Цели: скорректировать знания учащихся о доброте, направить на путь нравственного самосовершенствования; вызвать желание созидать и совершать добрые дела, бережно и уважительно относиться к людям и миру вокруг нас.
Ход урока
Чтобы настроить школьников на волну позитива и с первых минут заинтересовать их, начинаю занятие с нотки радости и веселья:
Колокольчиком звонок
пригласил вас на урок.
Так давайте улыбнёмся,
чтобы выглянуло солнце!
Встаньте, за руки возьмитесь,
и друг с другом подружитесь…
А теперь, прошу, садитесь!
- Пусть урок, начавшийся с таких ярких и красивых улыбок, станет самым интересным и познавательным, а ещё, согреет тех, кто всегда мёрзнет. Ведь улыбка согревает сердца и души людей. Заметили?
Чтобы познавательный процесс проходил активнее и эмоциональнее, разбиваю класс на две группы и сразу перехожу к проверке домашнего задания:
- Ребята, я вам задам вопрос, а вы в группе по очереди проговариваете ответы на него.
- Почему пожилым людям нужна твоя помощь? (Можно спросить одну группу).
- А сейчас встаём и создаём пару с одноклассником, но не из своей группы. Я даю задание, вы выполняете, начинает тот, кто выше ростом.
- Расскажите, как вы помогаете бабушке, дедушке.
В процессе ответов акцентирую внимание детей на необходимости заботы в отношении к людям преклонного возраста. Напоминаю, как важно для бабушек и дедушек чувствовать искреннее участие, поддержку и помощь со стороны подрастающего поколения, сопереживание.
Плавно перевожу разговор на литературных героев, которые совершали добро.
- Ребята, давайте вспомним, какие сказочные герои помогали и приносили радость людям? Отгадайте, о ком пойдет речь?
- Этот сказочный герой спас кукол от злого Карабаса-Барабаса, и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
- Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки. (Айболит)
- Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)
- Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
- Героиня, которая спасла жизнь озябшей ласточки. (Дюймовочка)
- О чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке окружающего мира? Мы поговорим о доброте, о чутком отношении к своим близким, к окружающим, к природе, о стремлении совершать добро. (карточка на доску доброта) А какие цели мы поставим на урок? (Что такое доброта? Какого человека мы можем назвать добрым? Легко или трудно быть добрым?). Молодцы! А теперь приступаем к изучению нового материала!
1. Введение в тему
- Ребята, ас чем у вас ассоциируется слово «доброта»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? Напишите на половинках от А4 желтого цвета как можно больше таких ассоциаций, и прочертите внизу линию после вашего последнего ответа. Теперь встаньте, задвиньте стульчики, передвигаясь по классу создавайте пару, для того чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку. (Можно проверить одну группу и выслушать тех, кто захочет поделиться своими идеями)
- Дети, знаете ли вы, где можно узнать значение слова доброта? (ответы учащихся) Правильно, в словаре Сергея Ивановича Ожегова. «Доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». «Добро - всё положительное, хорошее, полезное, ласковое».
- Первый шаг к доброте – это хорошее, искреннее слово. Звучат ли такие слова в нашей речи? Приведите пример. Возьмите лист А4 зелёного цвета, разделите пополам, передайте половинку партнеру по плечу. Теперь вы будете работать с партнером по лицу. Поочерёдно записать свои ответы на одном листе бумаги на двоих. Начинают номера 1 и 2.
2. Работа по учебнику
Неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса является работа с учебником, поэтому предлагаю ребятам рассмотреть ситуацию в учебнике на с. 114. Даю задания, озвучиваю вопросы, тем самым позволяя детям размышлять, советоваться, высказывать свои мнения.
- Прочитайте жужжащим чтением.
- Кто главный герой этой истории?
- Какой поступок он совершил?
- Что его на это побудило?
- Когда гармонист отдал тулуп, ждал ли он награду? Почему? (потому что за добрые поступки не поощряют, их делают от души и просто так)
Предлагаю прочитать вывод в учебнике на стр.116.
3. Домашнее задание
Важно закрепить изучаемый материал, поэтому даю задание на дом.
- Прочитаете рассказ «Бабочка» в учебнике на стр.116-117. А ещё, напишите сочинение на тему «Самый добрый человек!».
Поясняю, что в нём они могут рассказать о том, кого и почему считают самым добрым со своей точки зрения. Для кого-то это мама, для кого-то – друг и т.д.
4. Работа по теме
И снова возвращаемся к процессу обучения.
- Возьмите с середины стола листочки оранжевого цвета, каждый по одному. У вас на листочках написаны окончания пословиц. Посмотрите, где я расположила начала пословиц. Ваша задача встать и подойти к тому месту, которое является началом вашей пословицы.
- Добрые дела красят человека.
- Доброе слово лечит, злое калечит.
- Живи добрее, будешь всех милее.
- Делай другим добро – будешь сам без беды.
(Опросить от каждого «угла» ученика).
- Мы с вами поговорили о качестве, которое помогает людям. А теперь рассмотрим те черты, которые мешают человеку жить в обществе и ладить со всеми. Возьмите с середины стола листок голубого цвета. На листке написаны качества и хорошие, и плохие. Ваша задача - по кругу, начиная с участника номер 3, найти отрицательное - озвучить, если все в группе согласны, вычеркнуть и передать следующему участнику.
Проверка по эталону на доске.
справедливость |
уважительность |
жестокость |
Эгоизм |
честь |
мужество |
Праздность |
совесть |
скромность |
Милосердие |
жадность |
хитрость |
Болтливость |
сдержанность |
малодушие |
Простота |
честность |
трусость |
Правдивость |
стыдливость |
доброта |
5. Итог урока
- Итак, ребята, сможете вы теперь ответить на поставленные в начале урока вопросы? Скажите, что такое добро? (Всё положительное, хорошее, полезное, ласковое, искреннее)
- Как вы думаете, какого человека мы называем добрым? (Того, кто помогает другим, кто бережно относится к природе, кто никогда не причиняет вред окружающим)
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Эту черту нужно воспитывать с детства, тогда, взрослея, человек без труда будет совершать хорошие поступки)
- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу и доброе сердце).
Совершайте и сами хорошие поступки в повседневной жизни.
Не забывайте вы дарить добро
Родным и близким, маме или другу,
Оно, как истинное волшебство,
Вернётся к вам по кругу!
6. Рефлексия
- Ребята, вы видите, у вас на середине стола лежат розовые листочки, возьмите их. На них нарисовано солнышко с лучиками, напишите своё имя в центре солнечного круга. Затем вдоль лучей напишите всё хорошее, что вы о себе знаете. И украсьте нашу ёлку (изображена на доске). Она у нас получилась нарядная!
Спасибо за внимание и за ваши улыбки! Мне было очень тепло с вами!