Цели:
- формирование потребности трудиться; понимания того, что труд – основа жизни;
- воспитывать трудолюбие, гражданскую зрелость;
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление на основе упражнений в анализе иллюстраций;
- развивать мелкую моторику рук посредством игры;
- корректировать зрительное восприятие посредством упражнений в работе с презентацией;
- коррекция мышления на основе упражнений в определении скрытого смысла высказываний.
Задачи:
- Образовательные: систематизировать знания учащихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда.
- Коррекционно-развивающие: корригировать познавательный интерес, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством дидактической игры, работы с пословицами.
- Воспитательные: воспитывать ответственное отношения к труду, людям труда, результатам труда, трудолюбие и ответственность.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; карточки с изображением людей различных профессий; изображения сказочных героев – Емели и Золушки; высказывания о труде, смайлики для рефлексии.
Ход занятия
1. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости!
(Задача: настроить ребят на доброжелательное рабочее настроение.)
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками.
Введение в тему
- Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия, а чтобы узнать её, давайте послушаем наших ребят, которые выучили стихотворения.
(Задача: развивать познавательный интерес, память, внимание, речь.)
Стихи детей:
1.
Стол, за которым мы сидим,
Кровать, в которой мы спим,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
2.
По душе найди работу,
Будь в ней мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
3.
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.
Воспитатель: - Как вы думаете, о чём эти стихотворения? (Ответы детей).
2. Основная часть
- Верно, тема нашего занятия: «Без труда мы никуда». (слайд 1)
- Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду.
Работа над высказываниями. На доске
- «Труд создал самого человека»,
- «Труд – источник богатства».
- Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.
- В первую очередь человек для чего трудится? (Чтобы прокормить себя, семью, обеспечить всем необходимым.)
То есть труд – это добывание пропитания.
Но ведь не всякий труд ради добывания пропитания считается достойным человека. Все мы знаем, что некоторые зарабатывают деньги воровством, стараются словчить, обмануть другого, получить больше, чем заслуживают.
Можно ли уважать таких людей?
Каким должен быть труд? (честным)
Правильно. Главная составляющая любого труда – это честность.
- Труд всегда был основой нашей жизни. Недаром народ слагал сказки о труде и лени и высмеивал в них лень и славил трудолюбие. Назовите героев сказок – лентяев и трудолюбивых. Назовите название сказки. (Морозко, 12 месяцев, Золушка, По щучьему веленью)
- Сегодня к нам в гости пришли некоторые из них. Вы узнали их? Кто это?
На доске 2 сказочных героя – Емеля и Золушка.
- К какому герою больше всего подходит пословица
- «Ленивый сидя спит, лежа работает?» (Емеле) (2 слайд)
- Послушайте внимательно, какую загадку вам хочет загадать Золушка. О чем эта загадка? (3 слайд)
Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за горами –
День и ночь со мной:
Целый десяток верных ребяток. (Руки)
- А как вы думаете, почему, Золушка загадала загадку про руки, если тема нашего занятия - труд? Правильно, все что мы делаем, мы делаем с помощью рук.
Погляди дружок на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Все, решительно все, сделали человеческие руки. Все могут, все умеют, со всем справляются. Надо только приучить их к хорошему делу. И у каждого из вас, я уверена, руки уже умелые и быстрые, как у Золушки. Много дел она успевает делать за день. И вас хочет проверить, как быстро у вас работают руки. Она предлагает вам такую игру: кто быстрее смотает веревочку.
3. Игра «Кто быстрее»
Правила: На конце палочки закреплена веревочка, нужно смотать на палочку веревку, кто быстрее это сделает.
Цель: Развитие мелкой моторики
- Все люди живут на свете по правилам. По каким? (Ответы детей)
Но у наших гостей таких правил нет. И им тяжело жить без них. Попробуем им помочь.
(На доске в разброс расположены правила для ленивых и тружеников, нам нужно составить правила для Емели и для Золушки)
Для Емели
- Никогда не причесывайся, пальчики натрудишь.
- Не берись за веник, спинка заболит.
- Не клади в рот кашу, устанешь жевать.
- Побольше спи, поменьше разговаривай, язычок намозолишь.
- Не смотри телевизор, а то глазки устанут.
- Никуда не ходи, ножки устанут.
- Ходи в дырявых штанах, не бери в руки иголку, пальчики уколешь.
Для Золушки
- Вставай пораньше, успеешь больше.
- В доме содержи порядок.
- Следи за своим внешним видом.
- Помогай старшим и младшим.
- Выполняй все то, о чем попросят тебя родители.
- Учись любому делу, оно всегда пригодиться в жизни.
А вам какие правила больше нравятся? Если нам не нужны правила ленивых, давайте их порвем и выбросим.
Золушка предлагает проверить, умеет ли наша голова думать, а руки работать.
4. Дидактическая игра «Что умеют наши руки»
Выберите то дело, которое вы умеете делать.
На карточках изображены люди, которые делают, какое либо дело, дети выбирают то дело, которое им по душе. На обороте карточки написана незаконченная мысль, ребята пытаются ее закончить.
Цель: Развитие логического мышления, словарного запаса.
Образец: Если я умею мыть пол, то в моем доме всегда будет чисто и уютно.
- Если я умею шить, то….
- Если я умею мыть посуду, то….
- Если я умею делать скворечники, то…
- Если я умею копать картофель, то …
- Если я умею готовить еду, то….
- Если я занимаюсь спортом, то…
- Если я умею пылесосить , то…..
- Если я умею ухаживать за цветами, то…
- Если я умею сажать деревья, то…..
- Если я умею мыть пол, то в моем доме всегда будет чисто и уютно.
А может быть можно пролежать всю жизнь на печи, как Емеля? Что же может произойти? (Оценить рассуждения детей, выделить более ценную мысль)
- Я предлагаю на минутку задуматься, что жизнь человека без работы, без труда. И дома, и на работе никто ничего не делает, не хотят работать на заводах и на фабриках, в больнице, в магазине.
Представьте себе, что на заводах, фабриках, в селе, в больницах, в школах трудятся одни Емели.
- Произошла авария, а Емеля-электрик лежит на печи.
Дети: - Нет электричества, не работают стиральные машины, утюги, телевизоры, компьютеры и т.д.
В.: - Емеля - портной.
Дети: - Все люди останутся без одежды.
В.: - Емеля - строитель.
Дети: - Не будет домов, и людям негде будет жить, а на улице они заболеют, замерзнут.
В. Емеля - хлебороб не хочет выращивать хлеб.
В.: -Емеля – повар не желает слезать с печи.
Дети: - Все будут без пищи, а без пищи человек долго не проживет, и жизнь тогда прекратится.
- Правильно, люди работают везде и в городах, и в селах, на заводах, фабриках, в поле, на ферме.
Нужны ли нам такие Емели?
5. Инсценировка “Сказка про лень”
(действующие лица: лодыри, аптекарь)
Лодыри: Дайте средство нам от лени, от не могу и не хочу.
Аптекарь:
Есть душистое втиранье от укусов комаров,
Есть микстура от чиханья, проглотил – и будь здоров
Есть микстура от мигрени, а лекарства нет от лени.
Лентяй:
Хорошо бы это средство поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства принимать его могли
Появись лекарство это, я купил бы два пакета.
Нет не два, а целых три нужно, что не говори.
Аптекарь:
Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.
- Ребята, а вы как считаете, нужно ли лекарство от лени? (Нет, это зависит от самого человека)
Труд – основа жизни, по отношению к труду судят о человеке, кто он?
Слова, которыми называют ленивого и трудолюбивого человека разлетелись по классу (лодырь, лентяй, бездельник, неумеха, тунеядец).. Нам нужно найти их и собрать все вместе.
Как относятся к лентяям люди? (смеются над ними, не уважают)
И, наоборот, как относятся люди к труженикам? Как называют такого человека? (труженик, трудяга, мастер - золотые руки)
6. Словарная работа
Труженик – человек, который трудится, трудолюбивый человек. (4 слайд)
Трудолюбивый – любящий трудиться.
7. Физминутка
(видео) (5 слайд)
- Ребята, а Емеля с нами не согласен, он говорит, что тоже много дел делает, лежа на печи: спит, ест, лежит. Вот эта жизнь!
А давайте попробуем научить Емелю трудиться. Покажем ему, что у нас есть такое умение – как видеть работу, потому что, сейчас везде очень ценятся люди, которые обладают этим умением.
8. Практическое занятие «Заметь, что нужно сделать»
На столах приготовлены виды работ:
- обернуть тетрадь;
- разбросан мусор.
Ребята находят себе работу, выполняют ее. Показывают друг другу.
Если ты, Емеля, научишься видеть работу и качественно ее выполнять, то в будущем сможешь работать, где угодно и люди будут относиться к тебе с уважением.
9. Игра «Окончи пословицы»
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?
Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Читаю пословицы, дети хором отвечают. >(6 слайд)
- Терпенье и труд... (все перетрут).
- Без труда... (не вытащишь и рыбку из пруда).
- Маленькое дело... (лучше большого безделья).
- Не спеши языком - ... (спеши делом).
- Сделал дело, …(гуляй смело).
- Не пеняй на соседа, когда спишь до…(обеда).
В: - Вы сейчас учитесь в школе – это ваш труд. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и по, возможности готовиться к этой профессии. Золушка хочет вам напомнить, что все профессии нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.
- Начиная такое важное дело, как выбор профессии, надо постараться правильно оценить свои способности, возможности и ответить на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен?» Свои способности человек может узнать, только приложив их к делу, работе, участвуя в различных конкурсах, кружках. Пока человек бездействует, он сам не узнает своих способностей. Какие вы знаете профессии?
10. Работа с презентацией
(7-14 слайды) Помогите Емеле: уберите лишнее из картинок.
11. Игра на внимание
Ну и давайте проверим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть предложение - загадку, а вы будете определять, что это за профессия.
12. Загадки о профессиях
(15-19 слайды).
1 уч.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль ввести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.
2 уч.
Кто любит труд,
Тот всегда найдёт
Дело нужное и полезное.
Всегда найдётся дело
Для умных рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
3 уч.
Всё делать должны сами,
Умелыми руками.
Ничто и никогда
Не даётся без труда.
13. Итог занятия
О чем мы с вами говорили на нашем занятии? А так ли важен труд в нашей жизни? (Ответы детей) (15 слайд)
Стало быть, так и выходит,
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
На этом наше занятие закончено, хотелось бы вам пожелать найти свое любимое дело в жизни, стать мастерами – золотые руки.
14. Рефлексия
- Поднимите нужный смайлик: понравилось занятие, остались ещё вопросы, не понравилось занятие. (16 слайд)