Педагог и семья в работе системы дополнительного образования

Разделы: Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие педагога и семьи


Постановка проблемы. Одним из важных социальных институтов является семья. Но учитывая реалии современности она, к сожалению, находится в достаточно не устойчивых и сложных жизненных условиях и не простом этапе своего развития. В результате довольно часто, в семьях с детьми, возникают воспитательные родительские просчеты, которые в дальнейшем педагогам, психологам приходится исправлять. Поэтому взаимодействие с родителями учащихся является важной психолого-педагогической функцией профессиональной деятельности учителя. Именно учитель может помочь родителям разобраться в возрастных и индивидуально-психологических особенностях ребенка, оказать помощь в решении различного рода проблем, которые возникают между родителями и детьми.

Ведь семейное окружение, в котором родился ребенок и растет является первоисточником и основой его воспитания и дальнейшей социализации. Но, к сожалению, родители не всегда имеют достаточно знаний и навыков справиться с определенными трудностями в воспитательном процессе ребенка. Воспитатель или педагог, в свою очередь, может получив дополнительную информацию об индивидуальных особенностях каждого ребенка, подобрать соответствующие программы, механизмы которые помогут наладить учебно-воспитательный процесс ребенка в сложных жизненных ситуациях.

Достижение единства при психолого-педагогическом взаимодействии возможно при упорном труде педагогического коллектива и желании родителей к такому взаимодействию. Поэтому педагогический коллектив школы должен уметь использовать различные пути и методы по налаживанию взаимодействия с родителями учеников, потому что перед ним стоит главная цель - воспитание полноценной личности, и это во многих случаях зависит от эффективности развития личности в семейном окружении так и в условиях школьного коллектива.

Значительное количество ученых не однократно доказывала, что становление личности ребенка в значительной степени зависит от того, как происходило его развитие в школьные годы. За историю развития человечества общество знает две ветви психолого-педагогического процесса - семейную и социальную. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Сейчас семья и школа становятся двумя направлениями становления маленькой личности, которые дополняют друг друга. Безусловно, их воспитательные функции различны, но успешное становление личности ребенка невозможно без их взаимодействия.

В зарубежной практике работы учителя с родителями, в частности привлечения их к активной деятельности в воспитании детей, идея «семейно-школьного взаимодействия» возникла на четвертом съезде всемирного конгресса по социологии (Transactions of the Fourth World Congress of Sociology, 1959 г). В материалах конгресса отмечается, что семья является единсвтенным агентом социализации молодого поколения; фактически семейная группа - это настоящий элемент социальной структуры. Во время этого мероприятия ученые и социальные эксперты пришли к мысли о необходимости коренных изменений не только в системе воспитания, но и в системе социально - педагогической работы с семьей, к чему побудила новая роль учителя в условиях формирования «семейно-школьного взаимодействия» [12].

По мнению, Б.Боша, который был участником съезда Всемирного конгресса по социологии, «... семья не может самостоятельно воспитывать ребенка, она нуждается в помощи того института, который готовит молодежь к жизни в обществе, то есть школы. Школа, в свою очередь, может осуществлять свои воспитательные функции лишь при условии непосредственного взаимодействия таких элементов как социальный работник, учитель, ученик, родители и другие члены общества» [11, с. 439-453].

Воспитание детей в школе и семье - это неразделимый процесс с единственной целью, который сориентирован не только на совместные усилия учебного заведения и семьи в воспитании школьников, но и на их воспитательное сотрудничество в этом процессе. Его осуществление предполагает единственно направленную взаимодействие во взаимосвязанном деятельности в системе взаимоотношений родителей и педагогов.

Образовательная помощь учителя направлена на педагогическое и психологическое просвещение родителей учащихся. Она предусматривает анализ значимости авторитета родителей для детей, взаимоотношений разных поколений в семье, методы педагогического воздействия на ребенка, половозрастных характеристик при воспитании, социально-психологические проблемы воспитания педагогически запущенных детей, роль родителей в самовоспитании школьников.

Психологическая помощь - это, прежде всего, социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного климата в семье и коррекция отношений между людьми (в случае нарушения нервно-психического и физического состояния ребенка).

Все вышеприведенное свидетельствует о том, что во взаимоотношениях с родителями учащихся педагог должен быть советником, который информирует родителей о важности взаимодействия с их детьми и пути их сотрудничества; консультантом, который рассказывает о межличностной взаимодействие семьи, методах воспитания с учетом персональных особенностей семьи. Подчеркнем, что формирование, развитие педагогической культуры населения, улучшение качества семейного воспитания — это основная цель системы психолого-педагогического сопровождения семьи [3].

Далее рассмотрим психологические закономерности продуктивного взаимодействия педагога  и родителей обучающихся.

Идеи гуманистической концепции педагога легли в основу его рекомендаций по формирования педагогической культуры родителей.

Ш.Амонашвили настаивал на организации постоянного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания и обучения, подчеркивая, что именно такое взаимодействие обеспечит комплексный подход к воспитанию ребенка, создаст условия для индивидуализации воспитательного воздействия [1].

Психолого-педагогический процесс должен базироваться на психолого-педагогических принципах, отражающих объективные возможности повышения эффективности воспитательной деятельности [5].

Существуют различные классификации психолого-педагогических принципов. Ю.Бабанский, П.Подкасистый выделяют принципы обучения и воспитания. А.Бондаревская раскрывает общие (стратегические) и отдельные (тактические) принципы.

Следует отметить, что отечественные и зарубежные философы, педагоги прошлого подчеркивали необходимость организации педагогического просвещения родителей, акцентируя внимание на том, что решение проблем воспитания зависит от широкого распространения научной литературы, которая бы помогала осознавать педагогические понятия и родителям, и учителям; подчеркивали связь семейного воспитания с местом женщины в обществе и уровнем его педагогической подготовки; доказывали необходимость образования женщины как матери-воспитательницы (Ушинский, Н.Пирогов, Д.Писарев, П.Лесгафт, Я.А.Коменский, Й.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо).

Особый вклад в развитие теории подготовки родителей к семейному воспитанию, формированию их педагогической культуры, как свидетельствует проведенный научный поиск (анализ творческого наследия, трудов многочисленных исследователей наследия), осуществили выдающиеся педагоги В.Сухомлинский, Н.Стельмахович. Так, опираясь на многовековой опыт народного воспитания, В.Сухомлинский рассматривал семейную педагогику как кропотливый труд, мастерство и творчество, а основными условиями успешного действия института отцовства определял благоприятный семейный микроклимат; моральную ответственность родителей за детей; совместную трудовую деятельность членов семьи; разумную организацию жизни и бытового устройства; согласованность воздействия семьи с образовательным учреждением, а также педагогическую культуру у родителей.

Новые реалии жизни в РФ требуют учета новых подходов к взаимодействию семьи и школы. Совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, что позволяет подобрать для каждого ученика оптимальный воспитательный маршрут, а также взаимно обогатить знаниями каждого из участников взаимодействия. Анализ практического опыта работы современной школы свидетельствует, что образование требует целостного психо-лого-педагогического подхода к формированию личности ребенка, чем предопределяется необходимость эффективной взаимосвязи семьи и школы на основе объединения их усилий.

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Размьішления о гуманной педагогике / Ш.А.Амонашвили. - М.:Издательский Дом Шалвьі Амонашвили, 1995. - 496 с.
  2. Бодалев А.А. Проблеми гуманизации межличностного общения и основние направлення их психологического изучения / А.А.Бодалев// Вопросы психологии, 2010. - № 6.- С. 74 - 81.
  3. Западаева М.Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся: теоретический аспект /М.Б.Западаева// Социальная педагогика. - 2014. - № 3. - С.П2-П9.
  4. Коротаева Е.В. Основи педагогики взаимодействий: теория и практика: монография / Е.В.Коротаева. - Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2013. - 203 с.
  5. Коломинский Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия / Я.Л.Коломинский // Советская педагогика, 1991. - № 10. - С. 36-42.
  6. Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог–ребенок–родители» / В.К.Крючков // Педагогика, 2012. - № 9. - С. 37-32.
  7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф.Лесгафт. - М.: Педагогика, 1991.- 176 с.
  8. Costin L. A historical review of school social work / L.Costin. - Social Casework, 1969. - Р.439-453.
  9. Englund M. Children's achievement in early elementary school: Longitudinal effects of parental involvement, expectations, and quality of assistance /М. Englund, А. Luckner // Journal of Educational Psychology Englund, 1996. - Р. 723-730.
  10. Fan X. Parental involvement and students' academic achievement: A meta-analysis /Х. Fan, М. Chen // Educational Psychology Review, 2001. - №13 (1) - Р. 1-22.
  11. Fantuzzo J.W. Parent involvement in early childhood education and children's peer play competencies: An exam