5-й класс (умеренная умственная отсталость)
Задачи урока:
- Обучающие: систематизировать знания учащихся слышать мягкость согласных на конце слова; и обозначать ее мягким знаком на письме.
- Коррекционно-развивающие: коррекция речемыслительных процессов (память, мышление).
- Воспитательные: воспитывать аккуратность при работе в тетради, самостоятельность, интерес к чтению и письму.
Урок – обобщения и закрепления.
Оборудование: картинки сказочных героев, карточки со словами, предметные картинки, мяч.
Форма урока: урок-путешествие по сказке.
Цель урока: обобщить (систематизировать) полученные знания, умения, применять на практике.
Методы: наглядный, словесный, проблемно-поисковый, практический.
Формы обучения: фронтальный опрос, индивидуальная и дифференцированная работа.
1. Организационный момент
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
- Ребята, начинается урок!
В путешествие пойдём,
В страну сказки попадём.
Слушай, думай, наблюдай.
Сказку нашу отгадай.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своём
Живут гномы всемером.
С ними поселилась и она…
(показ рисунка Белоснежки)
- Ребята, она рада приветствовать вас в сказочной стране. А как её зовут? Из какой она сказки?
2. Подготовительный этап
Цель: подготовка к восприятию материала, систематизирование полученных ранее знаний, умений и навыков.
Отгадали Белоснежку вы.
Живёт она у гномиков своих.
- А кто мне скажет, сколько их?
(На доске иллюстрация Белоснежки и вокруг гномы)
(Звуко-буквенный разбор слова) СЕМЬ
3. Сообщение темы урока
Цель: дать конкретное представление об изучаемом материале
Гномы - Шалунишки поиграть хотят.
1. Игра «Твердый–мягкий» (с мячом)
Гномик Весельчак проведет физминутку.
ФИЗМИНУТКА
Мы читали и писали и немножечко устали.
Физминутку проведем, и все вместе отдохнем.
Руки в стороны возьмите и на пояс опустите.
Шаг на месте раз, два, три
Плечи шире разведи
Проведем одну игру
Все присядем скажем «У»
Быстро встанем скажем «А»
Нам пора уж за дела!
Гномик Молчун научит вас распознавать слова с ь на конце.
А сейчас мы поиграем (Задание пары слов по М.Ф.Гнездилову)
2. Игра «Ь-фокусник»
Цель: развивать навык четкого произношения мягких и твердых согласных, выделения мягкого знака на конце слова.
Оборудование: картинки, слова.
ЕЛ-ЕЛЬ
Инструкция:
1. Прочитай слова.
2. Произнеси выделенные согласные в каждой паре слов. В каких словах они произносятся твердо, а в каких – мягко? Какая буква помогла на письме мягким согласным?
3. Игра «Ловушка»
- Хлопни в ладоши, если услышишь в словах «ь».
- Называю слова вслух
- День, сон, тень. нос, пирог, друг.
- Сыр, сок, лень, конь, шум.
4. Закрепление
Гном Чистописайка приготовил для вас свое задание.
а) Пальчиковая гимнастика (мелкая моторика)
Ладошки на столе.
Ладошки вверх.
Ладошки на бочок и сжали в кулачок.
б) Минутка чистописания (отработка навыка каллиграфически правильного письма)
в) Задание «Картинное лото».
Цель:
- закрепление написания названий слов с мягким знаком;
- умение дифференцировать твердые и мягкие согласные.
Оборудование: картинки с изображением животных (лось, волк, слон, олень, тигр, конь, медведь).
Учащиеся называют животных, определяют есть ли в слове мягкий знак.
5. Итог
- Вот наше путешествие и подошло к концу.
Вы хорошо работали, писали, отвечали.
Задания гномов играючи все выполняли.
- С кем мы путешествовали?
- А какую тему повторяли?
ИТОГ
Мягкий знак с согласной дружен.
В конце слова он ей нужен.
За согласными знак пишем,
Если мягкими их слышим!