Цель: познакомить детей с муравьем.
Задачи:
- расширить знание детей о муравьях;
- развивать умение рассматривать особенности внешнего вида муравья, обогащать словарный запас;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- знакомство с литературным произведением К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;
- загадки о насекомых;
- наблюдение за насекомыми на прогулке;
- разучивание физминутки, песни «Не обижайте муравья», слов муравьев.
Оборудование:
- разрезная картинка муравья;
- пальчиковый театр «Муравей»;
- картинки с насекомыми;
- пейзаж леса;
- ТСО;
- травинка.
Музыка: «Звуки природы», «Пение птиц».
1. Организационнный момент
А) Вспомним число, день недели, время года (1-2 ребенка говорят, все затем хором повторяют).
Артикуляционная гимнастика «Солнышко»
Солнышко проснулось,
Солнышко нежно улыбнулось
Село на крылечко своего дома
Солнышко пьет чай, радуется новому дню.
2. Актуализация опорных знаний
- Ребята, вы были когда-нибудь на лесной поляне? Я приглашаю вас вместе со мной прогуляться по лесной поляне, послушать её звуки и поближе познакомиться с её обитателями.
(включается аудиозапись)
На лесной поляне все вокруг нас радует: ярко светит солнце, поют птицы (послушаем), цветут цветы, летает бабочка, прыгает кузнечик, гудит жук;
Бабочка, кузнечик, жук - это насекомые. В природе все взаимосвязано. Без насекомых погибли бы птицы, не цвели бы цветы, насекомые их опыляют, перенося на лапках пыльцу.
3. Введение в тему
На нашей планете живёт очень много насекомых.
Посмотрим, какие все они разные и красивые.
Это - стрекоза, пчела, комар, жук (показ картины)
У всех насекомых есть голова, туловище, крылья, ноги.
Самый главный орган чувств у насекомых – это усы, и они очень разнообразные.
Они все разной окраски. Питаются насекомые пыльцой, травой, некоторые поедают вредных насекомых.
Живут в траве, в коре деревьев, в муравейниках, в дуплах.
4. Изучение нового
Сегодня вместе вспомним и поближе познакомимся с муравьем. Как и у всех насекомых, у муравьев есть голова, грудь, утолщенное брюшко, три пары маленьких ножек, очень подвижные усики, сильная челюсть.
Муравьев называют санитарами леса, там, где много муравьев, лес здоровый и чистый. Муравьи защищают лес от вредных насекомых. Санитары леса среди птиц – это дятел. Среди зверей – волк.
Муравьи живут в домах, которые они строят сами, называются они муравейниками, на самом деле – это лишь его верхняя часть. Главная часть муравейника уходит глубоко под землю. Свои дома они строят из мелких веточек и хвоинок. Муравьи склеивают с помощью своей слюны веточки и хвоинки маленькими кусочками глины и земли, при чем делают очень аккуратно, только в одном направлении - сверху вниз, что бы во время дождя вода стекала, не попадая в муравейник.
Муравьи очень трудолюбивые. Покажем, как они трудятся.
Физминутка
Муравей не отдыхает
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Пробежать и провернуться
Так весь день. Назад – вперед
И совсем не устает.
Посмотрим, как живут муравьи в своих домах. (показ презентации)
Мы узнали, что муравьи живут большой и дружной семьей, где у каждого свои обязанности.
Встречаем наших муравьев.
- Я - муравьиная царица, откладываю яйца, я самая главная.
- Я – муравей-солдат, охраняю вход в муравейник. (Муравьи-солдаты закрывают все ходы и выходы, придется опоздавшему ночевать на улице).
- Я – муравей-фермер. Приношу еду для всей семьи. (А едой для муравьев служат семена, травы, жучки, гусеницы, мушки и личинки.)
- Я – муравей-пастух, слежу за стадом особых жучков (особые жучки – это тля, тля пьет сок из листьев, муравьи подбегают, щекотят усиками, и тля тут же выделяет молоко, муравьи-пастухи собирают эти капельки и несут в муравейник).
У нас большая и дружная семья!
5. Закрепление
а) Мы много узнали о жизни муравьев. Скажите одним словом, какие они муравьи?
Муравьи - сильные, трудолюбивые, дружные, лесные санитары, выносливые, маленькие, кусачие.
Пальчиковая гимнастика
Зажать карандаш между указательным и средним пальцем «Шагать» по столу, удерживая «Соломинку»
Раз трудяга-муравей
Отыскал травинку,
Потащил ее домой,
Надрывая спинку.
б) Возьмите конверт. В конверте лежит разрезная картинка, соберите эту картинку.
- Настя, какая картина у тебя получилась?
- Маша, какая картина у тебя получилась? У всех получился муравей? Молодцы! Все справились с заданием. Всё соберите и положите в конверт.
6. Релаксация
Муравей и голубка (экологическая сказка)
Муравей спустился к ручью: захотел напиться.
Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку, она увидела, что муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и захотел захлопнуть. Муравей пополз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
7. Обобщение
В жизни нет ничего лучше, чем помощь друга и взаимная радость. Нужно относиться к животным с заботой. Ведь даже муравьи сталкиваются с различными трудностями. Их муравейники разоряют птицы, лакомятся муравьиными личинками ежи, барсуки, лисы и кабаны. Люди из любопытства разоряют муравьиные гнезда. Муравьи хоть и маленькие, но очень нужные в природе. Нужно беречь нашу природу. И ни в коем случае не разрушайте муравейники. Послушаем песню «Не обижайте муравья».
8. Итог
Ох и долго мы гуляли на лесной поляне, хорошо, что не заблудились. Хорошая прогулка у нас получилась! Вы справились со всеми заданиями, старались отвечать полным ответом. Молодцы! От муравьев вам подарок! (картинка-раскраска)
Урок закончен.