В Концепции модернизации образования сказано, что «…модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей…»[1]
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений.
Важнейшей задачей образовательного учреждения является создание и организация функционирования определённой воспитательной системы, отбор и разработка технологий организации деятельности, обеспечивающих эффекты, направленные на формирование личностных качеств обучающихся:
- любовь к родителям и ценность семьи, чувство малой родины, гражданский долг перед Отечеством – Россией;
- осознание ценности национальной, культуры народов России, приятие ценностей общемировой культуры;
- стремления к саморазвитию, самообучению и личному совершенству;
- коммуникативные, организаторские и лидерские компетентности;
- стремление к преодолению трудностей и достижению успеха;
- осознание собственного предназначения и необходимости поиска собственного призвания и планирования жизненного пути.
Воспитание - это целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовности воспитанников на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказанию им помощи в нравственном, гражданском, профессиональном становлении, жизненном самоопределении и самореализации личности. [2]
Для повышения эффективности своей работы с воспитанниками и достижения поставленных задач по воспитанию и развитию их личности, я использую в своей работе современные образовательные технологии.
Добиться обозначенных целей можно через личностно-ориентированные технологии, ибо ориентироваться на среднего воспитанника, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать современным требованиям. За последние годы обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Поэтому на первый план выдвигаются личностно-ориентированное технологии, в основе которых лежит понимание и взаимопонимание. Цель личностно-ориентированной технологии заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями воспитанника. Осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к воспитанникам, то есть способности находить правильный, умелый подход к личности. В моём классе есть дети с различными индивидуальными особенностями нервной системы: одни уравновешенные, но с более быстрой или замедленной реакцией на окружающее, другие легко возбудимые, порывистые, третьи – особо чувствительные, застенчивые, с пониженной реакцией, требующие большого внимания и осторожного мягкого подхода. Всестороннее развитие отношений творческого содружества воспитанников и воспитателя, направленных на совместное решение социальных задач, организация этих отношений проходит на уровне педагогического сотрудничества.
Я считаю, что формирование у воспитанника ответственного отношения к своему здоровью, также является необходимым условием успешности современного человека.
Здоровьесберегающий подход (здоровьесберегающие технологии) предусматривает чёткое чередование видов деятельности и прослеживается на всех этапах моей совместной работы с воспитанниками (утренняя физическая зарядка, спортивно-массовая и информационно-просветительская работа).
В своей внеклассной работе, я использую физминутки, провожу беседы с обучающимися, направленные на профилактику пагубных привычек: курение, алкоголь, наркомания; на привитие привычек здорового образа жизни и правильного питания. Совместно, с работниками медицинского пункта, осуществляется систематический мониторинг здоровья воспитанников.
Применение здоровьесберегающих технологий не является панацеей (это целый комплекс мероприятий и технологий), но то, что они являются одними из приоритетных в моей работе, не вызывает сомнений.
В своей педагогической практике я использую также технологии, обеспечивающие вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс (компетентностно-ориентированный подход). Моя задача - не преподносить готовые знания воспитанникам, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Обучающиеся должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Данный подход эффективно используется мной во внеклассной работе. Для этого я создаю проблемную ситуацию – удивление, затруднение. Обучающиеся самостоятельно ищут выход из созданной ситуации, примеряя её на себя, предлагая различные варианты, вступая в дружескую дискуссию.
Компетентностно-ориентированный подход – одна из наиболее широко распространенных современных технологий обучения, самая универсальная и распространенная, необходимая для адаптации, воспитания, развития личности и ориентации воспитанников в современном мире.
В настоящее время, большую популярность приобрела образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет воспитаннику фиксировать результаты своей деятельности в различных областях, проследить свой индивидуальный прогресс, помогает воспитаннику осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Информационно-коммуникативные – наиболее перспективные образовательные технологии. Возможности их использования практически не ограничены. Я считаю, что в вопросе их применения должны преобладать уместность, разумный подход и чувство меры. Я активно применяю в своей работе информационно-коммуникативные технологии. Этому способствует наличие хорошей материальной базы, солидное программное обеспечение и доступ к образовательным сайтам сети Интернет.
Все классные часы провожу с использованием компьютерных презентаций, интерактивной доски, особенно те, которые требуют наглядного представления. Учитывая, что в современном мире уже трудно обходиться без ИКТ, я разработала и активно применяю презентации к классным часам по различным направлениям.
Наиболее подробно хочу остановиться на эффективной современной образовательной технологии, используемой мною во внеклассной работе с воспитанниками – это метод коллективных творческих дел (КТД). КТД - это совокупность определенных действий, направленных на общую пользу. Это дело коллективное, поскольку в его планировании, подготовке, проведении, обсуждении принимают участие все члены коллектива. Это творческое дело, поскольку на каждой стадии его осуществления все воспитанники, вместе с воспитателем, могут проявить свои творческие возможности в поиске средств, методов, приемов, которые бы обеспечили успех. [3]
Коллективные творческие дела (КТД) являются важным фактором решения воспитательных задач. Задачи, предъявляемые воспитателями в процессе КТД, решаются незаметно: члены коллектива определяют эти задачи и они становятся для них требованиями к самим себе. В процессе КТД одновременно решается много воспитательных задач нравственного, физического, трудового, умственного, эстетического уровней (литературно-музыкальные вечера, викторины, конкурсы, флешмобы, выпуск стенгазет, экскурсии, разнообразные тематические мероприятия и др.). КТД развивают в единстве три стороны личности кадета: познавательно-мировоззренческую (знания, убеждения, взгляды, идеалы), эмоционально-волевую (чувства, интересы, потребности), действующую (умение, навыки, способности, черты характера). Участие воспитанников в подготовке и проведении КТД лучше способствует их привлечению к активной социальной деятельности, а следовательно, создает оптимальные условия для приобретения социального опыта.
Сначала я стараюсь увлечь воспитанников своим интересным рассказом о перспективности будущего дела, не навязываю им свое собственное мнение по теме КТД. Стараюсь, чтобы предварительная беседа носила доброжелательный характер. Затем мы составляем план будущего КТД, при этом учитываем мнение каждого воспитанника, определяем исполнителей конкретных поручений. Не забываем обсудить и альтернативные варианты. После того, как мы с воспитанниками создали проект КТД, приступаем к выполнению. Очень важно на этом этапе учитывать интересы и творческие возможности воспитанников, подбадривать их, помогать овладевать методами и приёмами выполнения тех или иных задач. После завершения работы над КТД, когда каждому воспитаннику была дана возможность проявить свои творческие способности, подводим тщательный анализ всего хода подготовки и проведения КТД с целью положительной оценки действий воспитанников, выявления затруднений, ошибок, определения путей преодоления трудностей и недостатков в дальнейшей работе.
Хочется отметить и взаимосвязь всех образовательных технологий. Так, например, личностно-ориентированная технология даёт возможность каждому воспитаннику самореализоваться через технологию коллективно-творческих дел.
Используя современные образовательные технологии в условиях модернизации, я открываю для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для меня - работа, а для моих воспитанников – обучение и воспитание становятся радостнее и увлекательнее.
Литература
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)
- Программа воспитания и социализации кадет федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Краснодарское президентское кадетское училище» (2014-2021 г.). - Краснодар, 2004.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: Педагогика, 1989.