Технологическая карта урока "Инструментальный концерт Антонио Вивальди «Времена года»"

Разделы: Музыка

Класс: 6

Ключевые слова: технологическая карта, концерт, Антонио Вивальди, «Времена года»


Класс

Предмет

Дата проведения урока

Тип урока

6

Музыкальное искусство

07.03.2019г.

Урок путешествие

Тема:

Инструментальный концерт Антонио Вивальди «Времена года».

Цель

  • Образовательная цель: дать представление о роли и месте музыки А . Вивальди в истории искусства в разные эпохи; рассмотреть правила исполнения инструментального концерта, живописные особенности музыки А.Вивальди. "Времена года", камерной музыки эпохи барокко;
  • Деятельностная цель: применять правила исполнения инструментального концерта при анализе музыкального произведения рассуждать о живописных особенностях музыки А.Вивальди. анализировать музыку Вивальди и выражать чувства передаваемой музыке в творческих работах. Исполнение песен: "Под музыку Вивальди" и "Непогода".Выявить обобщающий характер музыки эпохи барокко

Планируемый результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия, ключевые компетенции

Обучающийся научится:

  • различать и характеризовать виды камерной музыки эпохи барокко;
  • называть имена выдающихся зарубежных композиторов и художников эпохи барокко и определять их произведения;
  • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров музыкального и изобразительного искусства),об значении музыки Вивальди в истории музыкального искусства, роли и месте жанра концерт в истории искусства;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • активно использовать язык музыкального искусства для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, история, ИЗО, окружающего мира, технологии и др.);
  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения музыкального искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

Личностные:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения; формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; потребность в общении с художественными произведениями, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
  • Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель учебной деятельности, планировать пути достижения целей, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять деятельность по плану, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать свой результат;
  • Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия членов группы; обсуждать результаты совместной деятельности.
  • Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, строить сообщения в устной и письменной форме.

Критерии достижения планируемых результатов

Базовый уровень «ученик научится»:

  • А1. Знает и может охарактеризовать инструментальный концерт А.Вивальди Времена года
  • А2. Может рассказать правила исполнения жанра концерт для скрипки скрипки с оркестром(тембр, динамика, мелодика, ритм).
  • А3. Умеет пользоваться вокально-хоровыми навыками при исполнении песен (дикция, звуковедение, дыхание).
    Повышенный уровень «ученик получит возможность научиться»
  • В1. Может назвать имена выдающихся зарубежных композиторов и художников - эпохи барокко и называть их произведения.
  • В2. Умеет рассуждать (с опорой на восприятие музыкальных произведений - шедевров музыкального искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства, роли и месте жанра концерт в истории музыкального искусства.
  • В3. Умеет оценить особенность в исполнения жанра концерт для скрипки с оркестром, с позиции своей эпохи и используя средства выразительности и правила исполнения данного жанра.

 

Опорные: искусство, эпоха, век, оркестр, скрипка, виды музыки, мастер, автор, музыкант, жанр.
Новые: инструментальный концерт, камерная музыка, барокко ,рококо.

Организация образовательного
пространства

Формы, приемы работы

Методы и технологии работы

Ресурсы

Приемы: беседа, рассказ, игра «искусствоведы», технологии ИКТ

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы: 1.эмоциональный метод мотивации (создание ярких наглядно-образных представлений), наглядный, практический, словесный.

2.Педагогические технологии: Технология продуктивно-творческой деятельности; Игровые технологии;Информационно-коммуникационные технологии

Аудиовизуальные: видеоряд «Эпоха барокко»,
презентация «музыка А.Вивальди», отрывки из фильма " «Вивальди, рыжий священник»"; видео клипы на музыка А.Вивальди "Времена года"; запись музыки композитора
Оборудование: музыкальные инструменты, музыкальный центр, карточки с алгоритмами работы, репродукции картин, работы учащихся, карточки с заданием,

 

ЭТАПЫ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика/ Осуществляемые и формируемые УУД

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Задачи этапа: организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Улыбнитесь друг другу, мне, ведь «С маленькой удачи начинается большой успех!»

Проверьте готовность к уроку. Садитесь на свои места ровно, спинки выпрямили. Начинаем работать.

Эмоциональный метод мотивации (создание ярких наглядно-образных представлений):

- Посмотрите, пожалуйста на видеоряд, определите, в какую эпоху мы сегодня отправимся и определите, какой жанр музыкального искусства представлен в презентации? (инструментальная)

- Что такое концерт? (это изображение человека; это жанр музыкального искусства)

- Что вкладывает композитор в изображение человека?

- Что вы уже знаете о портрете из предыдущих уроков? (узнали этапы развития оркестровой музыки, историю возникновения жанра концерт, некоторые особенности инструментальной музыки разных эпох, виды музыки)

Фиксируют задачу.
Учебно-познавательный интерес к работе.

Формулируют для себя учебно-познавательную задачу.

Активно взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

 

Демонстрируют эмоциональную готовность к уроку и к выполнению требований учителя.
Принимают и сохраняют учебно-познавательную задачу.

Осуществляют самоконтроль.

II этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения

Задачи этапа: повторение изученного материала, актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания; выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

- Проверим прочность наших знаний.

Задание: работая самостоятельно в карточке, определите № репродукции, который будет соответствовать виду инструментального концерта
по значению композиции:

1.камерная

2.симфоническая

По жанровым особенностям:

Концерт, Опера, Симфония

по тембровой структуре:

1) струнные 2) духовые 3) ударные

По виду исполнения:

1) Оркестровая 2) Ансамблевая 3) Сольная

Проверка выполнения заданий по эталону на слайде презентации (взаимооценка - учащиеся меняются карточками и оценивают правильность выполнения)
Выявления затруднения:

- Определение какого вид задания вызвал у вас затруднение? Почему?

Осуществление поставленной задачи.

Выполнение задания.

Построение логических рассуждений.

Строят сообщения в устной форме
Проявляют учебно-познавательный интерес к работе.

Формулируют собственное мнение.

Принимают и сохраняют учебную задачу.
Осуществляют деятельность по плану.

Осуществляют контроль, оценку действий одноклассников по эталону.
Осуществляют самоконтроль восприятия, осмысления полученных знаний.

Определяют затруднение.

III этап. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Задачи этапа: постановка целей и задач урока, выстраивание плана будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели

На основы выявленного затруднения определите тему урока. (инструментальный концерт)

- Ребята, какие задачи вы поставите перед собой?

Узнать: что такое инструментальный концерт, камерный оркестр, музыка в стиле барокко и рококо; творчество композитора

А. Вивальди писавший музыку в данном жанре

Уметь: давать характеристику данному жанру и её музыкальным особенностям)

Научиться: определять на слух-струнные музыкальные инструменты; определять характер музыки музыки А.Вивальди и композиторов эпохи барокко, её живописные особенности и внутреннюю сущность музыки, портрет с различными музыкальными и живописными материалами

Предложите продуктивную форму работы по решению поставленных вами задач (знакомство с теоретическим материалом, индивидуальная работа по выполнению теста)

Построение логических рассуждений.

Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Формулируют собственное мнение (про себя).
Строят сообщения в устной форме.

Активно взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Формулирование темы и цели урока, определение значимости темы.

Планирование учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.

IV этап. Реализация построенного проекта. Осуществление деятельности. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Задачи этапа: Выполнение необходимых действий в соответствии с поставленными задачами. Формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности.

Работа с презентацией:
Подготовленный учащийся представляет сообщение на тему:

Барокко. В конце 16в. В Италии возник новый стиль - Это название проще всего объяснить с помощь слова «необычное». Слово «барокко» предположительно происходит от португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы; Произведения того времени широко исполняются и изучаются. В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди.

- Я предлагаю отправиться в небольшое путешествие в эпоху барокко, где жанр концерт для скрипки с оркестром расцвел особенно:

Задание: необходимо внимательно слушать и смотреть, так как для выполнения следующего задание потребуется знание, представленной информации:

1 слайд. Видео ряд

- Какой он - этот мир барокко? –причудливый (красочный, живописный, яркий, галантный, чувственный)

2-3 слайд.Кем бы вы хотели представить себя, стать, если бы попали в эту эпоху, и куда бы отправились, чтобы захотели посмотреть? (Во дворцы, храмы, пройтись по шикарным залам).

  • Какая должна быть музыка, чтобы соответствовать (гармонировать) с этим картинами, архитектурным стилем
  • Какая это музыка? (живописная, красочная, выразительная, радостная)

4 -5слайд. Что общего, между людьми эпохи барокко (17 век) и современными людьми? (Мы также любим, страдаем, любуемся природой, печалимся, радуемся, чувствуем).

6 -12слайд. Давайте унесёмся в мир вечной красоты, в мир прекрасного, в мир эпохи барокко?

"Под звуки прошлое встаёт
и близким кажется и ясным
То для меня душа поёт
То веет таинством прекрасным."

Давайте определим жанровые и стилевые особенности музыки барокко.

13 слайд Самым популярным жанром этой эпохи был жанр концерт (в особенности концерт для скрипки с оркестром)

Определение понятия «концерт».

Дайте характеристику жанру концерт.

14-17 слайд. В эту эпоху в Венеции жил композитор А .Вивальди. Среди множества дворцов, соборов была огромная обитель «Приют скорби», состоявший целиком из девочек сирот. Но на самом деле в монастыре никто не скучал. Этим руководил приютом и руководил известный композитор, скрипач, монах А.Вивальди.(Портрет А.Вивальди)
Попробуем вглядеться в портрет где изображен А.Вивальди, и определить: характер его музыки по портрету ,внешнему виду(весёлый, жизнерадостный,
живой)

Petro Rosso - рыжий монах получил в. за свой весёлый нрав.

По ассоциации с именем Вивальди

-Как бы вы представили, изобразили слово Вивальди - фамилию (вьющаяся, завиток Vivo-живо). Изобразите.
-Охарактеризуйте музыку А.Вивальди;

19 -20 слайд. На каком инструменте играл А.Вивальди. Он является создателем такого жанра как инструментальный концерт

21 слайд назвать состав камерного оркестра

22-23 слайд.-Какие инструменты звучали в инструментальном концерте?

24-25 слайд Самое популярное произведение Вивальди- это концер "Времена музыки" Владимир Спиваков назвал его "Фреской человеческой жизни." Ведь человек проходит тот же путь ,что и природа от рождения до смерти .Эти картины природы понятны каждому .Какая же фреска жизни самого А.Вивадьди (история из жизни композитора)

26 слайд Сколько всего концертов в цикле Времена года?

  • О чём говорится в этом концерте "Времена года"?
  •  почему его музыка нравилась народу.

27 слайд - почему эта музыка живописна.

  • Что изображал Вивальди в своей музыке? (состояние чувств и душевных переживаний);

28 слайд Определить политур чувств музыки А. Вивальди, концерт Весна:

1.характер.

2.средства музыкальной выразительности.

3.время года. месяц.

4.Соотнесите: явления природы и чувства человека:

  • Весна радостная (вся): динамичная, моторная и яркая, ритмичная, подвижная.
  • Весна грустная, дождливая: медленный темп, тихая, грустная, интонация капель дождя.
  • Весна поздняя (тёплая, цветущая): тихая, прозрачная (флейта), светлая, минорная и мажорная (меняется), как изменчива вся природа, медленная.
  • Весна бурная (разгар весны): быстрая бурлящая, динамичная, мажорная.

29 слайд..Вивальди сам пишет поэтические сонеты к своим концертам "Времена года" . А слушатель сам угадывает о чём говорится в том или ином концерте.

30 слайд Видео клип на музыку "Гроза" из концерта "Лето"

-Послушайте и определите :

  • Время года
  • Месяц
  • Явления природы
  • Чувства человека на фоне природы
  • образную сущность музыки
  • особенность исполнения музыки и средства выразительности

Гроза в душе человека, её неукротимая энергия, страстный порыв чувств, отчаянная решимость»
Разбушевавшаяся стихия выражена:

  • Быстрый темп, стремительная, зажигательная.
  • Виртуозная, «моторная» и повторяющаяся как в роке.
  • Динамичная (много динамичных контрастов)
  • Музыка запоминающаяся
  • Мелодии состоят из коротких повторяющихся мотивов (секвенции)
  • Ритмичная
  • Эмоциональная
  • Эстрадная манера игры.

31слайд. Музыку какого современного стиля напоминает произведение Вивальди «Гроза»?(Метод мотивной экспансии как в роке.)

  • -В чём секрет музыки Вивальди?
  • -Почему она оказалась так близка человеку XX века? Почему музыка Вивальди очень популярна в наше время?
  • Какая должна быть музыка, чтобы соответствовать, гармонировать со стилистикой современной музыки
  • Назовите общие стилистические особенности музыки Вивальди близкие нашему времени, близкие рок-музыке.

33 слайд. композиторы и художники итальянского барокко стремились к изображению возвышенного и прекрасного, передавали чувства человека во всей глубине своих переживаний ,а природа была частью этих чувств. А.Вивальди достиг Совершенства в своём творчестве

Музыка А.Вивальди нашла отражение в сердцах людей нашего времени

38-39 слайд. исполнение песни "Музыка А. Вивальди", обобщающий характер музыки.

Разучивание песни. Вокально-хоровая работа
– А сейчас я предлагаю вам выступить в роли художников реставраторов. Для этого поработаем в группах - четверках. Развернитесь к друг другу и выполните задание.
Ребята получают конверты с разрезанными репродукциями.

Задание. Тесты:43-57. Восстановите портрет, склейте его, назовите название и имя автора картины и соотнесите с музыкой А.Вивальди:

Проверка выполнения заданий по эталону на слайде презентации (самооценка группы)

18 слайд. 1 группа – Портрет Антонио Вивальди (Франсуа Морелон)

19 слайд. 2 группа – "Осенний бал"- Вивальди, Концерт "Осень", ноябрь

20 слайд. 3 группа "Весна" Батичелли -концерт "Весна" А.Вивальди

21 слайд. 4 группа – Айвазовский
«9 вал».Вивальди "Гроза"

Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Выполняют задания.

Строят сообщения в устной и письменной форме.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Изучают задание, контролируют ход работы по алгоритму.
Осуществляют деятельность по плану.
Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.
Принимают и сохраняют учебную задачу.

ФИЗМИНУТКА

V этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (первичное закрепление с комментированием во внешней речи)

Задачи этапа: самостоятельное решение типовых заданий на новый способ действия с проговариванием результатов вслух

Перед выполнением практического задания учитель показывает на доске как правильно нужно работать над созданием словесного портрета.

Задание: создать живописный словесный портрет выраженный в музыке Вивальди. - Подумай, какие музыкальные сочетания (средства выразительности) лучше выразили характер и настроение музыки.

Учащиеся выполняют творческое задание.
Работают над созданием "Музыкального портретами ."

Обсуждают качество выполнения задания.
Указывают на пути исправления ошибок и улучшения результатов.

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха

VI этап. Рефлексия деятельности

Задачи этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Обсуждение итогов урока.

- Каковы были тема и цель урока?

- Достигли поставленной цели?

- Назовите известного композитора эпохи барокко; художников эпохи барокко.

Рефлексия:

Взаимооценивание:

- Объясните, почему вам понравилась музыка Вивальди?

Нарисовать музыку Вивальди и выразить чувства передаваемой в музыке на бумаге

Оценка учителя: учитель анализирует работу обучающихся на уроке, отмечает положительные результаты)

Рефлексия деятельности и содержания деятельности.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

Выражение своих мыслей полно и точно

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Оценивают достижение поставленной цели урока.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Осуществляют контроль по результату действия.

VII этап. Домашнее задание

Задачи этапа: намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

 

Формулируют себе задание или задачу на дом.

Формулирование собственного мнения и позиции.

Планирование своих действий.