Поговорим о доброте

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: доброта и сострадание, сопереживание


Цели: скорректировать знания учащихся о доброте, направить на путь нравственного самосовершенствования; вызвать желание созидать и совершать добрые дела, бережно и уважительно относиться к людям и миру вокруг нас.

Ход урока

Чтобы настроить школьников на волну позитива и с первых минут заинтересовать их, начинаю занятие с нотки радости и веселья:

Колокольчиком звонок
пригласил вас на урок.
Так давайте улыбнёмся,
чтобы выглянуло солнце!
Встаньте, за руки возьмитесь,
и друг с другом подружитесь…
А теперь, прошу, садитесь!

- Пусть урок, начавшийся с таких ярких и красивых улыбок, станет самым интересным и познавательным, а ещё, согреет тех, кто всегда мёрзнет. Ведь улыбка согревает сердца и души людей. Заметили?

Чтобы познавательный процесс проходил активнее и эмоциональнее, разбиваю класс на две группы и сразу перехожу к проверке домашнего задания:

- Ребята, я вам задам вопрос, а вы в группе по очереди проговариваете ответы на него.

- Почему пожилым людям нужна твоя помощь? (Можно спросить одну группу).

- А сейчас встаём и создаём пару с одноклассником, но не из своей группы. Я даю задание, вы выполняете, начинает тот, кто выше ростом.

- Расскажите, как вы помогаете бабушке, дедушке.

В процессе ответов акцентирую внимание детей на необходимости заботы в отношении к людям преклонного возраста. Напоминаю, как важно для бабушек и дедушек чувствовать искреннее участие, поддержку и помощь со стороны подрастающего поколения, сопереживание.

Плавно перевожу разговор на литературных героев, которые совершали добро.

- Ребята, давайте вспомним, какие сказочные герои помогали и приносили радость людям? Отгадайте, о ком пойдет речь?

  1. Этот сказочный герой спас кукол от злого Карабаса-Барабаса, и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
  2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки. (Айболит)
  3. Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)
  4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
  5. Героиня, которая спасла жизнь озябшей ласточки. (Дюймовочка)

- О чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке окружающего мира? Мы поговорим о доброте, о чутком отношении к своим близким, к окружающим, к природе, о стремлении совершать добро. (карточка на доску доброта) А какие цели мы поставим на урок? (Что такое доброта? Какого человека мы можем назвать добрым? Легко или трудно быть добрым?). Молодцы! А теперь приступаем к изучению нового материала!

1. Введение в тему

- Ребята, ас чем у вас ассоциируется слово «доброта»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? Напишите на половинках от А4 желтого цвета как можно больше таких ассоциаций, и прочертите внизу линию после вашего последнего ответа. Теперь встаньте, задвиньте стульчики, передвигаясь по классу создавайте пару, для того чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку. (Можно проверить одну группу и выслушать тех, кто захочет поделиться своими идеями)

- Дети, знаете ли вы, где можно узнать значение слова доброта? (ответы учащихся) Правильно, в словаре Сергея Ивановича Ожегова. «Доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». «Добро - всё положительное, хорошее, полезное, ласковое».

- Первый шаг к доброте – это хорошее, искреннее слово. Звучат ли такие слова в нашей речи? Приведите пример. Возьмите лист А4 зелёного цвета, разделите пополам, передайте половинку партнеру по плечу. Теперь вы будете работать с партнером по лицу. Поочерёдно записать свои ответы на одном листе бумаги на двоих. Начинают номера 1 и 2.

2. Работа по учебнику

Неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса является работа с учебником, поэтому предлагаю ребятам рассмотреть ситуацию в учебнике на с. 114. Даю задания, озвучиваю вопросы, тем самым позволяя детям размышлять, советоваться, высказывать свои мнения.

- Прочитайте жужжащим чтением.

- Кто главный герой этой истории?

- Какой поступок он совершил?

- Что его на это побудило?

- Когда гармонист отдал тулуп, ждал ли он награду? Почему? (потому что за добрые поступки не поощряют, их делают от души и просто так)

Предлагаю прочитать вывод в учебнике на стр.116.

3. Домашнее задание

Важно закрепить изучаемый материал, поэтому даю задание на дом.

- Прочитаете рассказ «Бабочка» в учебнике на стр.116-117. А ещё, напишите сочинение на тему «Самый добрый человек!».

Поясняю, что в нём они могут рассказать о том, кого и почему считают самым добрым со своей точки зрения. Для кого-то это мама, для кого-то – друг и т.д.

4. Работа по теме

И снова возвращаемся к процессу обучения.

- Возьмите с середины стола листочки оранжевого цвета, каждый по одному. У вас на листочках написаны окончания пословиц. Посмотрите, где я расположила начала пословиц. Ваша задача встать и подойти к тому месту, которое является началом вашей пословицы.

  • Добрые дела красят человека.
  • Доброе слово лечит, злое калечит.
  • Живи добрее, будешь всех милее.
  • Делай другим добро – будешь сам без беды.

(Опросить от каждого «угла» ученика).

- Мы с вами поговорили о качестве, которое помогает людям. А теперь рассмотрим те черты, которые мешают человеку жить в обществе и ладить со всеми. Возьмите с середины стола листок голубого цвета. На листке написаны качества и хорошие, и плохие. Ваша задача - по кругу, начиная с участника номер 3, найти отрицательное - озвучить, если все в группе согласны, вычеркнуть и передать следующему участнику.

Проверка по эталону на доске.

справедливость

уважительность

жестокость

Эгоизм

честь

мужество

Праздность

совесть

скромность

Милосердие

жадность

хитрость

Болтливость

сдержанность

малодушие

Простота

честность

трусость

Правдивость

стыдливость

доброта

5. Итог урока

- Итак, ребята, сможете вы теперь ответить на поставленные в начале урока вопросы? Скажите, что такое добро? (Всё положительное, хорошее, полезное, ласковое, искреннее)

- Как вы думаете, какого человека мы называем добрым? (Того, кто помогает другим, кто бережно относится к природе, кто никогда не причиняет вред окружающим)

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?  (Эту черту нужно воспитывать с детства, тогда, взрослея, человек без труда будет совершать хорошие поступки)

- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу и доброе сердце).

Совершайте и сами хорошие поступки в повседневной жизни.

Не забывайте вы дарить добро
Родным и близким, маме или другу,
Оно, как истинное волшебство,
Вернётся к вам по кругу!

6. Рефлексия

- Ребята, вы видите, у вас на середине стола лежат розовые листочки, возьмите их. На них нарисовано солнышко с лучиками, напишите своё имя в центре солнечного круга. Затем вдоль лучей напишите всё хорошее, что вы о себе знаете. И украсьте нашу ёлку (изображена на доске). Она у нас получилась нарядная!

Спасибо за внимание и за ваши улыбки! Мне было очень тепло с вами!