Дошкольный возраст – это тот важный и ответственный период, когда формируются зачатки личности ребенка. Именно в данный промежуток времени закладывается прочный фундамент, который становится основой дальнейшего развития. В связи с этим, безусловно, определяется важность того, насколько продуктивно будет проходить процесс социально-нравственного развития дошкольников.
Необходимо отметить, что ребенок дошкольного возраста нуждается в непрекращающемся общении и взаимодействии с семьей, со сверстниками и со всем окружением, в котором он находится, однако современность констатирует тот факт, что на сегодняшний день ребенок все чаще начинает утрачивать либо подменять нравственные чувства и ценности, становясь менее эмпатичным, менее сострадательным. По этой причине в детском коллективе порой создается напряженная обстановка, способствующая возникновению конфликтов, а это, в свою очередь, влияет на то, что у ребенка начинают формироваться внутриличностные проблемы, перетекающие в агрессивность, гиперактивность, застенчивость, замкнутость и тревожность. [2]
Однако следует обратить внимание на то, что с указанной проблемой на сегодняшний день можно бороться посредством использования инновационных технологий, так как их использование благотворно влияет на социально-нравственное развитие дошкольников, а именно: детский коллектив становится интегрированным, взаимодействие детей происходит в интересной, творческой форме, дошкольники учатся, как подобает себя вести в социуме и др. [3]
Современные инновационные технологии выполняют роль своеобразного катализатора как для нравственного развития и обогащения личности ребенка, так и для его социального взаимодействия с окружением: дошкольник становится более заинтересованным, вовлеченным в общении со сверстниками, семьей, педагогическими работниками, он становится спокойнее, появляется уравновешенность и дисциплина, обнаруживается творческий потенциал, т.е. ребенок «раскрывается» как личность. Современные инновационные технологии также способствуют тому, что у детей возникают представления о последствиях своих поступков, они учатся переживать их смысл, обдумывать и осознавать собственное «Я», приобретают навыки социального взаимодействия, учатся разделять «добро» и «зло» и т.д. [5]
В педагогике и психологии имеется ряд исследований, посвященных вопросам социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Можно отметить таких ученых, как Н.И.Болдырев, Н.К.Бородина, В.А.Беляев, Т.И.Петракова, В.А.Сластенин, Цыганова Е.В., Смирнова Е.О., Холмагорова В.М., Слободчикова В.И., Шувалова Г.Е., Нефедова Н.А. и др. Однако комплексное исследование проблемы социально-нравственного развития дошкольников посредством использования инновационных технологий на сегодняшний день отсутствует, что определяет актуальность нашей статьи. [1]
Необходимо отметить, что в настоящее время современные требования к дошкольному образованию таковы, что без инновационных технологий воспитательный процесс уже не мыслится. В ходе обучения в дошкольном учреждении могут использоваться различные инновационные технологии. Рассмотрим некоторые из них:
1. Метод проектов. Обозначенный метод является одним из наиболее популярных и успешных на сегодняшний день. Метод проектов в социально-нравственном развитии дошкольника позволяет:
– сформировать собственный жизненный опыт взаимодействия ребенка с социальной средой;
– оказать влияние на формирование детской самостоятельности, обеспечивая рост личности ребенка, позволяя фиксировать этот рост, контролировать ребенка по ступеням развития – от проекта к проекту;
– заложить основные социальные и нравственные знания, умения и навыки, которые будут способствовать настраиванию межличностного контакта с окружением и др.
2. Информационно-компьютерные технологии (ИКТ). Данный метод способствует тому, что детское мировоззрение расширяется, ребенок учится познавать окружающий мир вокруг, ему иллюстрируются наглядные примеры того, как стоит себя вести и как поступать не нужно и др.
3. Творческие работы. Данный метод не является инновационным, однако своей значимости он не утратил. Его суть может только видоизменяться в соответствии с современными образовательными требованиями. Творческая работа представляет один из лучших способов выражения эмоционального состояния ребенка. Занимаясь созданием чего-либо (от маленького рисунка до большого проекта), особенно если это коллективное творчество, дети учатся выражать свои эмоции, работать в команде, понимать окружающих, выстраивать социальный контакт со взрослыми и сверстниками, получают навыки нравственного воспитания и др [7].
4. Скрайбинг. Данная технология (от английского слова «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) представляет собой своеобразную технику, в ходе которой дети создают небольшие рисунки. Обозначенный метод был придуман британским художником Эндрю Парком, суть которого заключается в том, что дошкольник одновременно что-то рассказывает и пытается запечатлеть свой рассказ «на лету» на бумаге. Однако существенным в технологии скрайбинга является не сам рисунок, а та история, которая раскрывается в ходе процесса рисования. На сегодняшний день выделено три вида скрайбинга: рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг. Обратим внимание, что наряду с классическими видами стали выделять онлайн-скрайбинг и видеоскрабинг. При создании онлайн-скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Преимущество видео-скрайбинга состоит в том, что видеоролик можно использовать неоднократно, поэтому этот вид деятельности вызывает у исполнителей особую заинтересованность. [6]
5. Синквейн. Инновационность данной методики состоит в создании условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля [4].
Следует отметить, что приведенный список инновационных методов социально-нравственного развития дошкольников не является исчерпывающим и может быть дополнен и другими способами. Все зависит от ситуации, образовательной программы и возможностей образовательного учреждения.
Подводя итог проведенному исследованию, необходимо заключить следующее: применение инновационных технологий в социально-нравственном развитии дошкольников приводит к тому, что дети растут дружелюбными, талантливыми, принимающими добро и отвергающими негатив. У детей формируется понятие того, как нужно обращаться со сверстниками и взрослыми: следует уважать старших, быть вежливыми, общительными, приветливыми, помогать тем, кому нужна помощь, не сквернословить и др. Трудоемкая, постепенная, коллективная и целенаправленная работа педагогов, основанная на применении инновационных технологий, помогает детям стать ответственными, сопереживающими, чувствующими свое «Я» и настроения окружающих, любящими свою семью, уважительно относящимися к родному краю и родной истории.
Список использованных источников
- Актуальные проблемы инновационной деятельности образовательных организаций в современных условиях: сборник научных статей по материалам региональной заочной научно-практической конференции (Белгород, 28 ноября 2018 г.) [Электронный ресурс] / под ред. Е.В. Никулиной, М.В. Глотовой, О.Э Кузьминовой. – Белгород: БелИРО, 2018. – 308 с.
- Быкова Э.Ю., Кандакова Л.Ю., Лаптенок Т.С. Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом и духовном воспитании дошкольников // Молодой ученый. – 2018. – №13.1. – С. 8-11. – URL https://moluch.ru/archive/199/49138/ (дата обращения: 08.12.2019).
- Григорьева Г.Г. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2012. –№1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-i-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 08.12.2019).
- Демина Г.Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду // Образование и воспитание. – 2016. – №5. – С. 40-42. – URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1670/ (дата обращения: 08.12.2019).
- Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы XI Международной научно-практической конференции // под общей редакцией Г.П. Новиковой. – Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2018. – 606 с.
- Потаповская О.М. Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2012. – №27. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 08.12.2019).
- Чадченко А.Н., Васюкова О.Н. Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве ДОУ [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). – СПб.: Свое издательство, 2019. – С. 14-17. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14935/ (дата обращения: 08.12.2019).