Урок математики в 4-м классе по теме «Задачи на движение». УМК «Начальная школа XXI века»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: математика, задачи на движение, УМК «Начальная школа XXI века»


Цель: формирование понятий о решении задач на движение.

Учебно-воспитательные задачи:

Образовательные:

  • Организовать учащихся для продуктивной работы на уроке.
  • Учить учащихся читать и строить модели задач на движение
  • Учить обобщать, делать выводы и находить закономерности в изученном материале.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, зрительную память, речь, интерес к предмету.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к труду.
  • Воспитывать внимательность, аккуратность, четкость и правильность записей, работать в коллективно и самостоятельно.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: карточки с заданиями, оценочные листы.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пожелаем удачи себе и друг другу.

- Прочитайте название темы урока. Предположите, что вы узнаете на уроке, чему научитесь.

2. Устный счет

  1. Самолет ТУ – 144 движется со скоростью 2450 км/ч, это в 2 раза быстрее скорости звука. Найдите скорость звука? (1225 км/ч)
  2. Реактивный самолет Ил-86 пролетает от Самары до Читы расстояние в 6300км, за 9 часов. Найдите скорость самолета? (700 км/ ч)
  3. Следующее задание на внимание: «хлопай - топай», если правильно – хлопок, а если неправильно - топот.

S = t × v

 V = s : t

T = V × S

 S = V : t

V = S × t

 t = S : V

3. Подготовка к изучению нового материала

Работа в группах. Решить задачи

Скорость

Время

Расстояние

Антилопа Гну 1230 м/мин

40 мин

?

Велорог 1400 м/ мин

?

7000 м

Обсуждение решения.

4. Изучение нового материала

Составить чертеж и решить задачу.

Медведь увидел, что в 12 м от него катится Колобок. Он побежал за ним следом со скоростью 5 м/с, а Колобок катится со скоростью 1 м/с. Через какое время они встретятся?

- Что известно в задаче?

- Какое расстояние между Медведем и Колобком?

- Как двигались Медведь и Колобок? (Медведь и Колобок двигались в одном направлении, - Медведь догонял колобка. И это движение называется вдогонку.)

- С какой скоростью шел Медведь? Давайте скорость Медведя обозначим -V1.

- А какова скорость Колобка? Скорость Колобка -V2

- Что нужно узнать в задаче?

- Составьте чертеж.

- На сколько больше метров проходит Медведь, чем Колобок за 1 секунду?

- 5-1=4 м/с – это есть скорость сближения.

- На сколько метров уменьшается расстояние каждую секунду?

Время движения

1 сек.

2 сек.

3 сек.

Расстояние между пешеходами

4 м

12м

- Если известна скорость сближения героев и расстояние, сможем ли мы ответить на вопрос задачи?

t = 12 : 4

t = 3 (секунды)

Ответ: они встретятся через 3 секунды.

- Ребята, сразу ли мы нашли решение этой задачи? Для того, чтобы решить задачи такого вида вам необходимо, сначала найти скорость сближения, а затем расстояние разделить на полученный результат. Такие задачи называются – задачи вдогонку.

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала. Решить задачу и составь чертеж

Расстояние между собакой и лисой было 600м. Они начали двигаться одновременно в одном направлении. Скорость собаки 800 м/ мин, а скорость лисицы 750 м/ мин. Через какое время собака догонит лису?

- Что известно в задаче? В каком направлении двигаются животные? (Одновременно, в одном направлении.)

- Какова скорость собаки? (800 м/ мин)

- А скорость лисы? (750 м/ мин)

- На каком расстоянии они находятся друг от друга? (600м)

- Какой буквой обозначена скорость собаки? Лисы?

- Какой буквой обозначается расстояние и время?

- Что нужно найти в задаче? Как будем решать? Что сначала узнаем в задаче?

- Как найти время? (Расстояние разделить на скорость) Решение задачи дети записывают самостоятельно.

Решение:

800 м/мин – 750 м/мин =50 м/мин

1000м : 50 м/мин=20 мин

Ответ: собака догони лису через 20 минут.

- Проверяем решение задачи. (Отвечает один ученик)

7. Рефлексия

На столах у вас лежат оценочные листы. Возьмите ручки и отметьте напротив каждого вопроса «+», если вы справились легко с заданиями, а «-», если задания вызывали затруднения.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

1. Знаю ли я, что такое скорость?

2. Знаю ли я, как найти время?

3. Знаю ли я, как найти расстояние?

4. Умею ли я, решать простые задачи на движение?

5. Смогу ли я, самостоятельно решить задачи такого типа?

- Обратите внимание на свои ответы. У кого все «–»? У кого все «+»?

Дети поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему? Для того, чтобы научится решать задачи вдогонку, нам нужно будет продолжить эту работу на следующем уроке.

9. Итог урока

- Вот и наш урок подходит к концу.

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Чем вам понравился урок?
  • Чему мы научились на уроке?

Спасибо за урок!