Аннотация. Особое внимание в статье акцентируется на поиск инновационных подходов к содержанию и организации различных форм физкультурно-оздоровительной работы, на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, на совершенствование связи семьи и школы, на формирование культуры здорового образа жизни в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Статья написана на основе личного опыта.
Ключевые слова. Инновации, подходы, проекты, комплекс спортивных мероприятий.
Физическое воспитание занимает важное место в системе образования, является основным фактором сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни и всестороннего развития личности ребенка и сегодня не представляется возможным физическое воспитание школьников без использования накопленных годами и проверенных многими поколениями традиций в этой области. Ведь ценности вечны, и одна из них – это физическая культура. Значение данной ценности в процессе формирования личности очень большое – и не зря существует пословица - «В здоровом теле – здоровый дух».
Конечно, жизнь не стоит на месте в области образования, а значит и в
области физического воспитания, многое меняется, совершенствуется, видоизменяется. Поиск новых инновационных подходов к содержанию и организации различных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми в нашем Центре идет полным ходом. Одними из таких подходов объясняется появление ряда проектов, которые включают в активную спортивную жизнь школы не только здоровых детей, но и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всех заинтересованных родителей наших учеников и педагогический состав.
Физкультурно-оздоровительный проект «Физкультура равных возможностей». Основной целью проекта является создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация задач по спортивно-оздоровительному направлению предполагает приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности.
Проект вовлекает детей в активную и здоровую, спортивную жизнь
школы. Это комплекс спортивных мероприятий - соревнования, спортивные праздники, недели здоровья, фестивали, творческие конкурсы, выступления, спортивные акции, встречи с известными спортсменами. В проект входят городские спортивные мероприятия: «Веселые старты», «Зимние забавы», творческий фотоконкурс «Здоровая семья», Всероссийская акция «Зарядка с чемпионом!», «Лыжня России».
Реализация данного проекта имеет свои особенности в работе с детьми ОВЗ. В силу специфики в подготовке и проведение мероприятий спортивной направленности участвуют не только родители и педагоги, но и специалисты, которые хорошо знают специфику работы с каждой группой детей, имеющих различные заболевания (учитель адаптивной физической культуры), а также квалифицированный обслуживающий персонал (тьюторы), медперсонал. Присутствие взрослых позволяет почувствовать детям надежную опору, поддержку, помощь.
Организация мероприятий должна проходить так, чтобы детям дать
максимум возможностей для самореализации, самосовершенствования, самоутверждения. Обязательным условием проведения мероприятий для детей с ограниченными возможностями является создание теплой, дружеской атмосферы.
Гибкая система определения победителей и призеров соревнований позволяет отметить детей, которые достигли определенных результатов в физическом развитии, в физической подготовке. Для каждого ребенка находятся слова похвалы, одобрения, поддержки, особенно отмечаются дети, сумевшие превзойти себя, свои возможности, а может быть и страхи.
В нашем Центре в рамках этого проекта проводилось физкультурно-оздоровительное мероприятие «Муравейник». Это сюжетная игра, построенная по принципу круговой тренировки, дети выполняют разные задания, упражнения в порядке последовательного прохождения нескольких станций, расположенных в зале по кругу. Эффект переключения (смены деятельности) создает благоприятные возможности для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций. Круговая тренировка является одним из наиболее эффективных способов повышения общей физической подготовки. В процессе выполнения заданий развиваются основные физические качества, совершенствуются навыки движений (ползание, лазание, метания). Игра «Муравейник» позволяет эффективно реализовывать воспитательные задачи, выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива, где расширяется опыт поведения в процессе общения и совместной деятельности со сверстниками и педагогами, корректного отношения к сопернику. Возможность дифференцированного подхода позволяет выполнить задание по своим силам и возможностям, что в свою очередь позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья гордиться своими личными успехами, а также успехами команды.
Следующий проект, который осуществляется в нашей школе это социально-образовательный проект «Спортивная семья – залог здоровья ребенка», основной целью, которого является объединение членов семьи общей идеей ведения здорового образа жизни, совершенствование связи семьи и школы.
Совместные занятия физической культурой и спортом способствуют сплоченности семьи, и помогают детям быстрее адаптироваться к взрослой жизни, и к жизни в социуме, получить достаточные навыки коммуникации с другими людьми.
Именно в семье дети получают основные существенные навыки,
которые впоследствии используют в жизни. Мужчина обязан быть сильным и смелым, ему необходимо заботиться о семье и защищать ее от всех опасностей и угроз извне. А в будущем ему будет предоставлена возможность стать защитником государства. Женщине необходимо уметь оберегать и создавать семейный уют, гармонию в семье.
Этому как раз и способствуют совместные занятия физкультурой и
спортом. Где, как не в спорте, учат побеждать, чувствовать плечо товарища и приходить на помощь слабым. Дети стараются подражать и брать с родителей пример. Занимаясь совместно физкультурой, родители приобретают более высокий статус и авторитет в глазах своих детей.
Проект предусматривает не только спортивные мероприятия,
соревнования с вовлечением родителей, но и встречи на родительских собраниях, анкетирование, консультации, размещение наглядной информации на стендах, публикацию рекомендаций, советов в группах социальных сетей. Целенаправленная работа позволяет не только сохранить здоровье школьников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, активный отдых в семье, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.
Мы провели соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», в которых поучаствовало 25 семей из 30 классов начальной школы, родители с удовольствием приняли участие в эстафетах, а дети стремились показать им свои спортивные навыки, в итоге получился отличный активный отдых для всей семьи. Активный отклик получила наша акция «Поставь свою семью на лыжи», детям предлагалось выйти на лыжную прогулку с родителями и оформить фотоотчет. Так же мы планируем провести «Папин день», где будет предложено родителям между собой поиграть в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол).
Идея проекта «ГТО – старт к здоровью и успеху!» состоит в разработке
организационно-управленческой модели, которая будет способствовать формированию культуры здорового образа жизни всех субъектов образовательного процесса в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека. Вопрос о формировании у подростков ценностного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих его людей, получение необходимых знаний о здоровом образе жизни, стремление вести здоровый образ жизни и воспитание в себе негативного отношения к вредным привычкам является не только актуальным, но и одним из самых важных для подрастающего поколения.
Новизной проекта является использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни. В ходе реализации проекта разработана дорожная карта по внедрению комплекса ГТО в образовательное учреждение, представлено ресурсное обеспечение проекта, рассмотрены возможные риски реализации проекта и пути их минимизации.
Предлагаемые материалы реализации проекта могут непосредственно использоваться в практике образовательного процесса в школе, позволят педагогам совершенствовать процесс формирования физических качеств обучающихся. Предложенная дорожная карта позволит внедрить систему подготовки обучающихся к сдаче нормативов ГТО более эффективно.
Системная работа по внедрению данного проекта предполагает повышение мотивации участников образовательного процесса со стороны обучающихся и их родителей (законных представителей).
Реализация предложенного проекта будет способствовать модернизации системы физкультурно-спортивного движения, созданию эффективной системы физического воспитания и развития массового спорта.
Все эти разработанные и внедренные проекты учителей физической культуры нашего центра тесно взаимосвязаны друг с другом, дополняют друг друга, направлены на получение положительных результатов, а именно:
- положительной динамики развития физических качеств, физического развития, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения;
- улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми;
- повышение уровня компетентности педагогов в вопросах внедрения проектов;
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания и здоровье сбережения детей.
Учитывая эффективность результатов работы над проектами,
предполагается дальнейшая перспектива их продолжения и развития.
Литература
- Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи / В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков. - М.: Советский спорт, 2016. - 208 c.
- Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина и др. - М.: Учитель, 2013. - 144 c.
- Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании школьника / Е.С. Евдокимова. - М.: Сфера, 2016. - 406 c.
- Мелехина, Н. А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ / Н.А. Мелехина, Л.А. Колмыкова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 112 c.
- Габдрахманова Л.И., Коган О.С.Научное обоснование системы оздоровления школьников младших классов методами адаптивной физической культуры