Программа элективного курса "Мой мир" "Устойчивое развитие: от идеи до реализации" для учащихся 10-го класса

Разделы: Экология

Класс: 10

Ключевые слова: экология, элективный курс


Пояснительная записка

Актуальность программы связана со всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью общества и состоянием окружающей среды.

Мир вступил в Третье тысячелетие. Именно сейчас центральное место в развитии человечества заняли процессы глобализации. Они влияют на все процессы эволюции человеческого общества: эколого-экономические, социальные, политические, культурные. Они оказывают усиливающееся воздействие на социально-экономическую и политическую географию мира, регионов, отдельных стран и местностей. Процесс глобализации имеет объективный характер, являясь неизбежным результатом развития мировой экономики, научно-технического прогресса, усиления мирохозяйственных связей.

Однако возможны различные альтернативные модели глобализации. Последние, в свою очередь тесно связаны с геополитической структурой мира, целями и стратегией развития. Меняющаяся ситуация – вершина айсберга глобальных процессов, которые могут столкнуться с «Титаником» мировой цивилизации и привести к её гибели.

Взрывной экономический рост в мире происходит при одновременном распространении бедности, деградации всех природных систем жизнеобеспечения, расширении зон экологической и гуманитарной катастрофы. Продолжение современных тенденций развития угрожает существованию Земли как живой системы. В мировом сообществе происходят кардинальные изменения в представлениях о сущности развития и экономического прогресса.

Становление образования, обеспечивающего возможность участия каждого человека в решении и предупреждении социальных, экономических, экологических проблем, относится к числу основных задач, стоящих перед мировым сообществом.

В третьем тысячелетии растёт понимание того, что выход из глобального и национального экологического кризиса связан с реализацией концепции устойчивого развития. Переход к устойчивому развитию Российской Федерации возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие регионов. Многочисленные эксперты указывают: в ХХІ веке положение страны  на геополитическом уровне будет определяться качеством её человеческого капитала: здоровьем и уровнем образованности населения.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) г.), подтверждая необходимость перехода человеческой цивилизации к устойчивому развитию, обоснованную в 1987 г. Комиссией ООН по окружающей среде и развитию в докладе «Наше общее будущее», приняла «Повестку на ХХІ век» - программу, ориентированную на изменение взаимоотношений между людьми, государствами, человечеством в целом и окружающей средой. Устойчивое развитие – это развитие, которое обеспечивает удовлетворение нужд существующего поколения, не подвергая риску возможности будущих поколений удовлетворять свои нужды. Образование для устойчивого развития ставит своей задачей образование граждан, включающее знания и умения, необходимые для обеспечения гармоничного сосуществования с другими людьми и окружающей средой.

Образование для устойчивого развития направлено на формирование понимания законов природы и последствий их нарушения. Именно поэтому естествознание, биология, география, изучающие эти законы, представляют особую важность.

В «Государственной стратегии устойчивого развития РФ» (1997 г.) отмечено, что «… экологизация сознания и мировоззрения человека, радикальная переориентация системы воспитания и образования на принципы устойчивого развития должны способствовать  выдвижению интеллектуально-духовных ценностей на приоритетное место по отношению к материально-общественным». Эти же приоритеты сохранены в Экологической доктрине РФ. Задача образовательного сообщества – обеспечить практическую реализацию указанных приоритетов.

Потребностью в создании данной программы элективного курса явилось отсутствие среди программ, рекомендованных Главным управлением развития общего и среднего образования Российской Федерации программы по Устойчивому развитию Мирового сообщества, Российской Федерации и регионов РФ.

Неотъемлемым принципом образования для устойчивого развития являются: приоритетность, непрерывность, всеобщность и доступность.

Адаптированная программа составлена  с учётом этих принципов. Непрерывность обеспечивается изучением экологических и других глобальных проблем в курсе экологии в рамках основной школы. Данная программа базируется на ключевых принципах концепции устойчивого развития:

  • принципе устойчивости (использовании природных ресурсов без снижения биоразнообразия о подрыва регенеративных способностей природы как в локальном, так и в глобальном масштабах); - таким образом, данный курс призван дать понятие о том, как следует действовать на всех уровнях: от бытового до политического, чтобы уменьшить антропогенную нагрузку на окружающую среду и связанный с этим риск;
  • принципе упреждения, предосторожности (отсутствие достоверных знаний о реализации принципа последствиях действий в отношении окружающей природной среды учитывается на всех уровнях планирования и не допускается действий, ведущих к деградации окружающей среды); таким образом обеспечивается опережающее образование, инструментами которого служат выявление тенденций развития, будущих потребностей и приоритетов развития, будущих потребностей и приоритетов развития национальных и местных сообществ на основе прогностики, разработки и анализа сценариев развития.

Изучение данного курса не только будет способствовать становлению грамотного, экологически мыслящего гражданина, формированию активной гражданской позиции школьников, но и поможет им ориентироваться в выборе будущей профессии.

Наряду с теоретической частью данный курс предусматривает и практическую, она ориентирует учащихся на самостоятельное изучение проблем устойчивого развития территории своей области.

Практикумы могут проводиться в классе или на предприятии, территории конкретных природных комплексов, в социуме (при проведении социологических опросов).
Теоретическая и практическая часть программы предусматривают применение учащимися знаний, полученных при изучении географии, биологии, физики, химии и других школьных предметов. Коммуникативно-ориентированное обучение, направленное на общение учащихся, предполагает использование лекций, семинаров, дискуссий, игр, конференций, консультаций и собеседований с учащимися по конкретным проблемам. Предусмотрена и такая форма работы, как самостоятельное исследование учащимися выбранной проблемы.

Цель программы: содействие становлению всесторонне образованной социально активной личности, понимающей новые явления и процессы общественной личности, владеющей системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, обеспечивающих готовность к социально-ответственной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире.

Задачи программы:

  • Повышение осведомлённости учащихся в вопросах состояния окружающей природной среды, осознание того, что каждый член общества может сделать для её благополучия;
  • Обеспечение понимания учащимися принципов и перспектив реализации устойчивого развития;
  • Содействие распространению знаний об окружающей среде и её состоянии;
  • Формирование у школьников умение вырабатывать критерии, стандарты, рекомендации по принятию решений в сфере охраны окружающей среды и комплексном решении социальных, экономических и экологических проблем;
  • Демонстрация учащимся возможности развития экономики при сохранении окружающей природной среды;
  • Формирование понимания значимости экологических традиций и экологически целесообразных приёмов хозяйствования разных народов и населения нашей страны для воспитания бережного отношения к природно-культурному наследию;
  • Обеспечение личностного роста, саморазвития, самореализации, самоактуализации учащихся;
  • Воспитание у школьников бережного отношения к людям, природе, культурным ценностям;
  • Воспитание активной гражданской позиции;
  • Формирование у учащихся ценностной ориентации и эколого-гуманистической картины мира, основанной на этике ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, ныне живущие и будущие поколения людей.
  • Создать условия для построения на основе экологической этики и постматериальных ценностей индивидуальной шкалы нравственных установок
  • Отработка новых педагогических технологий.
  • Отработка коомуникативных навыков, формирование умения работать в группе.
  • Развитие коммуникативной толерантности.

Учащиеся должны знать:

  • Основы взаимодействия природы и общества на современном этапе, значение охраны окружающей среды, ценности природных ресурсов (научных, этических, философских, моральных), необходимость ресурсосбережения и рационального природопользования, подходы к проблеме устойчивого развития в глобальном, региональном, местном масштабах;
  • Особенности и динамика основных происходящих в мире, России, регионе. Местном сообществе процессов, взаимосвязи их экономических, социальных, экологических аспектов;
  • Комплексность характера (социального, экономического, экологического) и причин проблем, стоящих перед мировым сообществом, государствами, регионами, местными сообществами.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать и обобщать социальную, экономическую, экологическую информацию, получать и передавать информацию с применением современных технологий (электронная почта и Интернет);
  • прогнозировать и моделировать процессы, связанные с устойчивостью развития социо–экономических систем;
  • вести наблюдения и исследования на местности, касающиеся природных и социально-экономических явлений и процессов;
  • применять знания по устойчивому развитию в повседневной производственной и бытовой деятельности. Включая правила поведения в окружающей среде, адаптацию к условиям территории проживания, оценку хозяйственной и экологической обстановки в своей местности;
  • критически оценивать информацию, обоснованной анализировать источники общественной мысли, применять знания в новой ситуации, реализовать свой       право на свободный выбор мнений и убеждений;
  • работать с различными источниками информации;
  • заявлять свои идеи и аргументировать их;
  • побудить людей к действиям, направленным на устойчивое развитие социолого-экономических систем.

Основные формы и методы работы с детьми

Программа по формированию принципов устойчивого развития включает следующие формы работы с детьми:

  • Наблюдения;
  • Экскурсии;
  • Семинары;
  • Беседы;
  • Ролевые игры: круглый стол, учёный совет;
  • Исследовательская деятельность;
  • Социологические опросы;
  • Дидактические игры;
  • Создание проектов;
  • Конференции;
  • Тренинги.

С целью усиления развивающего эффекта всех названных форм организации работы с детьми программа предусматривает методы активизации познавательной деятельности детей:

  • Проблемные вопросы;
  • Проблемные ситуации;
  • Методы и приёмы ТРИЗа и РТВ;
  • Психогимнастика;
  • Психологические тренинги;
  • Моделирование.

Работа с детьми по данной программе строится на следующих основных дидактических принципах:

  • Активность – дети принимают активное участие в процессе обучения;
  • Системность и последовательность в обучении;
  • Наглядность;
  • Доступность;
  • Учёт индивидуальных, возрастных и физических особенностей детей;
  • Результативность – знания реализуются через итоговое занятие, диагностику, продуктивную деятельность;
  • Единство обучения и воспитания;
  • Связь теории и практики.

Учебно-методическое обеспечение программы

Педагогические подходы и методы:

  • Метод приоритета нравственных ценностей – позволяет выработать навыки индивидуального принятия экологически и социально-обоснованных решений;
  • Обучение через опыт и сотрудничество;
  • Проблемное обучение;
  • Учёт различий в стилях познания – в индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире (аудиальный, визуальный, кинестетический);
  • Развитие навыков стратегического индикативного планирования, стратегического маркетинга;
  • Получение опыта управления проектами – социально-значимыми, практически ориентированными;
  • Интерактивные методы;
  • Фасилитационный подход – совместная деятельность учеников и учителя, направленная на достижение общей образовательной цели.

Отслеживание и оценка результатов:

Отслеживание результатов обучения данному предмету будет происходить через аутентичное оценивание, в частности, оценивание при помощи портфолио; также оценивание будет происходить по проектной технологии: учащиеся разрабатывают и защищают проекты (исследовательские работы) по окончании изучения разделов программы. Для подтверждения своей успешности в обучении учащиеся будут выполнять различные виды работ: составлять памятки, писать рефераты, проекты, участвовать в ролевых играх, участвовать в социологических опросах, брать интервью у представителей различных социальных групп населения.
Оценить успешность прохождения данного курса учителю и ученику помогут критериальные карты, в которых будет представлена разработанная система критериев оценки успешности прохождения данного курса (выполненные проекты, обсуждение результатов дискуссии, реферативные работы).
В процессе работы будет проводиться анкетирование учащихся с целью выявления их заинтересованности в прохождении данного курса, результаты будут фиксироваться в карте педагогического мониторинга.

Особенности построения и структуры курса

Программа «Мой мир» (Устойчивое развитие: от идеи до реализации) призвана содействовать формированию у учащихся прикладных знаний, умений, навыков, повышению компетенции учащихся в вопросах управления сложными системами. В программе реализуется основной потенциал концепции устойчивого развития политика и практика применения. Программа предлагает учащимся не только и не столько теорию, сколько:

  • понятие о перспективе реализации концепции;
  • учёт потребности местного сообщества, необходимых для обеспечения их устойчивости и уменьшения воздействия каждого человека и общества в целом на окружающую природную среду;
  • навыки и опыт убеждения и вовлечения в процесс принятия решений большинства представителей местного сообщества (в соответствии с развитием местного самоуправления);
  • условия для становления постматериальной системы ценностей, основанные на осознанном ограничении потребностей, ориентации не на количественный рост, а на качественное развитие.

Предмет изучения в программе «Мой мир» составляют условия устойчивости социо-эколого-экономических систем, сбалансированное планирование и устойчивое управление территориальными образованиями, ресурсами, отраслями хозяйства.

Содержание программы определяется в соответствии с социальными, экономическими и экологическими целями устойчивого развития в трёх аспектах:

  • Социальном – образование в области прав человека, конфликтологии, обеспечения безопасности жизни, этнографии, антропологии, акмеологии (развитие социальной активности, поведение в экстремальных ситуациях, учёт местных традиций и особенности ведения хозяйства, ценностная ориентация, повышение качества жизни);
  • Экономическом – содействие формированию императива устойчивого развития в управлении экономикой (ресурсосбережение и восстановление ресурсов, рассчитанное на длительную перспективу устойчивое управление территориями, ресурсами, отраслями хозяйства);
  • Экологическом (сохранение целостности экосистем, несущей способности биосферы, биоразнообразия, качества окружающей среды).

Поскольку устойчивое развитие – комплексная естественнонаучная, социальная и экономическая задача, при построении программы учитывался принцип междисциплинарности. Изучение курса «Мой мир» позволит интегрировать знания по биологии, физике, химии, экологии, максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии.

Программа «Мой мир» разработана с учётом принципов отечественного и мирового опыта, гуманистической психологии, индивидуальных особенностей, потребностей и жизненного опыта учащихся.

На изучение программы потребуется 36 часов учебного времени.

В содержании программы выделены следующие модули:

1. Введение (5 часов).
2. Практическая часть (29 часов).
1. Глобальные проблемы человечества (6 часов).
3. Концепция устойчивого развития (5 часов).
4. Глобальное моделирование (5 часов).
5. Проблемы и предпосылки устойчивого развития Российской Федерации (6 часов).
6. Проблемы и предпосылки устойчивого развития Иркутской области (7 часов).
3. Итоговое занятие (2 часа).

Описание разделов программы

1. Введение (5 часов)

Задачи и содержание курса, его образовательное и практическое значение. Основные положения и понятия курса.

Природа – источник ресурсов и среда обитания человеческого общества. Природные ресурсы, природная и окружающая среда, их состояние. Антропогенные изменения природной среды в процессе природопользования. Географическая среда – сфера взаимодействия природы и общества.

Понятие рационального природопользования как единства человеческой деятельности по использованию природных ресурсов и сохранению при этом благоприятных для жизни свойств природной среды. Причины современного обострения проблем рационального природопользования. Понятие о загрязнении природной среды и истощении природных ресурсов.

Необходимость специальных мер по компенсации ущерба, нанесённого природе.

Географические последствия антропогенных изменений природной среды. Глобальные, региональные и локальные экологические проблемы. Понятие об экологическом кризисе. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Общечеловеческая значимость глобальных экологических проблем. От  экологических проблем к  глобальным проблемам человечества. Общечеловеческие проблемы как фактор формирования глобального мышления. Экологическая экономика: обустройство экономики в интересах планеты Земля.

Понятие о культуре как регуляторе взаимодействия человечества и природы, об экологической этике. Требования к человеку современной культуры: гуманизм, планетарное мышление, культурный плюрализм, ответственность перед будущими поколениями за сохранение жизни на Земле.

Цели:

  • Познакомить с задачами и содержанием курса.
  • Продемонстрировать актуальность и практическую значимость данного курса для жизненного самоопределения и профессионального выбора учащихся.
  • Доказать, что в природе «всё связано со всем».
  • Найти причины деградации природной среды и сокращения природных ресурсов.
  • Формировать понятие о рациональном, научно обоснованном природопользовании.
  • Выявить причины возникновения глобальных экологических проблем.
  • Формирование экологической культуры учащихся.
  • Содействовать распространению знаний об окружающей среде и её состоянии.
  • Содействовать развитию коммуникативных навыков.
  • Ориентировать учащихся на достижение успеха.
  • Способствовать развитию лингвистических и диалоговых способностей.

Результаты:

  • Умение работать с источниками информации..
  • Умение видеть воздействие человека на окружающую среду.
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • Умение сотрудничать в одновозрастной и разновозрастной группе.

Раздел І

Тема 1. Глобальные проблемы человечества (6 часов).

Рост народонаселения как один из факторов глобальных экологических проблем. Проблема бедности. Ресурсная проблема. Продовольственная проблема и её связь с ростом численности населения и нерациональным природопользованием. Понятие о геомилитаризме. Экологические следствия геомилитаризма: загрязнение природной среды и растрата природных ресурсов при производстве оружия и его испытании. Радиоактивное загрязнение земного шара и отельных регионов в связи с производством, испытанием и применением ядерного оружия. Экологические последствия современных военных действий. Угроза гибели всего человечества в случае ядерного конфликта. Геоэкологические последствия ядерной войны – «ядерная зима». Предотвращение ядерной войны – важнейшая глобальная проблема. Экология и экономика. Экологические последствия использования общего природного дополнения.

Человечество и атмосфера. Причины загрязнения атмосферы. Глобальное потепление. Охрана озонового слоя. Проблема кислотных дождей.

Экологические проблемы освоения океана. Охрана и рациональное использование ресурсов Мирового океана. истощение ресурсов пресной воды на планете. Качество пресной воды и здоровье человека.

Деградация почв и опустынивание – глобальная экологическая проблема и пути её решения.

Утрата биоразнообразия, пути сохранения. Обезлесение как глобальная экологическая проблема, пути её решения.

Здоровье населения мира – важнейший критерий экологического состояния планеты. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды. Влияние деградации природной среды на духовное здоровье.

Территориальные особенности проявления глобальных проблем (Север - Юг). Объекты всемирного культурного и природного наследия и экологическая опасность.

Что нужно знать и уметь. Осознание глобальных проблем. Пути решения проблем. Опыт принятия решений.

Цели:

  • Сформировать знания о глобальных проблемах человечества.
  • Помогать учащимся выявлять истинные причины глобальных проблем человечества.

Результаты:

  • Знание глобальных проблем человечества.
  • Ощутить личную причастность каждого к изменениям, происходящим вокруг нас.
  • Умение использовать количественные показатели при обсуждении глобальных проблем человечества.
  • Умение объяснять зависимость между состоянием природной среды и духовным здоровьем человека.

Раздел ІІ. На пути к устойчивому развитию

Тема 2. Концепция устойчивого развития (5 часов)

Что такое «устойчивое развитие»? Концепция устойчивого развития и её глобально-региональные параметры. Цели, возможности и механизмы устойчивого развития на разных уровнях природно-социальных систем.

Мировые вехи разработки концепции устойчивого развития. Цели и механизмы устойчивого развития на разных уровнях природно-социальных систем: глобальный уровень, государственный уровень, локальный уровень. Эволюция концепций развития: от экономического роста к устойчивому развитию. Учение В.И.Вернадского о ноосфере (сфере разума) – предтеча концепции устойчивого развития. Гуманистическая сущность концепции устойчивого развития и индексы человеческого развития. «Перепотребление» ресурсов развитыми странами и бедность населения – главные причины деградации природных систем жизнеобеспечения.  Рост и развитие. Пределы роста. Римский клуб. Многообразие проявлений бедности и неравенства. Качество жизни и проблемы комфортного пространственного обитания.

Критерии устойчивого развития. Многообразие подходов к разработке критериев общественного развития. Основные принципы устойчивого развития.

Глобальное экологическое воспитание. Человек в третьем тысячелетии – ответственность перед будущими поколениями за сохранение жизни на Земле.

Цели:

  • Сформировать понятие об устойчивом развитии.
  • Дать знания о концепции устойчивого развития, её целях и задачах.
  • Сформировать знания о критериях и принципах устойчивого развития
  • Демонстрировать возможности развития экономики при сохранении окружающей природной среды.
  • Сформировать у школьников умение побудить людей к действиям, направленным на устойчивое развитие социолого-экономических систем.
  • Формирование убеждения о необходимости перехода от общества потребления к постматериальному обществу.
  • Формирование экологической этики.
  • Обеспечение личностного роста, саморазвития, самореализации, самоактуализации учащихся
  • Воспитание у школьников бережного отношения к людям, природе, культурным ценностям;
  • Воспитание активной гражданской позиции.

Результаты:.

  • Умение анализировать и обобщать социальную, экономическую, экологическую информацию, получать и передавать информацию с применением современных информационных технологий (электронная почта и Интернет).
  • Умение вести наблюдения и следования на местности, касающиеся природных и социально-экономических явлений и процессов.
  • Умение критически оценивать информацию, обоснованно анализировать источники общественной мысли, применять знания в новой ситуации, реализовать своё право на свободный выбор мнений и убеждений.
  • Понимание ответственности каждого из нас не только за людей и окружающую среду, но и за будущие, ещё не рождённые поколения, которые тоже имеют право на полноценную окружающую среду как основу для своего свободного развития.

Тема 3. Глобальное моделирование (5 часов)

Моделирование глобальных экологических процессов. Современные взгляды на реальность экологической катастрофы. Модели глобального развития: «Мир-2» (Дж.Форстер), «Мир-3» (Д.Медоуз), «Стратегия выживания» (М.Месарович, Э.Пестель), «Новый взгляд на развитие» (Я.Кайа), «Будущее мировой экономики (В. Леонтьев), «Модель «ядерной зимы», модель «нормального развития климата» (М.И.Будыко, К.Я.Кондратьев). Варианты будущего.

Индикаторы устойчивого развития. Классификация индикаторов: экологический след, индекс живая планета. Требования к использованию индикаторов. Примеры индикаторов устойчивого развития в Повестке 21.

Интегральная сущность концепции устойчивого развития.

Мыслить глобально, действовать локально.

Цели:

  • Познакомить учащихся с моделями глобального развития.
  • Способствовать выработке у школьников личного отношения к сценариям развития глобально развития.
  • Научить детей добывать знания, стремиться к личностному росту.
  • Развивать навыки критического мышления и решения проблем.
  • Создать условия для построения на основе экологической этики и постматериальных ценностей индивидуальной шкалы нравственных установок
  • Развитие коммуникативной толерантности.

Результаты:

  • Применение на практике теоретических знаний.
  • Умение работать в малых творческих группах, т.е. умение учиться общению.
  • Умение защищать свои индивидуальные творческие проекты, экспериментальные и теоретические исследования.
  • Умение получать информацию из разных источников.
  • Умение правильно оценить обстановку, прогнозировать и моделировать процессы, связанные с устойчивостью развития социо-эколого-экономических систем.
  • Критически оценивать информацию, обоснованно анализировать источники общественной мысли, применять знания в новой ситуации, реализовать своё право на свободный выбор мнений и убеждений.

Тема 4. Проблемы и предпосылки устойчивого развития Российской Федерации (6 часов)

Экологическая обстановка в России на рубеже ХХ и ХХІ веков. Перечень основных экологических (природоохранных) проблем, выявленных на территории России и входящих в состав региональных экологических ситуаций. Проблемы, влияющие на здоровье и условия проживания населения.  Оценка эколого-гигиенических ситуаций в городах России. Разработка и осуществление природоохранных мероприятий, связанных с оптимизацией состояния окружающей среды и улучшения здоровья населения. Проблемы, связанные с истощением и утратой ресурсного потенциала территорий. Проблемы, приводящие к нарушению генетической целостности природных ландшафтов. Экологические контрасты России.

Социально-экономическое положение в России и её вклад в гармонизацию процессов мирового развития. Последствия разрыва экономических связей вследствие распада СССР. Рост расслоения населения по уровню доходов и возникающие в связи с этим проблемы в сфере экономики и социума. Влияние этих процессов на социально-психологическое и физическое здоровье населения. Демографическая ситуация в России.

Цели:

  • Содействовать наиболее полному удовлетворению познавательных и творческих потребностей, самореализации учащихся.
  • Содействовать более полному пониманию учебного материала, развивать навыки решения комплексных проблем через опыт.
  • Формировать бережное отношение к людям, природе, культурным ценностям.
  • Формировать активную гражданскую позицию, убеждение о личной ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, ныне живущие и будущие поколения людей.
  • Содействовать развитию опыта комплексного решения и предупреждения социальных, экономических, экологических проблем, связанных с устойчивым развитием Российской Федерации.
  • Содействовать развитию сотрудничества и коммуникации школьников.

Результаты:

  • Понимание необходимости не только экологических, но и социально-экономических перемен управления хозяйством, строго соответствующих экологическим требованиям.
  • Понимание своей роли в природе и ответственность за её восстановление и сохранение для будущих поколений.
  • Способность воспринимать чужую точку зрения, навыки сотрудничества и разрешения конфликтов при совместном решении проблем.
  • Умение применять на практике теоретические знания.
  • Занимать активную положительную жизненную позицию по отношению к окружающему миру.

Тема 5. Проблемы и предпосылки устойчивого развития Иркутской области (7 часов)

Возрастание геополитической и экономической роли Иркутской области в России: значение природно-ресурсного и социально-экономического потенциала. Социально-экономическое развитие Иркутской области: причины и сущность специфических и региональных проблем, перспективы их решения.

Качественная оценка регионального развития Иркутской области в рамках концептуального подхода к региональному устойчивому развитию. Экономическое, демографическое, социальное и экологическое качество. Показатели качества регионального развития Иркутской области. Экологическое благополучие: факторы, влияющие на экологическую обстановку в области; экологическая ситуация в отдельных регионах области; влияние экологических факторов на здоровье жителей области.

Экономическое благополучие населения: материальное благосостояние, возможность трудоустройства, обеспеченность жильём, доступность ресурсов жизнеобеспечения. Экономические проблемы и пути их решения.

Социальное благополучие населения области: уровень и доступность образования, общественное окружение и культурная среда, уровень удовлетворения культурных потребностей, правовая среда и криминогенная обстановка.

Факторы устойчивого развития Иркутской области: наличие, разнообразие и величина природно-ресурсного потенциала. Предпосылки устойчивого развития Иркутской области. Этапы долгосрочного развития региона. Краткосрочные и долгосрочные цели социально-экономического развития Иркутской области. Возможности развития восточных районов России и в том числе Иркутской области в связи с развитием эффективных внешнеэкономических, научно-технических и гуманитарных связей со многими высокоразвитыми и развивающимися странами АТР. Основные направления структурной перестройки и развития важнейших отраслей хозяйства Иркутской области. Необходимость развития северных районов Иркутской области, районов, прилегающих к крупным транспортным магистралям (Транссибу и БАМу). Особое значение разработки местных программ развития: озера Байкал, бассейна р.Лены, Катангского района и др.

Меры государственной поддержки и регулирования, меры региональной социально-экономической политики, необходимые для стимулирования приоритетных видов деятельности. Необходимость корректировки экономических реформ со стороны законодательных органов и Правительства России. Управление территориальными проблемами области. Система территориального управления – одна из важных предпосылок устойчивого развития Иркутской области. Целесообразность высокой экономической самостоятельности, сочетающейся с сохранением устойчивых социально-экономических и научно-технических связей области с другими территориями России, со странами АТР и Монголией.

Цели:

  • Сформировать знания о проблемах и перспективах устойчивого развития Иркутской области.
  • Способствовать повышению компетентности учащихся в вопросах управления сложными системами.
  • Формировать навыки и опыт убеждения и вовлечения в процесс принятия решений большинства представителей местных сообществ.
  • Содействовать развитию навыков решения проблемных задач, самостоятельного поиска знаний и обретения опыта их использования в повседневной жизни.
  • Содействовать становлению экологического сознания.
  • Создать условия для построения на основе экологической этики и постматериальных ценностей индивидуальной шкалы нравственных установок.

Результаты:

  • Осознанная социально значимая деятельность, направленная на гармонизацию отношений с окружающей средой.
  • Руководствоваться в жизни принципом «мысли глобально, действуй локально».
  • Личное изучение природы родного края, социальных и экономических процессов, их тенденций.
  • Оценка хозяйственной деятельности и экологической обстановки своей местности.
  • Критически оценивать информацию, обоснованно анализировать источники общественной мысли, применять знания в новой ситуации, реализовать совё право на свободный выбор мнений и убеждений.
  • Применять знания по устойчивому развитию в повседневной производственной и бытовой деятельности, включая правила поведения в окружающей среде, адаптацию к условиям территории проживания, оценку хозяйственной и экологической обстановки в своей местности.
  • Вести наблюдения и исследования на местности, касающиеся природных и социально-экономических явлений и процессов.
  • Убеждение о необходимости развития постматериальной системы ценностей основанное на осознанном ограничении потребностей, ориентация не на количественный рост, а качественное развитие.
  • Умение вырабатывать и отстаивать свою точку зрения в сложных ситуациях, требующих принятия нравственно-обоснованных решений.

Итоговое занятие (2 часа).

Презентация и защита проектов.

См. продолжение Программы