Одна из важнейших задач образования – способствовать формированию целостной картины мира у школьников. Формирование должно быть основано на системе, опирающейся на все аспекты человеческого восприятия мира: чувственного, рационального, нравственного и т. д. Отсутствие духовно – нравственной составляющей при наличии сформированной системы «инструментальных» умений и «жизненных» компетенций может привести человека лишь к состоянию «квалифицированного потребителя». [1] Перемены, происходящие в современном мире, обусловленные глобализацией и глобальными проблемами, ускорением всех социальных процессов, усложнением всех решаемых обществом задач, определяют приоритет решения проблемы духовно-нравственного развития и воспитания как условия сохранения личности и всего общества.
Для решения задач духовно-нравственного воспитания, как отмечается в Концепции воспитания и социализации российских школьников, все участники образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители) обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин; произведений литературы и искусства для детей и юношества; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; истории своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик. Все вышеперечисленные компоненты практически выступают условиями и средствами, обеспечивающими выполнение задач воспитания.
На современном этапе совершенствования системы образования одна из ведущих идей заключается в интеграции духовно-нравственного воспитания во все виды деятельности школьника, в том числе и учебную. Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. «Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения» [2]. С этой точки зрения огромную роль играет знание иностранных языков.
Иностранный язык занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности. Нравственность – это «компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность существуют в неразрывном единстве» [3].
Современное общество испытывает потребность во введении духовно-нравственных компонентов в образование, в каждодневный учебный процесс. Одним из способов духовно-нравственного воспитания на уроках иностранного языка является чтение духовной и художественной литературы, поэзии. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных произведений, художественной литературы, кинематографа, практики их перевода и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к. позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение духовно-нравственных ценностей, идеалов.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания по темам «Ich und meine Familie» («Я и моя семья»), «Reisen durch Deutschland» («Путешествие по Германии»), «Deutsche Feste und Bräuche» («Немецкие праздники и обычаи»). Например, в конце изучения темы «Путешествия» учащимся предлагается пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие. Этот проект называется «Добро пожаловать в Россию!». Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны; воспитательный аспект – осознание понятия Родина, более глубокое осознание своей культуры.
В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в школе можно использовать самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся участвуют в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании проектов, работают с печатными материалами, проводят «круглые столы». В нашей гимназии стало традицией проведение в качестве внеклассной работы таких мероприятий как «Ожидание Рождества», «День матери», «Пасха», мероприятия проводится сразу на трех языках (немецком, английском и французском), где учащиеся знакомят друг друга с культурой, традициями и особенностями страны изучаемого языка.
Все чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, особенно в старших классах, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы различия культур, национальной идентификации различных народов, проблемы современной семьи и общества в целом, нравственности, экологии, проблемы безработицы.
Изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Главная задача нашего образования - прояснить для учащихся цель человеческой жизни, её высшие ценности и понятия, чтобы помочь в достижении этой цели путем правильного воспитания и обучения. В результате в молодом человеке соединяется «со светскою образованностью высокое духовное просвещение и благочестие», и в этом соединении есть «прекрасная гармония, красота духовная» [4].
Литература
- Зинин С.А. Литература в школе и школа без литературы// Литература в школе № 9. С. 23.
- Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи. - М., 2001. - C. 31-35.
- Иг. Киприян (Ященко), Данилюк А.Я. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие. М., Институт экспертизы образовательных программ 2009. С. 19.
- Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том 3. с. 316. «Отчий дом», Санкт-Петербург, 2011.