Знаю, но объяснить не могу.
- ? - Не уверен в своих знаниях. Нужна помощь.
IX. Домашнее задание
- Откройте учебники на стр. 110 упр. 174.
Н.ябрь, д.бро, пр.щай, м.лина, .ктябрь, зл.дей, сах.р, п.суда, .сина, б.рёза. |
Н.ябрь, д.бро, пр.щай, м.лина, .ктябрь, зл.дей, сах.р, п.суда, .сина, б.рёза. |
Н.ябрь, д.бро, пр.щай, м.лина, .ктябрь, зл.дей, сах.р, п.суда, .сина, б.рёза. |
читаю слово |
определяю ударение |
подбираю однокоренные слова |
подбираю проверочное слово |
пишу гласную |
Проверочная безударная гласная в корне |