Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (музыка, доминантный вид деятельности – музыкальное движение) для детей старшего дошкольного возраста по теме «Магазин игрушек»

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: старший дошкольный возраст


Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».

Цель: развивать способность детей передавать в движении характер и образное содержание музыкальных произведений.

Задачи:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
  • Развивать умение детей с помощью жестов, мимики передавать настроение и образы музыкальных произведений.
  • Развивать умение детей передавать характер музыкального произведения в свободном творческом движении.
  • Развивать умение детей различать части музыкального произведения и самостоятельно изменять движения со сменой частей.
  • Развивать речевой аппарат, активизировать фонационный выдох (фонопедические упражнения).
  • Активизировать речь дошкольников в поиске слов-определений для характеристики музыкальных произведений.
  • Активизировать мышление и речь детей в ТРИЗовской игре «Да-нетка».

Музыкальный репертуар:

  • А.Лепин «Лошадка», Л.Книппер «Полюшко-поле»;
  • П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Вальс» из «Детского альбома»;
  • М.Шмитц «Микки-Маус».

Оборудование:

  • сундучок с игрушками (лошадка, солдатики, кукла)
  • колпачок для Микки-Мауса
  • письмо от Микки-Мауса.

Предварительная работа:

  • разучивание упражнения «Кони и жеребята»,
  • разучивание этюда «Деревянные солдатики»,
  • этюда «Микки-Маус».

Ход НОД

Дети в группе получают приглашение на «День открытых дверей» в «Магазин игрушек». В зале на столах расположены различные игрушки, рядом стоит сундучок, в котором находятся лошадка, солдатики, кукла, мышонок Микки-Маус. На двери в зал висит вывеска – Магазин игрушек «Буратино»

Детям дается установка войти в музыкальный зал в образе веселого Буратино.

Дети под веселую музыку вбегают в зал, импровизируют различные движения в образе Буратино.

Исполняется вокальная попевка-приветствие:

М.Р - «Добрый день, мои друзья!»

Дети. - «Добрый день»

М.Р. (музыкальный руководитель) Рада вас приветствовать в нашем магазине игрушек! Я думаю, каждый из вас здесь найдет игрушку по душе. Ребята, а с какими игрушками вы любите играть? С какими игрушками любят играть наши мальчики? (ответы мальчиков). А девочки? (ответы детей)

Сегодня в нашем магазине игрушек «День открытых дверей»! А это значит, что каждый ребенок может взять любую игрушку и с ней поиграть!

Предлагаю вам выбрать игрушки по своему желанию.

Дети берут игрушки, разложенные на столах (машинки, самолеты, мягкие игрушки-зверюшки, мячи)

М.Р. Предлагаю начать нашу веселую игру. Сегодня все игрушки в нашем магазине оживают и начинают двигаться. А первыми пустились в путь … отгадайте загадку:

«Шуршат четыре шины
В дороге у…….машины».

Фонопедическое упражнение «Машина»

Дети глубоко вдыхают, выдыхают и одновременно делают губами «бр-р-р», «заводят мотор».

Машины двинулись не спеша, и двигаются все быстрее и быстрее.

Дети с машинами выполняют шаг с ускорением и переходом на бег, затем замедляют движение и останавливаются. Все движения согласуют со звучанием музыки.

М.Р. А теперь ожили….

«Кто там вырулил на взлет?
Реактивный………самолет».

Самолеты отправились в полет.

Фонопедическое упражнение «Самолёт»

Глиссандо вверх-вниз на звуке «У-у-у»

Дети с самолетами свободно и легко бегают по залу, в конце «приземляются на аэродроме» (опускаются на одно колено)

М.Р. А теперь лесные звери пустились в пляс!

Дети с мягкими игрушками выполняют поскок по залу в свободных направлениях.

М.Р.

От зверят не отстают,
Скачут резво там и тут,
Как лесные зайчики -
Расписные…….мячики.

Дети с мячами легко прыгают в разных направлениях.

М.Р.

Все сегодня веселятся
И танцуют, и резвятся!!!

Звучит танцевальная музыка, дети импровизируют (различные танцевальные движения)

После окончания разминки все кладут игрушки на стол и садятся на стульчики.

М.Р. Ребята, посмотрите внимательно… Мне кажется , что не все игрушки собрались сегодня в магазине. Каких-то ваших любимых игрушек не хватает (дети замечают, что нет кукол, лошадок и др.)… А что это тут за сундучок стоит? Загляну я в него…. Ой, а вот и веселая лошадка, да не одна, а с жеребенком! ( М.Р. достает из сундучка лошадку и жеребенка). На месте нашим лошадкам не сидится, хотят они на воле порезвиться. А мы сейчас покажем, как важно шагают лошадки и весело скачут жеребята.

Игровое упражнение «Жеребята и кони»

(А.Лепин «Лошадка», Л.Книппер «Полюшко-поле»)

Дети передают в движениях высокого шага и прямого галопа различное настроение двух пьес- игривое в пьесе «Лошадка» и строгое в пьесе «Полюшко-поле».

М.Р. отмечает наиболее «важных» лошадок и «озорных» жеребят, хвалит детей.

М.Р. А в этом сундучке еще какие-то игрушки спрятались…. А что это за игрушки - вам придется угадать….

Звучит 1 часть пьесы «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского

Дети узнают пьесу, называют ее, композитора.

М.Р. Ребята, какое настроение передает музыка марша? Как она звучит? (ответы детей)

М.Р. достает из сундучка игрушечных солдатиков.

М.Р.

Деревянные солдатики
Маршируют до зари,
Изо всей из математики
Знают только «Раз, два, три!»

Я приглашаю всех изобразить, как шагают солдатики, показать в движениях, что делают солдатики на учениях (как они ловко управляются с ружьями, уверенно маршируют). Обращайте внимание на изменения громкости звука. Отметьте это в своих движениях. Музыка марша четкая, энергичная, но при этом легкая – ведь солдатики игрушечные, маленькие.

Дети исполняют этюд «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский

М.Р. отмечает наиболее удачные «выступления солдатиков на параде», хвалит детей.

М.Р. Закончился парад, остановились солдатики и вдруг услышали….

Звучит начало пьесы «Болезнь куклы» П.И.Чайковского

Ребята, кто это вздыхает? (ответы детей). Как называется пьеса? Кто написал ее? Как звучит музыка, какое настроение передает? (ответы детей)

М.Р. Да, это наши бедные куклы (достает куклу из сундучка). Им грустно, потому что они заболели. Кто пожалеет кукол? Кто их приласкает? ( дети высказывают свои предположения)

Я думаю, что наши храбрые солдатики всегда готовы прийти на помощь куклам.
Сейчас наши девочки превратятся в кукол , а мальчики – в солдатиков. Куклы с помощью жестов и мимики постараются передать настроение печали, жалобы, а солдатики будут успокаивать, утешать наших кукол.

Импровизация движений на музыку П.И.Чайковского «Болезнь куклы»

(Поиск выразительных движений – печаль, жалость.

Выполняется в парах: мальчики - солдатики, девочки - куколки)

М.Р. Развеселились наши куклы, и захотелось им танцевать с солдатиками.

А какой танец они будут танцевать – я загадала! Вам придётся отгадать. Задавайте мне вопросы, а я на них буду отвечать «ДА» или «НЕТ».

Игра «Да-нетка»

(танцевальные жанры)

Правильно, я загадалазамечательный танец, который танцуют в парах и называется он «Вальс». В этом танце пары кружатся. «Вальс» может быть и быстрым и медленным. Сейчас мы послушаем с вами «Вальс» П.И.Чайковского из «Детского альбома». Послушайте, какое настроение у музыки?

Прослушивание пьесы «Вальс» П.И.Чайковского из «Детского альбома»

После прослушивания М.Р. и дети обсуждают настроение музыки, ее темп, динамику.

М.Р. А сейчас наши солдатики приглашают куколок на «Вальс». Передайте в движениях настроение музыки – радостное, оживленное. Можно использовать движения – покачивание рук «лодочкой», кружение в парах ( дети повторяют знакомые движения в парах)

Звучит «Вальс» П.И.Чайковского

Импровизация движений в парах. М.Р. отмечает удачные танцевальные импровизации.

М.Р. Заглянем в наш сундучок… А что это тут за колпачок?....И открытка….А это письмо от Микки-Мауса!!! (читает)

 «Дорогие друзья! Придти к вам в гости не смогу, путешествую по Америке.

Посылаю вам свой колпачок. Поиграйте с ним. Ваш Микки-Маус».

Ребята, давайте представим, что Микки-Маус с нами и поиграем. Выберем Микки-Мауса и оденем ему колпачок. (дети выбирают Микки-Мауса).

Дети исполняют этюд «Микки-Маус» муз. М.Шмитц

Дети передают в игре образ задаваки Микки-Мауса, у которого меняется настроение;

В мимике и жестах передают эмоциональные состояния «обиделись», «давай дружить», передают в свободных танцевальных движениях веселое настроение пьесы М.Шмитца. М.Р. отмечает удачные импровизации, хвалит детей.

В аудиозаписи звучит бой часов

М.Р. Вот и закончился «День открытых дверей» в магазине игрушек. Магазин закрывается.

Исполняется заключительная попевка:

М.Р. «До свидания, друзья».

- Дети. «До свидания».

Дети уходят из зала в группу.