Открытый урок "Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Планируемые результаты:

Предметные:

  • осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
  • овладевают умением проверять написанное.

Личностные:

  • Определяют границы собственного знания и «незнания»
  • Осознают роль языка в речи и жизни людей;
  • Обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: делают выводы о результате совместной работы пары;
    • общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 
    • логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
  • Регулятивные УУД: определяют  и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; работают по предложенному учителем плану; адекватно воспринимают оценку учителя, контролируют и оценивают знания и учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (карточки, задания по доске, учебник).

Ход урока

I. Организационный момент

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок в хорошем настроении.

- Поднимите руки те, кому нравится общаться с одноклассниками.

- Хлопните в ладоши, если вы любите ссориться.

- Топните ногой, если вы не готовы к уроку.

- Здравствуйте, ребята!

II. Минутка чистописания

Слайд 2.

- На экране вы видите буквы (б о д о р).

- Прочитайте вслух ,не торопясь, эти буквы (бэ, о, дэ, о, эр).

- Запишите буквы в алфавитном порядке (у доски работают 3 ученика, б д о о р).

- Какие общие элементы при написании этих букв вы наблюдаете?  (малый овал).

- Какая буква лишняя и почему? (р, т.к в ней нет такой детали букв, как малый овал).

- Составьте слово из этих букв, напишите его до конца строчки (добро, бордо).

- Что означает слово ДОБРО? Как вы понимаете его? (Когда ты помогаешь другому, не оставляешь в беде).

Слайд 3.

- Добро – это нечто положительное, хорошее.

- К слову «ДОБРО» подберите  противоположное по значению слово (Зло).

- Значение слова ЗЛО. Как вы понимаете? (Когда плохо желаешь другому).

Слайд 4.

- Зло – это что-то отрицательное, плохое.

- Добро и зло – это  противоположные по значению слова,  в русском языке их называют антонимами.

- Можно ли одного человека однозначно назвать злым или добрым?

III. Словарная работа (Работа по карточкам)

- Ребята, у вас на партах лежат карточки. Мы сейчас с вами будем работать малыми группами, по 2 человека в каждой группе. Вам надо будет выбрать только слова  с непроверяемыми гласными в корне. Вспомните, что это за слова (Словарные слова, правописание которых надо запомнить).  Вставьте пропущенные буквы, подчеркните непроверяемые гласные в корне одной чертой.

Н.ябрь,  д.бро, пр.щай,  м.лина, .ктябрь, зл.дей, сах.р, п.суда,  .сина, б.рёза.

- Какие слова  оказались лишними? (Добро, злодей.) Почему? (Потому что  к ним можно подобрать проверочное слово).

- Спишите слова с непроверяемыми гласными в корне (У доски работает 1 ученик).

Слайд 5.

IV. Определение темы и целей урока

- Как называется безударная гласная в корне, которую нельзя проверить? (Непроверяемая безударная гласная в корне ).

- Правописание таких слов либо надо запомнить, либо проверять по орфографическому словарю.

- Как называется безударная гласная в корне, которую можно проверить? (Проверяемая безударная гласная в корне ).

Слайд 6.

- Так какие слова оказались лишними в словарной работе? (Добро, злодей).

- Здесь тоже пропущены безударные гласные. Скажите, можно ли здесь проверить орфограмму? (Да).

- Расскажите правило проверки.

- читаю слово, определяю ударение

- подбираю однокоренные слова, подбираю проверочное слово

- пишу гласную

- Работа по правилу поверки. Слова ДОБРО, ЗЛОДЕЙ.

(2 ученика работают у доски, дети пишут на местах, проверочное слово пишут первым).

добро – добрый – добренький

злодей – злость- злой

- Ребята, какое слово сегодня часто встречается? (добро)

- Кто знает пословицу про добро? (Ответы детей.)

- На улице  сильный ветер, и теперь все слова  в пословице запутались. Давайте мы с вами их расставим по порядку ( Дети начало пословицы определяют по заглавной букве. Списывают  пословицу в тетрадь).

Слайд 7.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- Какие добрые дела вы знаете? (Помочь маме, уступить место в троллейбусе, пропускать через девочек вперёд…).

Сформулируйте тему урока: Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

- О чём сегодня мы с вами будем говорить на уроке? (Как правильно писать слова с безударными гласными в корне).

- А какие безударные гласные встречаются в корне? (Проверяемые и непроверяемые).

- Правильно, мы с вами будем говорить  о правописании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Сформулируйте цели урока.

- А чему мы с вами будем учиться? (Будем учиться различать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными).

V. Физкультминутка

VI. Упражнение в различении проверяемых и непроверяемых безударных гласных

 - Стр. 108 упр.172 (устно).

Спорят буквы, надо выбрать правильную.

XII. Итог урока. Рефлексия

  • О чём говорили на уроке? (Как правильно  писать слова с безударными гласными в корне).
  • Какие же слова в русском языке называют с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными?
  • Какие виды работ на уроке понравились?

Если:

  • ! - Хорошо знаю тему, могу объяснить другму.
  • • - Знаю, но объяснить не могу.
  • ? - Не уверен в своих знаниях. Нужна помощь.

IX. Домашнее задание

- Откройте учебники на стр. 110  упр. 174.

   Н.ябрь,  д.бро, пр.щай,  м.лина,  .ктябрь, зл.дей, сах.р, п.суда,  .сина, б.рёза.

   Н.ябрь,  д.бро, пр.щай,  м.лина,  .ктябрь, зл.дей, сах.р, п.суда,  .сина, б.рёза.

   Н.ябрь,  д.бро, пр.щай,  м.лина, .ктябрь, зл.дей, сах.р, п.суда,  .сина, б.рёза.

 

читаю слово

определяю ударение

подбираю однокоренные слова

подбираю проверочное слово

пишу гласную

Проверочная безударная гласная в корне