Уважаемые коллеги! Чтобы настроиться на продуктивную работу, предлагаем вам провести небольшую разминку: назвать пословицы, поговорки, крылатые слова с числительными.
Различные математические понятия ребёнок слышит практически с самого рождения: это и те пословицы, поговорки, крылатые слова, которые вы только что вспомнили, названия сказок («Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»), слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения каждых величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и т.д.
Мы с вами живём в век интенсивно развивающихся цифровых технологий. Дети уже порой лучше взрослых ориентируются в компьютере, интернете. Прогресс остановить невозможно, он сильнее нас, и мы можем его только догонять. Поэтому современные родители стремятся как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать различные задачи, чтобы вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
О важности математического развития говорили многие учёные, великие люди.
«Математика – это гимнастика ума» (А.В.Суворов). «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А.Маркушевич, советский педагог-математик)
Несомненно, обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.
Математика способствует развитию логического мышления. А какова взаимосвязь логики и речи?
Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь - это основное средство формирования мысли и форма её выражения. В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.
Назовите основные цели математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО? (обсуждение)
Исходя из целей, в ФГОС ДО определены целевые ориентиры (т.е. интегративные качества, которыми обладает ребёнок на выходе из детского сада) по формированию элементарных математических представлений:
- Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности,
- Считает, вычисляет, измеряет, моделирует
- Владеет математической терминологией
- Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление
- Владеет простейшими графическими навыками и умениями
- Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.)
Мы сегодня будем говорить о современных подходах к ФЭМП. Но, общеизвестно, что всё «новое» – это хорошо забытое «старое». Поэтому для начала давайте вспомним «классику», которую никто не отменял.
Как выглядит модель успешного занятия по ФЭМП? Несколько лет назад мы с вами составляли модель успешного занятия в виде пирамидки, колечки у которой – это:
- Компетентность педагога в области преподаваемого предмета.
- Готовность воспитателя к занятию.
- Выбор оптимальных методов и приёмов.
- Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.
- Грамотная речь педагога.
Сейчас эту модель я бы построила несколько иначе. Например, в виде круга, внутри которого эти же «колечки от пирамидки» переплетены между собой. Ведь каждый из названных компонентов очень важен и тесно взаимосвязан со всеми остальными.
Давайте вспомним содержание всех компонентов успешного занятия по ФЭМП.
Компетентность - это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Коль мы говорим о математическом развитии – хорошо владеть математической терминологией. Предлагаю каждому проверить себя: разгадать небольшой математический кроссворд. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
(Педагоги на индивидуальных листочках разгадывают кроссворд. Время выполнения – до 5 минут)
Кто успел разгадать ВЕСЬ кроссворд? Кто разгадал половину слов? А кто - меньше половины? Вот и повод задуматься о своей компетентности в области математики!!!
Следующий компонент - готовность к занятию.
Математики – наука точная. Поэтому освоить математику только во время режимных моментов или в повседневной жизни невозможно! Необходима грамотная организация целенаправленной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП!!!
К занятиям необходимо тщательно готовиться:
- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний (ФГОС ДО указывает на «…недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей….»
- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал, его РАЗМЕЩЕНИЕ
- продумать формы организации деятельности детей ( индивидуальная работа, фронтальная, в парах, в подгруппах и т. д.)
- продумать формулировку вопросов и инструкций! Вопросы и инструкции должны быть краткими, конкретными, понятными детям!!!
А вот в повседневной жизни, во время режимных моментов можно и НУЖНО закреплять полученные на занятиях знания.
Вопрос: как? Приведите примеры.
- При умывании – кто впереди? Кто сзади?
- П/игры «Двойки-тройки- и т.д.) – строиться в круги по заданному кол-ву.
- Прогулка: что выше/ ниже? А если сравнить с другими объектами?
- Дежурство: разложить на столах одинаковое количество тарелок, ложек и т.д.
На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач: образовательные; развивающие; воспитательные; речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане
Сейчас более правильно использовать термин «интегрированные задачи». И грамотная формулировка задач на современном этапе звучит так: создать условия для формирования… закрепления……; способствовать усвоению…; помочь детям…; дать детям возможность… и т.д.
Как же организовать работу над речевым развитием именно в математическом плане?
Обогащение, закрепление, активизация словаря - постоянная составная часть программного содержания каждой НОД по развитию математических представлений в области «Познание» в ДОУ. Словарь, который усваивают дети по развитию математических представлений, складывается из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными, числительными, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами. Его специфическая особенность - значительное преобладание таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов), которые в обычном речевом общении дети используют редко и не всегда точно.
Главная цель словарной работы с детьми по математическому развитию - уяснение точного смысла (значения) слов, отражение с их помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности.
Процесс формирования предполагает планомерное усвоение, постепенное расширение словаря. В процессе деятельности дети должны учиться не только распознавать величину предметов, но и отражать свои представления (шире - уже, выше - ниже, больше - меньше), осваивать существительные, обозначающие геометрические фигуры, пространственные и временные обозначения. Процесс формирования математических представлений способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи - точной, краткой, развитию умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.
Коллеги, предлагаем вам выполнить практические упражнения.
Упражнение «Рассмотри картинку» (изображение петуха)
Про что можно сказать:
- У петуха ОДНА….. (голова, борода)
- ОДИН…. (клюв, хвост, гребешок)
- ДВА… (крыла, глаза)
- ДВЕ… (ноги, шпоры)
- МНОГО…. (перьев)
Для выполнения следующих заданий предлагаем разделиться на 3 команды.
В нашем детском саду реализуется комплексно-тематическое планирование. Поэтому следующее задание будет таким:
1. Придумать словосочетания (прилагательное + существительное) по одной из тем недели (раздаём заготовки с надписями «Урожай», «Одежда», «Мебель» или любыми другими)
2. Согласовать одно из словосочетаний с числительными 3, 5, 8.
3. Просклонять одно словосочетание, используя числительное 2.
Сложно было? Сложно. Можно такие упражнения проводить с детьми? Конечно! Полезны ли будут подобные упражнения? Несомненно!
Правильный подбор дидактического материала.
Дидактический наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям. Каким?
- Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал
- Материал должен быть различным на каждом занятии.
- Демонстрационный и раздаточный материал должны быть идентичными
- Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой).
- Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д.)
- И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно детьми усваиваются знания.
Педагоги демонстрируют материал по ФЭМП, который имеется в группах.
Один из компонентов успешного занятия по ФЭМП - выбор оптимальных методов и приёмов.
Какие это методы и приёмы?
Наглядные. ВЕСЬ материал (и раздаточный, и демонстрационный) должен быть ярким, красивым, качественным, привлекательным. Всё занятие строится на наглядности!
Практические. МНОГО раздаточного материала для самостоятельной деятельности, + 1 ребёнок у доски; разнообразные формы организации детей на занятии (индивидуально, в парах, подгруппой и т.д.)
А.Нивен говорил: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Ребёнок постоянно должен ДЕЙСТВОВАТЬ!
Игровые методы. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Словесные методы
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.
Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?
Так же используются:
- разъяснения (как выполнить данную задачу),
- указания воспитателя (в основном с детьми),
- план действий старшего дошкольного возраста.
Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
Образец речи воспитателя – основной приём.
Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком.
Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя.
Многократное упражнение детей.
Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно.
По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний.
Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия.
Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают.
Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме.
Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.
Отсюда следует, что грамотная речь педагога - один из важнейших компонентов успешного занятия по ФЭМП
Согласно ФГОС ДО процесс овладения знаниями, в том числе и элементарными математическими представлениями, должен быть привлекательным, ненавязчивым, радостным. Поэтому задача взрослого на современном этапе - поддерживать у ребенка познавательный интерес!
Как же «разбудить» этот познавательный интерес?
Аристотель говорил «Познание начинается с удивления». То есть, необходимы неожиданность, новизна, несоответствие прежним представлениям. Важно сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, которые заставляют наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Причём, воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы КАЖДЫЙ ребёнок активно и увлеченно занимался. Анатоль Франц, французский писатель, говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Каковы же современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО?
Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.
Это различные головоломки, конструкторы ЛЕГО и ТИКО, палочки Кюинзера, блоки Дьенеша, игры Воскобовича, игры Никитина, картотеки с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок, лабиринтов и т.д.
Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса.
Следующий современный подход – интеграция всех видов деятельности.
Интеграцию ФЭМП с развитием речи вы сегодня увидели на практике.
А как можно объединить ФЭМП и художественно-эстетическое развитие? (Нарисовать цифру, вылепить её, вырезать геометрические фигуры и выложить какой-либо орнамент.
А интеграция ФЭМП с музыкальными занятиями? А с физкультурными? (ответы педагогов)
Предлагаем провести физминутку «Хитрый счёт».
Считаем до 10, но:
- цифру 3 не произносим, а говорим 3 раза слово «мяу»,
- вместо 5 – 5 раз хлопаем;
- вместо 8 – 8 раз топаем;
- вместо 10 – поднимаем руки вверх и кричим «Ура!» (можно 2-3 раза с ускорением).
Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.Одни дети лучше считают, другие – лучше ориентируются на листе бумаги, третьи – преуспевают в нахождении и преобразовании геометрических фигур….. То есть успех может быть обеспечен только при условии личностно-ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми. А это как раз - наличие РАЗНООБРАЗНОГО материала в группе (т.е. создание развивающей предметно-пространственной среды)
Уважаемые коллеги! Про организацию развивающей предметно-пространственной среды более подробно мы с вами поговорим на втором семинаре «Дидактические игры по ФЭМП своими руками», в рамках которого будет проведён смотр уголков занимательной математики.
Безусловно, одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой всегда актуально участие родителей. Использование проектной деятельности и в целом, и, в частности, для развития математических представлений детей, способствует активизации познавательного и творческого развития ребенка, а также формированию его личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Такие проекты по математике позволяют воплотить личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике, учитывая их потребности, возможности, желания в образовательном процессе.
Напоминаю, что на третьем, заключительном семинаре по математическому развитию дошкольников, педагогам каждой группы необходимо будет представить любой математический проект.
Взаимодействие с родителями
Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей. (Вы знаете, что активное участие родителей в образовательном процессе детей прописано и в ФЗ 273 «Об образовании», и во ФГОС ДО)
Предполагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели – не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнёры, у которых общая цель – воспитание ребёнка.
Какие формы взаимодействия с родителями можно использовать? Консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических развлечений, ярмарок, мастер-классов, приглашение на занятия по ФЭМП, изготовление вместе с детьми мини-книжек, сочинение сказок на математические сюжеты: "Цифры", "Круг и квадрат" и другие.Некоторые интересные консультации для родителей по математическому развитию детей представлены на выставке.
Качество педагогической деятельности по использованию современных средств для формирования математических представлений главным образом зависит от квалифицированных педагогов.
Поэтому можно выделить ещё один подход к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО – развитие кадрового потенциала
Джон Дьюи говорил: «Если мы будем учить наших детей, как учили вчера, мы украдём у них «завтра». Поэтому нужно идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться и самообразовываться, осваивать новые методики и технологии, постоянно повышать свою квалификацию по данному направлению.
На сайте «Первое сентября» участникам проекта «Школа цифрового века» (каковыми являются практически все педагоги нашего детского сада) 1 раз в учебный год предоставляется возможность БЕСПЛАТНО пройти один 36-часовой курс повышения квалификации. Не упускайте такой возможности. Тем более, что выбор КПК там достаточно большой.
Есть и другие интернет-ресурсы, на которых можно найти интересные, современные, актуальные курсы повышения квалификации:
- «Мой университет».
- «УчМет» издательства «Учитель».
- «АНО ДПО «ИДО» (г.Нижневартовск) и др.
Завершая семинар, скажем несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии. Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей Ведь кроме общей безликой оценки «молодцы» есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д.
Уважаемые коллеги! Наш семинар подошёл к концу. И в качестве обратной связи, традиционно предлагаем дать оценку мероприятию и продолжить 1 из фраз:
- Мне было трудно (сложно)……….
- Я задумалась о том, что……
- Теперь я могу….
- Мне захотелось…..
- Меня удивило…..
- Было интересно…..
Спасибо за работу! Желаем всем творческих успехов!
Литература
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
- Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- «От рождения до школы» основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября»
https://urok.1sept.ru/статьи/625146/ - Образовательный портал «Мой университет»
http://moi-universitet.ru/