Класс |
Предмет |
Дата проведения урока |
Тип урока |
|||||
6 |
Музыкальное искусство |
07.03.2019г. |
Урок путешествие |
|||||
Тема: |
Инструментальный концерт Антонио Вивальди «Времена года». |
|||||||
Цель |
|
|||||||
Планируемый результат |
Предметные результаты |
Универсальные учебные действия, ключевые компетенции |
||||||
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
|
Личностные:
|
|||||||
Критерии достижения планируемых результатов |
Базовый уровень «ученик научится»:
|
|||||||
|
Опорные: искусство, эпоха, век, оркестр, скрипка, виды музыки, мастер, автор, музыкант, жанр. |
|||||||
Организация образовательного |
Формы, приемы работы |
Методы и технологии работы |
Ресурсы |
|||||
Приемы: беседа, рассказ, игра «искусствоведы», технологии ИКТ Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая |
Методы: 1.эмоциональный метод мотивации (создание ярких наглядно-образных представлений), наглядный, практический, словесный. 2.Педагогические технологии: Технология продуктивно-творческой деятельности; Игровые технологии;Информационно-коммуникационные технологии |
Аудиовизуальные: видеоряд «Эпоха барокко», |
||||||
ЭТАПЫ УРОКА |
||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика/ Осуществляемые и формируемые УУД |
|||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||
I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Задачи этапа: организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности |
||||||||
Улыбнитесь друг другу, мне, ведь «С маленькой удачи начинается большой успех!» Проверьте готовность к уроку. Садитесь на свои места ровно, спинки выпрямили. Начинаем работать. Эмоциональный метод мотивации (создание ярких наглядно-образных представлений): - Посмотрите, пожалуйста на видеоряд, определите, в какую эпоху мы сегодня отправимся и определите, какой жанр музыкального искусства представлен в презентации? (инструментальная) - Что такое концерт? (это изображение человека; это жанр музыкального искусства) - Что вкладывает композитор в изображение человека? - Что вы уже знаете о портрете из предыдущих уроков? (узнали этапы развития оркестровой музыки, историю возникновения жанра концерт, некоторые особенности инструментальной музыки разных эпох, виды музыки) |
Фиксируют задачу. |
Формулируют для себя учебно-познавательную задачу. Активно взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.
|
Демонстрируют эмоциональную готовность к уроку и к выполнению требований учителя. Осуществляют самоконтроль. |
|||||
II этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения Задачи этапа: повторение изученного материала, актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания; выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. |
||||||||
- Проверим прочность наших знаний. Задание: работая самостоятельно в карточке, определите № репродукции, который будет соответствовать виду инструментального концерта 1.камерная 2.симфоническая По жанровым особенностям: Концерт, Опера, Симфония по тембровой структуре: 1) струнные 2) духовые 3) ударные По виду исполнения: 1) Оркестровая 2) Ансамблевая 3) Сольная Проверка выполнения заданий по эталону на слайде презентации (взаимооценка - учащиеся меняются карточками и оценивают правильность выполнения) - Определение какого вид задания вызвал у вас затруднение? Почему? |
Осуществление поставленной задачи. Выполнение задания. Построение логических рассуждений. Строят сообщения в устной форме |
Формулируют собственное мнение. |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль, оценку действий одноклассников по эталону. Определяют затруднение. |
|||||
III этап. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Задачи этапа: постановка целей и задач урока, выстраивание плана будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели |
||||||||
На основы выявленного затруднения определите тему урока. (инструментальный концерт) - Ребята, какие задачи вы поставите перед собой? Узнать: что такое инструментальный концерт, камерный оркестр, музыка в стиле барокко и рококо; творчество композитора А. Вивальди писавший музыку в данном жанре Уметь: давать характеристику данному жанру и её музыкальным особенностям) Научиться: определять на слух-струнные музыкальные инструменты; определять характер музыки музыки А.Вивальди и композиторов эпохи барокко, её живописные особенности и внутреннюю сущность музыки, портрет с различными музыкальными и живописными материалами Предложите продуктивную форму работы по решению поставленных вами задач (знакомство с теоретическим материалом, индивидуальная работа по выполнению теста) |
Построение логических рассуждений. Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Формулируют собственное мнение (про себя). Активно взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. |
Формулирование темы и цели урока, определение значимости темы. Планирование учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. |
|||||
IV этап. Реализация построенного проекта. Осуществление деятельности. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач. Задачи этапа: Выполнение необходимых действий в соответствии с поставленными задачами. Формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности. |
||||||||
Работа с презентацией: Барокко. В конце 16в. В Италии возник новый стиль - Это название проще всего объяснить с помощь слова «необычное». Слово «барокко» предположительно происходит от португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы; Произведения того времени широко исполняются и изучаются. В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. - Я предлагаю отправиться в небольшое путешествие в эпоху барокко, где жанр концерт для скрипки с оркестром расцвел особенно: Задание: необходимо внимательно слушать и смотреть, так как для выполнения следующего задание потребуется знание, представленной информации: 1 слайд. Видео ряд - Какой он - этот мир барокко? –причудливый (красочный, живописный, яркий, галантный, чувственный) 2-3 слайд.Кем бы вы хотели представить себя, стать, если бы попали в эту эпоху, и куда бы отправились, чтобы захотели посмотреть? (Во дворцы, храмы, пройтись по шикарным залам).
4 -5слайд. Что общего, между людьми эпохи барокко (17 век) и современными людьми? (Мы также любим, страдаем, любуемся природой, печалимся, радуемся, чувствуем). 6 -12слайд. Давайте унесёмся в мир вечной красоты, в мир прекрасного, в мир эпохи барокко?
Давайте определим жанровые и стилевые особенности музыки барокко. 13 слайд Самым популярным жанром этой эпохи был жанр концерт (в особенности концерт для скрипки с оркестром) Определение понятия «концерт». Дайте характеристику жанру концерт. 14-17 слайд. В эту эпоху в Венеции жил композитор А .Вивальди. Среди множества дворцов, соборов была огромная обитель «Приют скорби», состоявший целиком из девочек сирот. Но на самом деле в монастыре никто не скучал. Этим руководил приютом и руководил известный композитор, скрипач, монах А.Вивальди.(Портрет А.Вивальди) Petro Rosso - рыжий монах получил в. за свой весёлый нрав. По ассоциации с именем Вивальди -Как бы вы представили, изобразили слово Вивальди - фамилию (вьющаяся, завиток Vivo-живо). Изобразите. 19 -20 слайд. На каком инструменте играл А.Вивальди. Он является создателем такого жанра как инструментальный концерт 21 слайд назвать состав камерного оркестра 22-23 слайд.-Какие инструменты звучали в инструментальном концерте? 24-25 слайд Самое популярное произведение Вивальди- это концер "Времена музыки" Владимир Спиваков назвал его "Фреской человеческой жизни." Ведь человек проходит тот же путь ,что и природа от рождения до смерти .Эти картины природы понятны каждому .Какая же фреска жизни самого А.Вивадьди (история из жизни композитора) 26 слайд Сколько всего концертов в цикле Времена года?
27 слайд - почему эта музыка живописна.
28 слайд Определить политур чувств музыки А. Вивальди, концерт Весна: 1.характер. 2.средства музыкальной выразительности. 3.время года. месяц. 4.Соотнесите: явления природы и чувства человека:
29 слайд..Вивальди сам пишет поэтические сонеты к своим концертам "Времена года" . А слушатель сам угадывает о чём говорится в том или ином концерте. 30 слайд Видео клип на музыку "Гроза" из концерта "Лето" -Послушайте и определите :
Гроза в душе человека, её неукротимая энергия, страстный порыв чувств, отчаянная решимость»
31слайд. Музыку какого современного стиля напоминает произведение Вивальди «Гроза»?(Метод мотивной экспансии как в роке.)
33 слайд. композиторы и художники итальянского барокко стремились к изображению возвышенного и прекрасного, передавали чувства человека во всей глубине своих переживаний ,а природа была частью этих чувств. А.Вивальди достиг Совершенства в своём творчестве Музыка А.Вивальди нашла отражение в сердцах людей нашего времени 38-39 слайд. исполнение песни "Музыка А. Вивальди", обобщающий характер музыки. Разучивание песни. Вокально-хоровая работа Задание. Тесты:43-57. Восстановите портрет, склейте его, назовите название и имя автора картины и соотнесите с музыкой А.Вивальди: Проверка выполнения заданий по эталону на слайде презентации (самооценка группы) 18 слайд. 1 группа – Портрет Антонио Вивальди (Франсуа Морелон) 19 слайд. 2 группа – "Осенний бал"- Вивальди, Концерт "Осень", ноябрь 20 слайд. 3 группа "Весна" Батичелли -концерт "Весна" А.Вивальди 21 слайд. 4 группа – Айвазовский |
Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Выполняют задания. |
Строят сообщения в устной и письменной форме. |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Изучают задание, контролируют ход работы по алгоритму. |
|||||
ФИЗМИНУТКА |
||||||||
V этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (первичное закрепление с комментированием во внешней речи) Задачи этапа: самостоятельное решение типовых заданий на новый способ действия с проговариванием результатов вслух |
||||||||
Перед выполнением практического задания учитель показывает на доске как правильно нужно работать над созданием словесного портрета. Задание: создать живописный словесный портрет выраженный в музыке Вивальди. - Подумай, какие музыкальные сочетания (средства выразительности) лучше выразили характер и настроение музыки. |
Учащиеся выполняют творческое задание. |
Обсуждают качество выполнения задания. |
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха |
|||||
VI этап. Рефлексия деятельности Задачи этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
||||||||
Обсуждение итогов урока. - Каковы были тема и цель урока? - Достигли поставленной цели? - Назовите известного композитора эпохи барокко; художников эпохи барокко. Рефлексия: Взаимооценивание: - Объясните, почему вам понравилась музыка Вивальди? Нарисовать музыку Вивальди и выразить чувства передаваемой в музыке на бумаге Оценка учителя: учитель анализирует работу обучающихся на уроке, отмечает положительные результаты) |
Рефлексия деятельности и содержания деятельности. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
Выражение своих мыслей полно и точно Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. |
Оценивают достижение поставленной цели урока. Анализируют работу на уроке через самооценку. Осуществляют контроль по результату действия. |
|||||
VII этап. Домашнее задание Задачи этапа: намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). |
||||||||
|
Формулируют себе задание или задачу на дом. |
Формулирование собственного мнения и позиции. |
Планирование своих действий. |
Технологическая карта урока "Инструментальный концерт Антонио Вивальди «Времена года»"
- Кочурова Ольга Александровна, учитель музыки
Разделы: Музыка
Класс: 6
Ключевые слова: технологическая карта, концерт, Антонио Вивальди, «Времена года»