Предмет: Истоки.
Класс: 1.
Классный час: Образ Родины.
Цель: Формирование в сознании детей образа Родины.
Задачи:
- воспитывать любовь к Родине, интерес к её истории;
- способствовать развитию культуры речи;
- учить рассуждать на заданную тему.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю.
- Формирование интереса (мотивации) к учению.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать задачи на классном часе с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
- отвечать на вопросы учителя;
- дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом;
- участвовать в диалоге на уроке.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, ресурсном круге.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к классному часу.
Ход классного часа
1. Подготовительный этап
Учитель: Ребята, мы продолжаем путешествие по нашей истоковской дороге и приглашаем всех присутствующих присоединиться к нам.
Ребята, повернитесь лицом друг к другу, прикоснитесь своими ладошками к ладошкам соседа и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится, поддержите друг друга перед началом работы. А теперь улыбнитесь и повернитесь ко мне, мы начинаем.
Я очень хочу, чтобы сегодня на нашем занятии вы были внимательны, находчивы, а главное — чтобы вы смогли подать руку помощи своим друзьям, были сплоченными и чуткими друг к другу.
Присоединение к теме.
Учитель:
Посмотрите на экран. На экране ребус: Р1А
Какое слово получилось?
Дети: Родина.
Уч.: Предположите, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
Ответы детей.
Выставляется название темы классного часа на доску.
Уч.: Прочитайте название темы нашего занятия. (Образ Родины).
Что значит слово образ?
Д.: Образ - это то, что представляется. Это внешний вид, облик чего-либо.
Уч.: Что такое Родина?
Д.: Это место, страна, где человек родился.
Уч.: Какую задачу мы поставим перед собой?
Ответы детей.
Вывод: Мы сегодня на классном часе создадим образ Родины. Мы поближе познакомимся с землёй наших предков. Надеюсь, что сегодня вы услышите много полезного и интересного и почувствуете, как важно знать истоки родной земли.
2. Основной этап
Беседа по рассказу К.Д.Ушинского "Мое Отечество".
Уч.: Ребята, а как называется страна в которой мы живем? Ответы детей.
Уч.: Мы живём в стране, у которой удивительное красивое имя – Россия.
А мы с вами, жители России. Кто мы? Мы - россияне
Уч.: Сейчас я вам прочитаю рассказ великого русского педагога и писателя К.Д.Ушинского, а вы подумайте, как К.Д.Ушинский называет Россию.
«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков наши отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас водами, выучила нас своему языку; как мать защищает и бережёт от всех врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Как К.Д.Ушинский называет Россию?
Почему Россию называют Отечеством?
Д.: Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Уч.: Как вы думаете, от какого слова образовалось слово Отечество?
Д.: От слова отец.
Уч.: Почему называют Родиной?
Д.: Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное.
Уч.: А почему матерью?
Д.: А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Уч.: Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме. Как мамочка кормит, поит, учит, защищает и бережет своего ребенка, так и Родина наша, каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.
Мамы похожи друг на друга или они все разные? Чем они похожи?
Д.: Все мамы похожи чем-то, но и все разные.
Уч.: Может быть, обменяться мамами, выбрать другую маму?
Д.: Нет. Каждому дорога своя мама.
Уч.: А есть ли на Земле другие страны?
Д.: Да, есть другие страны. Там тоже живут люди. У них там Родина.
Уч.: А может быть у человека 3 Родины или 4?
Д.: Нет. Родина у нас одна.
Уч.: В русском языке слово Родина употребляется только в единственном числе. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Рассказ Ушинского завершается словами: "Одна у человека родная мать - одна у него и Родина".
Давайте поразмышляем над ее смыслом.
Ребята, если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?
Д.: Её надо любить, беречь, защищать, охранять. Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине.
Уч.: Русский народ сложил много пословиц о Родине. Познакомимся с еще одной пословицей.
Родина - мать, умей за нее постоять. Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы детей.
Беседа о нашей Родине.
Уч.: Посмотрите на экран.
Как велика моя страна,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга.
Россия - сама большая страна в мире!
Ребята, в каждой стране есть главный город - столица. Назовите столицу нашей Родины.
Д.: Москва.
Уч.: А какие вы еще знаете города?
Посмотрите на экран. (Показ фотографий.)
Россия – огромная страна, но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился, живёт. В каком городе мы с вами живем?
Д.: Алатырь.
Уч.:
Городков таких немало.
Мы встречаем там и тут.
То, что в сердце нам запало,
Малой родиной зовут.
Наша страна Россия - это наша большая Родина. Город Алатырь - это наша малая Родина.
А что вы знаете об Алатыре? Почему он так называется? Кто основал наш город?
Ответы детей.
Уч.: Слово "Алатырь" означает "загадочный камень", который упоминается в сказках. Бел-горюч камень, лежащий на дне морском, либо на океане, на острове Буяне. Наш город основан в 1552 году по указу царя Ивана Грозного.
Ребята, представьте, что к нам приехали гости. Что мы можем им показать в нашем городе Алатыре, в какие места мы их сможем пригласить?
Ответы детей.
Просмотр слайдов с изображением исторических мест города Алатыря.
Уч.: Сейчас это красивый, развиваюбщийся город. В нашем древнем городе 14 храмов, много старинных красивых домов и памятников. В Алатыре живут добрые, отзывчивые, доброжелательные люди. Я родилась и выросла в Алатыре. мои родители, бабушки и дедушки тоже родились. жили и работали в нашем городе. я люблю свой город. А вы любите свой город?
Активное занятие. Работа в паре.
1 этап. Подготовительный.
Уч.: Предлагаю игру «Букет красивых слов» и эти красивые слова мы подарим нашему любимому городу. Наш город Алатырь какой?
Перед вами карточки - цветочки со словами. Выберите, те слова, которые будут ответом на вопрос: Какой наш город Алатырь и почему?
2 этап. Индивидуальный.
Сначала каждый самостоятельно попробует найти ответ на поставленный вопрос. Время - 1 минута. Дети работают. Цветочки со словами: зеленый, красивый, чистый, старинный, любимый, родной.
Ребята, мы закончили работу. Внимательно послушайте следующее задание.
3 этап. Работа в паре.
Сейчас вы будете работать в паре. Сообщите друг другу свое решение и придите к единому мнению. Время - 2 минуты. Лидер пары сообщит нам ваше решение. Родители могут помочь детям.
4 этап. Обсуждение вопроса в классе.
Заслушаем мнение первой пары. Кто согласен с таким решением? У кого другое мнение? Прикрепление цветочков на доску.
Экспертная оценка.
Учитель оценивает работу пар.
Вывод: Наш город Алатырь зеленый, красивый, чистый,старинный, любимый. Посмотрите, какой красивый получился наш букет!
Провинциальный, небольшой,
С прекрасной русскою душой,
С простым неторопливым бытом,
Средь мегаполисов забытый.
На берегах реки Суры
Стоишь с далекой ты поры -
Красивый, гордый, величавый,
Любимый, славный мой, Алатырь!
5 этап. Рефлексия.
Уч.: Понравилось вам работать в паре?
Легко ли было прийти к единому решению?
А что можем сделать мы с вами, чтобы наш город стал еще краше?
Д.: Сажать цветы, деревья, не мусорить.
3.Заключительный этап занятия: осмысление итогов, рефлексия
Ресурсный круг.
1 этап. Подготовительный.
Уч.: Ребята, уважаемые родители!
Я прошу вас выйти в круг. Ответьте на вопрос: Что вы представляете, когда слышите слово «Родина»?
Для меня Родина - это мой дом, моя семья.
2 этап. Основной.
Дети и родители высказываются.
Оценить работу некоторых детей.
3 этап. Рефлексия.
Уч.: Приятным ли было общение?
Возьмемся за руки ребята и поблагодарим друг друга за общение.
Дети садятся за парты.
Осмысление итогов, рефлексия.
Уч.: Ребята, что было интересным для вас сегодня на занятии?
Что нового вы узнали?
Ребята, вы сегодня замечательно работали. Вы были очень внимательны друг к другу, когда работали в паре, давали очень искренние ответы, когда был ресурсный круг. Вы умеете слушать и слышать друг друга.
На протяжении всей жизни зреет в сердце человека любовь к своей родной земле. Вы, ребята, сегодня на занятии по Истокам посвятили Родине свои первые красивые слова. Ребята, любите свою родину, берегите ее, так как именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России!