Именно устная часть ОГЭ по английскому становится тем самым камнем преткновения для многих выпускников 9 классов. Даже успешно справившись с письменной частью, ученик может допустить досадные ошибки в части «говорения» и лишиться заветных дополнительных баллов.
Устная часть ОГЭ состоит из трех заданий:
- Чтение небольшого текста;
- Условный диалог-расспрос;
- Тематическое монологическое высказывание.
СТРАТЕГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №1 ПО ГОВОРЕНИЮ
Максимальное количество баллов — 2
Чтение текста:
- внимательно прочитать текст задания про себя;
- просмотреть текст и выделить синтагмы в длинных предложениях, трудные для произношения слова;
- продумать интонацию различных типов коммуникативных предложений;
- прочитать текст шепотом, а потом вслух, обращая внимание на слитность и беглость речи.
Основными ошибками при выполнении этого задания, разумеется, выступают фонетические ошибки, искажающие смысл. К этим ошибкам можно отнести неправильное произношение звука (замена фонемы), которая приводит к искажению значения слова, если пара слов различается именно на его основе, например ship – sheep. Другой случай этого рода – когда слово становится неузнаваемым из-за его неправильного произношения, например put произносится с тем же звуком, что cut, или слово science – с двумя согласными в начале.
Фонетические ошибки, искажающие смысл высказывания, могут быть также при неверной расстановке пауз.
СТРАТЕГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №2 ПО ГОВОРЕНИЮ
Максимальное количество баллов — 6
Условный диалог-расспрос:
- прочитать текст задания про себя, обращая особое внимание на условия задания: количество вопросов (6 вопросов) и время ответа (40 секунд);
- давать полные и точные ответы на заданные вопросы, при необходимости используя аргументацию и выражая свое отношение к предмету речи;
- использовать лексические единицы и грамматические структуры, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания.
Часто допускаемые ошибки:
Ответ на вопрос не дан, ИЛИ ответ не соответствует заданному вопросу, ИЛИ ответ дан в виде слова или словосочетания, И/ИЛИ допущены фонетические, и лексические, и грамматические ошибки, препятствующие пониманию ответа.
СТРАТЕГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №3 ПО ГОВОРЕНИЮ
Максимальное количество баллов — 7
Тематическое монологическое высказывание:
- внимательно прочитать текст задания, обращая особое внимание на условия задания: аспекты, которые необходимо раскрыть, и время ответа (40 секунд);
- продумать монологическое высказывание: вступление (о чем будете говорить), основную часть (раскрытие трех аспектов задания), заключение (подведение итога сказанному, выражение своего мнения).
При ответе на данное упражнение, важно соблюдать три аспекта: решение коммуникативной задачи (дать ответы на все вопросы, раскрыть содержание), придерживаться организации высказывания (логики и связности в речи) и языковое оформление речи (словарный запас, грамматические структуры, фонетическая сторона речи).
Часто допускаемые ошибки:
- учащиеся часто не начинали с общего представления темы;
- раскрывали содержание не всех аспектов задания;
- не давали развернутую аргументацию, когда в одном из аспектов задания было “Why”;
- допускали лексические и грамматические ошибки;
- не подводили итог, обобщив сказанное в основной части высказывания.
В этом году экзамен по английскому языку выбрали 20 учащихся нашей школы.
Результаты пробного экзамена по английскому языку
Класс |
Устная часть |
|||||
Чтение |
Диалог |
Монолог |
Общий |
|||
1 |
9 |
2 |
5 |
5 |
12 |
|
2 |
9 |
2 |
6 |
4 |
12 |
|
3 |
9 |
1 |
3 |
2 |
6 |
|
4 |
9 |
1 |
6 |
4 |
11 |
|
5 |
9 |
1 |
4 |
2 |
7 |
|
6 |
9 |
2 |
6 |
5 |
13 |
|
7 |
9 |
2 |
6 |
7 |
15 |
|
8 |
9 |
2 |
5 |
6 |
13 |
|
9 |
9 |
2 |
5 |
5 |
12 |
|
10 |
9 |
1 |
3 |
0 |
4 |
|
11 |
9 |
2 |
5 |
5 |
12 |
|
12 |
9 |
1 |
2 |
4 |
7 |
|
13 |
9 |
0 |
2 |
0 |
2 |
|
14 |
9 |
2 |
6 |
6 |
14 |
|
15 |
9 |
2 |
6 |
6 |
14 |
|
16 |
9 |
2 |
4 |
6 |
12 |
|
17 |
9 |
2 |
6 |
6 |
14 |
|
18 |
9 |
2 |
5 |
4 |
11 |
|
19 |
9 |
2 |
4 |
3 |
9 |
|
20 |
9 |
2 |
6 |
6 |
14 |
Исходя из результатов пробного экзамена, можно сделать вывод, что наименее сложное задание для девятиклассников оказалось задание на чтение, 70% учащихся получили максимальный балл за данное задание, а это значит, что их речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов практически без нарушений нормы. Наиболее сложным заданием оказалась 3-я часть экзамена - монолог. Только 5% процентов учащихся набрали максимальный балл за это задание, 30% были близки к максимальному баллу. Обучение монологу как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся, требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся.
Мы надеемся, что такой разбор ошибок, дорогие читатели и коллеги, хоть немного, но поможет вам при подготовке своих учащихся к экзамену.
Литература
- Мильруд Р.П. ОГЭ. Английский язык. Устная часть. Тренировочные тесты. М., Титул, 2017.
- Журнал «Педагогические измерения». М., 2017. «Школьные технологии».
- Сайт ФИПИ http://fipi.ru (электронный ресурс).