Цели и задачи:
- Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
- Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам прошлого; любовь и уважение к матерям, которые провожали своих детей на войну;
- Познакомить с песнями, написанными в годы войны.
Оборудование:
- Фотографии родственников-ветеранов,
- Инвентарь для сценок;
- Аудиозаписи песен военных лет;
- Презентация;
- видеопроектор;
- фонограммы «От Советского ИнформБюро», «Журавли», «Священная война» «Бухенвальдский набат» «Ах, война, что ты сделала…»«Ничто не забыто, никто не забыт», «День победы»
- На мероприятие приглашаются ветераны микрорайона.
Основные формы работы на подготовительном этапе:
- Просмотр видеосюжетов, фильмов о Великой Отечественной войне.
- Знакомство с материалами о героях Великой Отечественной войны.
- Разбор терминов: «Патриотизм», «героизм», «фашизм».
Одной из главнейших тем патриотического воспитания в школе является тема: «Великая Отечественная война». Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – война, какой не было в истории. Сегодня мы затронем вопрос о том, что в последние годы наблюдается всё более пристальное внимание к изучению военной истории. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Памяти наших прадедов, дедов, матерей, провожавших солдат и офицеров Советской Армии. Всех павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов посвящается…
Учитель: Тебе сейчас 9 лет или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в городе, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Ты мирно просыпаешься и улыбаешься своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день.
Дети исполняют песню: «И все о той весне…»
Кино идет,
Воюет взвод,
Далекий год
На пленке старой...
Нелегкий путь,
Еще чуть-чуть
И догорят войны пожары...
Счастливый май,
Любимый край,
Своих солдат встречай скорее...
От ран обид
Земля дрожит
Теплом души ее согреем...ПРИПЕВ:
И все о той весне
Увидел я во сне,
Пришел рассвет и миру улыбнулся,
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела,
И прадед мой с войны домой вернулся...В лихом бою,
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых
И рядовых,
И офицеров...
Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери...
Я помню свет
Далеких лет,
В свою страну
Я буду верить...
Учитель:
Всех, кого взяла война, каждого солдата,
Проводила хоть одна женщина когда-то.
Не подарок, так бельё собрала быть может.
И чем дальше от неё, тем она дороже.
И дороже этот час, памятный, особый,
Взгляд последний этих глаз,
Что забудь, попробуй.
Выходит мать:
Мать: Я самая счастливая мать на свете, у меня девять сыновей. Богатыри, один лучше другого.
Выходит первый сын. (В руках цветок)
Мать: Первый мой сын любит землю. Он настоящий волшебник, я бы сказала колдун, потому, что колдует он над ней с утра до вечера, с весны до зимы.
Выходят второй и третий сыновья, в руках у них балалайки. Звучат песни или композиции в балалаечном исполнении.
Мать: Второй да третий сыновья любят музыку. Зальются их балалайки – по всей земле слышно. Я каждую песню знаю. Счастье эта музыка приносит, радость, а потому должна жить вечно.
Выходит четвертый сын. (Выходит с полотном и что-то рисует).
Мать: А четвертый мой сын- художник. Он землю-красу на своих полотнах рисует. Первый сын ее украшает, а четвертый в картинах увековечивает.
Выходит пятый сын.
Мать: Мой пятый сын стихи пишет. Стихи – это те же песни, только поются они иначе. В них тоже есть мелодия, и звучит она по-особенному. Вот послушайте.
Пятый сын читает стихи:
«Ах ты, матушка – Россия, -
Мой родимый уголок
Величава и красива
Как злаченый колосок»
Мать: Его стихи и утешают, и силы придают, как песни звучат, и как молитвы читаются. Не только мне от них светло, но и всем людям.
Выходит шестой сын. (Он в длинном плаще-накидке, какие носили в эпоху Возрождения)
Мать: Шестой мой сын артистом был. И роли исполнял прекрасные.
Шестой сын исполняет роль Ромео:
«О, что за блеск я вижу на балконе?
Там брезжит свет. Джульетта, ты как день!
Стань у окна, убей луну соседством;
Она и так от зависти больна,
Что ты ее затмила белизною!»
Мать: Мой седьмой сын воин. Его единственная мечта- защищать Родину от врагов, Он силен, как Илья Муромец, и умен, как Ярослав Мудрый. Он будет лучшим защитником своей страны, своего дома.
Появляется восьмой сын. (В руках у него книга и указка)
Мать: Мой восьмой сын – учитель. Учит он детей грамоте и добру, учит науке и мудрости.
Появляется девятый сын.
Мать: Мой девятый сын самый маленький. Он еще ничего не достиг, но как старшие братья, впитал в себя все: любовь к земле и любовь к Родине, любовь к музыке и стихам. Он трудится со всеми на земле, а вечером берет в руки скрипку, и звучат по всему свету прекрасные мелодии. О, как поет скрипка в его руках! Это надо только слышать.
Звучит музыка, исполняемая на скрипке. Скрипичные мелодии перерастают в мелодию песни А.Александрова «Священная война»
Мать: Все было хорошо, да пришла на нашу землю война, и стали уходить сыновья один за другим. (Под звуки песни сыновья один за другим уходят со сцены) Вот и самый младший ушел.
Дети читают стихи:
Июнь…Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь…Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Дети исполняют песню «До свиданья, мальчики…» с инсценированием.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите вы и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.Ах, война, что ж ты подлая сделала,
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.Сапоги, ну куда от них денешься,
Да зеленые крылья погон,
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад,
До свидания девочки, девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
До свидания девочки, девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Мать: Долго длится война. Но я верю в победу, потому что все сыновья мои встали на защиту Родины.
Инсценировка стихотворения А.Твардовского «Рассказ танкиста»
Танкист
Шёл бой за улицу.
Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит, не выглянуть из башни,-
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр.
И вдруг к машине подбежал мальчишка:
Парнишка
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…..
Я подползал, они вон там, в саду…
Танкист
Да где же, где?..
Парнишка
А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Танкист
Что ж, бой не ждёт. Влезай сюда дружище!
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.
Парнишка
Вот здесь.
Танкист
И с разворота заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку заодно с расчётом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть.
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: - Спасибо, хлопец!
И руку, как товарищу пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить,
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
На заднем плане сцены стоят сыновья с горящими свечами.
Каждый день хожу я на дорогу сыновей встречать. Как придут они, значит, война кончилась, – (короткая пауза) И днём я жду сыновей своих, и ночью.
И вот однажды с неба самая большая звезда упала и болью в сердце это отозвалась. (Первый сын погасил свечу и ушел со сцены).
Появляются люди.
Первая: Я видела как звезда с неба упала. Говорят, в этот момент надо желание загадать. Я и загадала: чтоб война поскорее кончилась и счастье наступило.
Мать: Вскоре вторая звезда с неба скатилась. За ней – третья. (Закрывает лицо руками). Падают с неба звезды одна за другой.
Четвертая…..Пятая…..Шестая…Седьмая….Восьмая….Надеюсь я, что хоть один мой сынок, да вернется. (Пауза). Вот и девятая по небу прокатилась, самая яркая, самая красивая и самая маленькая.(Сыновья по очереди гасят свечи и уходят со сцены)
Согнулась мать до земли, накрыла голову черным платком.
Некого мне больше жать. Рассыпались по земле мои звезды, и только я об этом знаю, только в моем сердце боль прячется, да слезы в глазах блестят.
Звучит песня «День победы», выходят нарядные счастливые люди.
Мать: От чего вы счастливые такие, если война еще не кончилась?
Первая: Нет больше войны.
Вторая: Не видела ты, наверное, как падали звезды.
Мать: Видела.
Третий: Тогда не знаешь, вероятно, что надо загадать самое сокровенное своё желание в момент падения звезды, и оно обязательно исполнится.
Четвертый: Мы на небо смотрели и свои сокровенные желания загадывали.
Пятая: Чтобы война закончилась.
Шестая: Чтобы мир на землю пришёл.
Седьмой: Чтобы счастье настало.
Восьмой: Чтобы хлеб золотом чёрную землю укрыл.
Девятый: Чтобы песни новые сложились.
Десятая: Чтоб радостно жить было.
Одиннадцатая: Чтоб солнце всегда светило.
Двенадцатая: Чтоб матери сыновей больше не теряли.
Мать: Поняла я: когда растила сыновей, о своём счастье думала, а, когда потеряла их, оказалось, всем людям счастье подарила.
Вот почему мои звёзды падали: чтобы людским счастьем стать!
(Сняла чёрный платок, надела белый и присоединилась к счастливым людям)
Мать: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.
Исполняется песня «В землянке»
Мать: Такие молодые встретили они грудью врага, защитили Родину. Единственное, чему они удивлялись, - это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослее. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся, - помнит…Помнит о подвигах, о боевых друзьях.
Учитель:
1.
Как далеко от нас война
О ней мы узнаём теперь из книжек
Блестят у ветеранов ордена
У прадедов сегодняшних мальчишек.
2.
Мы узнаём их в скверах и садах
В дни памяти и праздничные даты
По блеску в нестареющих глазах
Они по-прежнему - отважные солдаты.
3.
Как дороги им встречи в дни победы
Воспоминанья, крепкие объятья.
Пускай не виделись они помногу лет,
Ведь ветераны все – родные братья.
4.
Послушаем их тихий разговор,
Их песни, что они тогда певали
О чём мечтали и как шли на бой,
Когда страну родную защищали.
Учащиеся рассказывают о своих воевавших родных, показывают фотографии.
Дети читают стихи.
Лежат в шкафу отцовские медали,
А ваши дети ходят в детский сад.
А мы, признаться, лишь в кино видали,
Как бьет в броню осколочный снаряд.
Но до сих пор мы слышим шум капели
Победной той и ранней той весны,
Как хорошо, что вновь скворцы запели,
Как хорошо на свете без войны!
Как хорошо смеяться и влюбляться,
Как хорошо порою погрустить.
Как хорошо встречаться и прощаться,
И просто хорошо на свете жить!
Как хорошо проснуться на рассвете.
Как хорошо, что ночью сняться сны,
Как хорошо, что кружиться планета,
Как хорошо на свете без войны!
Учитель: Миллионы погибли, чтобы на земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах.
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как роковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от Хатынской боли,
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Пусть мир взорвется криком: «Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мертвый, а живой!»
Ученик:
Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел
Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте, чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля
Что такое вражда и война.
Дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»
Солнечный круг, небо вокруг -
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Милый мой друг, добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устает повторять:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Тише, солдат, слышишь, солдат,-
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз в небо глядят,
Губы упрямо твердят:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Против беды, против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце - навек! Счастье - навек! -
Так повелел человек.
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.