Формирование информационной культуры нахимовцев-первокурсников средствами мультипликации

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 5

Ключевые слова: мультипликация, информационная культура, нахимовцы


Введение

Происходящий в современном мире рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности воспитанников ФНВМУ (Сев ПКУ).

В настоящее время, во время стремительного развития информационных технологий, человеку просто необходимо развиваться и стремиться идти в ногу со временем. Сейчас человек начинает знакомиться с информационными средствами (компьютер, компьютерные электронные игры) начиная с дошкольного детства. Также информационная культура связана с социальной природой человека. Она нужна для определения уровня развития человека и определения его места в обществе и его ценности в этом обществе.

Теоретические основы в развития информационной культуры обучающихся рассматривали такие исследователи, как: Н.Ф.Хилько, Ф.Уебстер, А.В.Федоров. Практические аспекты разрабатывали следующие ученые: Ю.Н.Усов, Л. М. Баженова [1].

Формулировка цели статьи. Раскрыть особенности и возможности мультипликации в формировании информационной культуры нахимоввцев.

Изложение основного материала статьи

Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х годах XX века; инициаторами развития и популяризации соответствующей концепции стали работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовался этот термин, были статьи библиографов К.М.Войханской и Б.А.Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» («Библиотека и информация», 1974 г.) и Э.Л.Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (журнал «Научно-технические библиотеки СССР», 1975 г.).

В педагогике выделяют информационную культуру обучающегося. Она является частью общей культуры личности, и представляет собой комплекс знаний, умений, навыков, позволяющий свободно ориентироваться в образовательном пространстве, является необходимым условием готовности к постоянному обновлению знаний в процессе непрерывного образования; информационная культура обучающихся включает в себя следующие компоненты: коммуникативный, читательский, библиографический, информационно-технологический [5, с. 140]. Перечисленные компоненты, по мнению А.Н.Дулатова и Н.Б.Зиновьева, формируются неравномерно, с разной степенью интенсивности. Если коммуникативный и читательский компоненты формируются практически на всех учебных предметах, библиографический компонент может быть сформирован в процессе информационно-библиографической деятельности обучающихся, включенной в состав образовательной деятельности, а вот формирование информационно-технологического компонента проходит в процессе организованного обучения информатики или компьютерной графики на уроках изобразительного искусства.

В качестве основных задач при изучении информационно-технологического компонента ставится: начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (анимированными изображениями, схемами предметов, мультипликациями); создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Л.С.Выготский, изучая особенности пятиклассника, подчеркивал, что в 10 лет у ребенка начинает появляться обобщенное отношение к себе. На формирующуюся самооценку оказывает успешность или неуспешность в учебной деятельности: сказывается недифференцированность самооценки, при которой оценка учителем учебных успехов воспринимается как глобальная оценка личности. Умственные операции первокурсников еще далеки от формальных операций взрослых, но свидетельствуют о наличии внутреннего плана действий, способности оперировать некоторыми представлениями «в уме», то есть о зачатках абстрактно-логического мышления. Развитие произвольности: восприятие, память и внимание становятся подконтрольны вопитанникам, направляются на удерживаемую сознательную цель – становятся произвольными опосредованными процессами.

Нахимовцам первого курса доступен читательский компетент, который формируется как осмысленный читательский навык, т.е. общеучебное умение, необходимое для осознанного чтения текстов, работы с различной информацией, интерпретации информации в соответствии с запросом. Второй компонент - информационно-технологический – владение приёмами понимания просмотренной и прослушанной мультипликации с помощью компьютера, телевизора. Как указывает профессор Л.П.Доблаев «для осмысления мультипликации необходимо не только быть внимательным при просмотре, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами» [3, с. 63]. Таким образом, возраст 10 лет – время первого включения нахимовцев в серьезную социальную деятельность. Важно, что информационную культуру можно рассматривать и как средство самореализации нахимовцев, способствующее развитию плодотворного сотрудничества друг с другом; расширяющее возможности распространения своего опыта; помогающее перейти от привычной роли обучающегося -транслятора знаний во время урока к роли воспитанника, который направляет процесс обучения на самостоятельное создания мультипликаций.

Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в универсальности языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения нахимовцев. Здесь можно выделить следующую связь, являющуюся необходимым условием для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса: нахимовец - родители – воспитатели. Все три субъекта данного педагогического процесса тесно взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, находятся в постоянном развитии [9, с. 56].

Мультипликации — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений, сменяющих друг друга с некоторой частотой [12]. Как правило, для мультипликационных фильмов выбираются следующие виды: пластилиновая или предметная анимация, рисование под камерой, техника перекладки, анимация с сыпучими материалами. Одним из важных мотивов воспитания нахимовцев является интерес, т.е. активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Интерес характеризуется познавательной активностью. Нахимовец ищет интересующую его информацию, посвящает свободное время предмету познавательного интереса. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма.

Использование мультипликаций во время классных часов является в ФНВМУ именно тем реальным путем, благодаря которому, воспитатель сможет заниматься формированием информационной культуры нахимовцев.

К сожалению, в военно-морских училищах сегодня нет предмета, который прямо ориентирован на такое направление работы. Вместе с тем, воспитатели активно используют экранные искусства на классных часах. Воспитатель должен включать в свои беседы элементы сведений о тех или иных используемых средствах массовой коммуникации, предложить упражнения и задания, которые будут выполнены нахимовцами и помогут сформировать у них соответствующие навыки и умения. Для работы с воспитанниками по формированию информационной культуры нахимовцев средствами мультипликации должен быть выделен конкретный круг вопросов, изучение которых поможет первокурсникам на доступном для них уровне внедриться в нынешнюю культурную ситуацию и правильно сориентироваться в ней. Например, согласно новым стандартам нахимовцам необходимо овладеть следующими знаниями и умениями:

  • получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; (мультипликацию можно рассматривать как один из вариантов профориентации);
  • усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; (мультипликация – это тоже часть нашей культуры);
  • приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; (при создании объёмной мультипликации приходится применять различные приёмы ручной обработки материалов, при этом нахимовцы видят конечный смысл своей работы: не просто вылепить маяк из пластилина, а использовать его потом при создании мультпроекта);
  • использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; (мультипликация позволяет решать эти задачи);
  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; (при создании мультфильмов, особенно объёмных, работа проходит коллективно, а значит, и эти навыки отрабатываются);
  • приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. (Мультфильм – это, конечно же, проект в информационной среде) [4, с. 27].

Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий в целом и создание мультфильмов в частности приводят к повышению активности познавательной деятельности, эффективности и качества процесса воспитания; углублению межпредметных связей; развитию различных видов мышления; коммуникативных способностей; эстетическому воспитанию за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; формированию информационной культуры, умений моделировать задачу или ситуацию, осуществлять обработку информации; формированию умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность; подготовке пользователя компьютерными средствами, информационно грамотной личности; осуществлению профориентационной работы [10, с. 12].

По словам С.М.Ищук, вопросы о педагогических возможностях мультипликаций официально были вынесены для обсуждения на разного уровня профессиональных и педагогических симпозиумах [4, с. 13]. Проводимые конкурсы, смотры, фестивали по данному увлекательному виду деятельности вызывают немалый интерес у воспитателей, так как именно они заинтересованы и в конечном результате детского творчества – фильмах, и в проявлении и выражении творческих способностей нахимовцев [7, с. 113].

Для изучения и внедрения в практику ФНВМУ средств анимации необходимо разработать авторские программы «Рисования с основами анимации», включающие в себя несколько модулей.

Модуль «Создание рисунков». В результате изучения данного модуля нахимовцы должны уметь выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ; сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения. При выполнении проектных заданий первокурсники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Модуль «Создание мультфильмов и «живых» картинок». В результате изучения данного модуля нахимовцы должны уметь выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ; сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения. При выполнении проектных заданий воспитанники будут учиться придумывать движущиеся изображения, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера. Таким образом, согласно ФГОС за основу работы над созданием авторской программы факультативного и элективного курсов выбраны цели комплексного профессионального и эстетического развития нахимовцев, предусматривающие возможность приобретения воспитанниками практического опыта в освоении разных видов деятельности. Мультфильм вводит первокурсников в особенное эмоциональное состояние, дарит ему возможность эмоционально взаимодействовать с героями предоставленного медиапроизведения, в чем пятиклассники в силу своего возраста остро нуждаются [2, с. 156].

Тем не менее, медиаинформация, которая содержится в мультипликационном кино, при бесконтрольном потреблении отрицательно сказывается на психическом и физическом здоровье нахимовцев. Очевидно, что нынешние мультипликационные фильмы носят больше развлекательный характер, отдельные даже сложно назвать детскими, потому что они содержат в себе сцены насилия, грубую лексику, модели асоциального поведения, а это может отрицательно влиять на воспитанников ФНВМУ [5, с. 140]. В таком случае, особенно в отсутствие комментариев и пояснений воспитателя, нравственно - эстетическое пространство мультипликационных фильмов, через которые нахимовец усваивает нормы поведения, может стать для него небезопасным. Вследствие этого становится актуальной необходимость научить первокурсникк анализировать, размышлять, обобщать увиденное, критически относиться к поступившей информации [8, с. 85]. Анимации, со значительным уровнем художественного исполнения, на сегодняшний день, к сожалению, пользуются минимальной популярностью у воспитателей и нахимовцев. Также хочется отметить влияние массового искусства на содержание рынка анимации. Сегодня немалое количество мультипликационных фильмов относят к массовому искусству, чьи сюжеты часто выполнены в стиле «экшн», где основная задача - развлечение телезрителя без особенных интеллектуальных затрат и внутренней работы над собой [3, с. 63].

Таким образом, мультипликация на сегодняшний день явление распространенное и применяется в различных областях современной жизни: игры, реклама, презентации, интернет. В современном образовании мультипликация используется в виде интегрированного образования или как способ освоения технических средств, а вот как самостоятельное детское творчество может использоваться в кружковой, внеурочной работе, где воспитатели также используют ее возможности. Однако сегодня, несмотря на существование множества мультипликационных студий для обучающихся по всей нашей стране, из-за разных причин, педагогический потенциал мультипликации реализуется не в полной мере [6, с. 432]. Лишь только немногие кружки в военно-морских училищах предлагают воспитанникам большой спектр разнонаправленных творческих заданий, чаще всего это лишь практическая деятельность, которая направлена на освоение технических приемов работы над мультипликационным фильмом. Если говорить о жанрово - стилевых особенностях мультипликации, то, в первую очередь, следует отметить такую особенность, как поиск собственного стиля в создании внешнего облика героев, стиля их речи, поведения и мировоззрения. По сути, мультипликационный герой – это представитель своей страны, который просто не может существовать вне того культурного наследия, которое создавалось японским, американским, российским и другими народами.

Таким образом, мультипликация как современный интегрированный вид искусства и воспитания позволит:

  • решать вопросы полихудожественного развития нахимовцев;
  • расширять границы познания;
  • формировать у воспитанников способность разносторонне и вариативно рассматривать, осознавать и оценивать ситуации, явления окружающей действительности, предлагаемые мультипликацией;
  • расширять границы поиска решений поставленных задач за пределами мультипликационного пространства;
  • активно включать первокурсников в процесс творчества: решать конкретные поставленные творческие задачи, а также самостоятельно ставить перед собой и раскрывать их на практике;
  • формировать целостное гармоничное сознание нахимовца, позволяющее ему адекватно воспринимать произведения искусства, явления действительности, формировать эстетические оценки и предпочтения, а также активизировать свободу творческого проявления;
  • создать особое образовательное пространство: культурное, патриотическое, интеллектуальное, эстетически и творчески активное, в центре которого - развивающаяся, думающая, мыслящая личность обучающегося [12].

Искусство мультипликации представляет собой художественно-организованную действительность, в которой образно, точно, с определенной долей акцентирования представлена некая реальность посредством языковых доминант и изобразительного искусства, таких как: форма, цвет, композиционная доминанта, сюжет, пространство, динамика, национальный колорит, исторические и др., активно воздействующих на эмоции, чувства, воображение и фантазию нахимовцев [11].

Рассматривая общие подходы к преподаванию синтетического комплексного искусства мультипликации, Ищук В.В. и Нагибина М.И.разработали отдельные методические приемы, новые формы занятий, а также выделили основные направления данной работы: поиск замысла будущего фильма, который должен соответствовать возрасту ребенка; формирование творческих групп (группы единомышленников), работающих над одним замыслом, развитие умения работать в коллективе; написание сценария (рассказа, сказки, стихотворения), отражающего в полной мере развитие литературных способностей обучающихсся; разработка и изготовление персонажей, знакомство с технологическими операциями и способами обработки используемых материалов; освоение инновационных технологий в педагогике (компьютерная графика, приемы и виды кино - и видеосъемки); техническая работа, связанная с изготовлением фильма (проявка пленки, монтаж); знакомство с основами актерского и пластического мастерства, мимикой, ритмикой, необходимыми для передачи движения; организационно-воспитательная деятельность, имеющая важное значение для общего развития нахимовца (общение с природой, посещение выставок, музеев, фестивалей); звуковое оформление фильма (развитие речи, музыкальных и других специальных способностей воспитанников); совместный просмотр сюжета или фильма, его обсуждение и анализ, определение дальнейших перспектив работы.

Выводы

Основой формирования информационной культуры нахимовцев является их избирательный интерес к мультипликациям. В связи с этим появилась возможность объяснить, как на осознанный выбор воспитанниками тех или иных мультфильмов могут повлиять воспитатели, и определить, какие из предпочитаемых первокурсниками мультипликаций в большей либо меньшей степени подходят как основа формирования информационной культуры. Создавая мультфильм, нахимовцы должны постоянно совмещать в своем сознании все его компоненты: сценарий, изобразительное и цветовое решение, пластику, ритм, звуковое сопровождение. Такой характер творчества заставляет воспитателя сознательно совмещать в одном занятии различные виды деятельности, соответственно перестраивая и педагогические подходы. Это вынуждает воспитателей составлять гибкие и подвижные схемы занятий, переходить быстро и незаметно от теоретических занятий к практике, осуществлять творческие импровизации. Главным же средством, позволяющим сохранить в мультипликации единство всех видов деятельности, является содержательная сторона создаваемого фильма.

Литература

  1. Баженова Л.М. Искусство экрана в художественно творческом развитии детей: методическое пособие. Программы. / Л.М.Баженова – М.: Русское слово, 2011. – 176 с.
  2. Баженова, Л. М. Азбука кино. Учебная программа для детей 7-10 лет / Программы дополнительного образования детей. – М.: Просвещение, 2005. – 608 с.
  3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. / Д.Белл – М.: Academia, 1999. – 788 с.
  4. Ищук В.В. Анимация как средство решения педагогических задач. / В.В.Ищук – М.: Знание, 2007. – 59 с.
  5. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – 2-е изд. / Н.Б.Кириллова. // М.: Академический Проект, 2006., 448 с., С. 139 - 140.
  6. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн [пер. с англ. В.Г.Николаева]. – М.: Жуковский: КАНОН – пресс - Ц, Кучково поле, 2003. – 464 с.
  7. Негодаев И.А. Информатизация культуры: Монография. / И.А.Негодаев. // Ростов на Дону: ЗАО «Книга», 2003. – 320 с.
  8. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / Д.Тапскотт. // Киев: UNT Пресс; М.: Рефл-бук, 1999. – 432 с.
  9. Усов Ю.Н. Искусство кино в эстетическом воспитании школьников // Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп. – М.: НИИ Общей педагогики АПН СССР, 1978. - С.53 - 59.
  10. Хилько Н.Ф. Экспериментальная реализация культурно-экологических программ в экранном творчестве // Омск: Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии. – 2005. – С. 12-18.
  11. Шаханская А.Ю. Мультипликация как вид детского творчества // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. Страница доступа: http://vestnik-rzi.ru/2013/12/1161.
  12. Уебстер Ф. Теории информационного общества / Ф.Уэбстер; [пер. с англ. М.В.Арапова, Н. В. Малыхиной, под. ред. Е.Л.Вартановой]. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 с. [Электронный ресурс] // Страница доступа: http://www.ifap.ru/events/1204b.pdf