Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца 16 века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2014.
Образовательные ресурсы (школьные и внешкольные):
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца 16 века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций М.: Просвещение, 2014;
- Карты «Русь в середине XIII века», «Русь в XIV – первой половине XV века».
Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы:
- Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. IХ–ХII. – М. 1998.
- Данилов А.А.История России IХ–ХIХ вв. Справочные материалы. – М. 1998.
- Обухова Л.А.«Рассказы и чтения по русской истории» - М. 1995.
- Ворожейкина Н.И. «Рассказы по родной истории»- М. 1998.
Ресурсы интернет-сети:
- http://www.youtube.com/watch?v=ZfeNI4FHR8Y/Культура Руси в 13-15 вв./;
- http://www.youtube.com/watch?v=VJ662UiwnNQ/Русская культура XVI века/;
- http://www.youtube.com/watch?v=7ZS27sabCQU /Презентация Культура Руси XIV-XVI веков/;
- http://www.youtube.com/watch?v=nn90-O4J06c/Россия VS Запад ( XVI век)/;
- http://www.youtube.com/watch?v=4_lMlGn53zk/Русское храмовое искусство 12-15 веков/;
- http://www.youtube.com/watch?v=U4nh_B4ClQk /Сокровища русского искусства. Архитектура Московского государства. Фильм 2. Часть 1/;
- http://www.youtube.com/watch?v=n3ouYNLWh2o /Иван Калита/;
- http://www.youtube.com/watch?v=DbA_gnyY6Eo / Иллюстрированная история Российского государства. - 12 Иван Калита/;
- http://www.youtube.com/watch?v=Z-8gD0EKg3g / Древнерусская архитектура/.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели:
- Предметные результаты: Сформировать представление о политической ситуации на Руси в первой половине XIV века, подвести учащихся к выявлению причин возвышения Москвы и роли московских князей в этом процессе. Способствовать получению учащимися понятия о необходимости объединения страны для свержения монголо-татарского владычества. Продемонстрировать процесс формирования единого Российского государства с центром в Москве.
- Метапредметные результаты: Развивать логическое мышление и умения делать выводы и обобщения.
- Личностные результаты: Прививать интерес к истории родного государства и к предмету «история», воспитывать чувство гордости и уважения к славной истории жизни своих предков.
Формирование универсальных учебных действий: учащиеся используют знания для анализа изучаемой исторической ситуации, сложившейся на русских землях в первой половине XIV в., сравнивают исторические процессы и явления изучаемого периода с историческими процессами и явлениями предыдущих периодов, выделяя в них общее и особенности; дают характеристику деятельности отдельных исторических личностей и определяют роль народа, различных слоёв населения в данных исторических процессах; устанавливают причинно-следственные связи; составляют сообщение по определенной теме, выделяя в ней основные моменты, логически их изложить и сделать выводы.
План урока:
- Предпосылки объединения Русских земель.
- Борьба Москвы и Твери.
- Правление Ивана Калиты (1325–1340).
- Причины возвышения Москвы.
Основные даты:
- 1325-1340 г. – княжение Ивана Даниловича Калиты
- 1327 г. – восстание в Твери
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП УРОКА
1. Определение темы урока. Актуализация опорных знаний учащихся
- Здравствуйте, ребята, рада вас видеть на уроке истории. Прежде чем мы начнем урок попрошу вас поприветствовать соседа по парте, улыбнитесь ему, пожелайте хорошего рабочего настроения. А теперь посмотрели на меня; я тоже желаю вам хорошего настроения и новых знаний. Спасибо. Садитесь.
На прошлом уроке мы закончили изучать большую тему «Русь Удельная в XII-XIII вв». Вспомните некоторые факты:
- Под игом какого государства находилась Русь?
- Почему монголо-татарам так легко удалось завоевать русские земли?
- Как повлияло завоевание Батыя на экономику Руси?
- Молодцы (похвала и одобрение на каждом этапе урока).
С XIII века начинается восстановление сельского хозяйства, ремесла, торговли, рост городов. Но этому мешало ордынское иго.
- Что же надо было делать русским княжествам для свержения ордынского владычества?
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь (попытайтесь сформулировать тему урока)?
Тема урока: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества».
2. Формулирование задач урока
- Изучая данную тему, как вы думаете, какие вопросы мы сегодня будем обсуждать?
- Предпосылки объединения русских земель;
- Причины возвышения Москвы;
- Знакомство с политикой Ивана Калиты.
II. ПРОЦЕССУАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Предпосылки объединения русских земель
- Чтобы выяснить предпосылки объединения русских земель составим кластер. Прочитайте 1 раздел 17-го параграфа. Работаем в паре. Каждую предпосылку поочередно озвучиваем друг другу.
ВЫВОД: - К XIV веку сложились предпосылки к объединению русских земель, и все слои населения так или иначе были заинтересованы в этом процессе. Таким образом, на этом этапе урока какой проблемный вопрос мы с вами обсудили?
2. Возможные центры объединения
- Какие древнерусские княжества могли быть центром объединения русских земель?
РАБОТА С КАРТОЙ
Беседа + дополнение учителя («метод оживление карты»)
- Первоначально казалось, что наибольшие шансы стать центром объединения русских земель имела Галицко-Волынская Русь, так как это княжество доминировало в политической жизни домонгольской Руси наряду с Владимиро-Суздальским. Оно мало пострадало от монголо-татарского нашествия и долгое время находилось в относительной независимости от Орды. Однако ряд неблагоприятных факторов подрывал могущество княжества: сильная оппозиция княжеской власти, борьба за власть между князьями, давление со стороны западных соседей.
Другим центром объединения могло стать Великое княжество литовское, возникшее в XIII веке при князе Миндовге. Оно объединило значительную часть русских земель. Русское население находило защиту от монгольского разорения под сильной властью литовских князей. Однако после заключения уний с Польшей и принятия католичества, Литва все больше попадала в зависимость от Польши, а в ее русских землях усилились национальные и религиозные противоречия.
Наряду с этими возможными центрами с начала XIII века появляются и другие центры, готовые и способные возглавить объединение. И одним из таких центров было Московское княжество.
Что же способствовало возвышению Москвы?
Работа с историческим документом
- Перед вами тексты из произведений великих русских историков, ознакомьтесь с их мнениями относительно причин возвышения Москвы и найдите ответы на вопросы к этим документам.
1. Кто, по мнению Карамзина Н.М., способен был привести Москву к возвышению над другими княжествами?
2. По словам Соловьёва В.С., какое положение было у Москвы?
3. С точки зрения Костомарова Н.И., кто помогал усилению Москвы?
4. Главная причина роста Москвы с позиции Д. И. Иловайского?
- Ответы на вопросы обсуждаем в диалоге.
Карамзин Николай Михайлович считал, что «…таланты московских князей, и содействие бояр и духовенства, и влияние татарского завоевания» способны были привести Москву к возвышению над всеми другими княжествами.
Владимир Сергеевич Соловьёв …в своей «Истории России» не раз, говоря вообще о важном влиянии географических условий, отмечает выгодное положение Москвы — на дороге переселенцев с юга, на середине между Киевской землей — с одной стороны и Владимирской и Суздальской — с другой. По бассейну Москвы-реки переселенцы, идя с юга, оседали густыми массами и делали Московское княжество одним из самых населенных. Кроме переселенцев с юга, в Москву шли переселенцы из других областей Руси северной, вследствие отсутствия в Московском княжестве междоусобиц и бедствий от татар. Население приносило князю доход; давало ему большие средства... Срединное положение Москвы-реки между Новгородом и востоком (Рязанью) имело также весьма важное значение. Если мы всмотримся в географическую карту, то увидим, что Москва-река сокращала водный путь между Новгородом и Окой, следовательно, Москва лежала на торговом пути Новгорода и Рязани. Срединное положение Москвы было важно и для церковного управления. Митрополиты переселились из Владимира в Москву, потому что считали необходимым находиться в центральном пункте между областями севера и юга Руси. Таким образом, главное условие возвышения Москвы, по мнению Соловьева, — это срединность ее положения, дававшая политические, торговые и церковные преимущества.
Николай Иванович Костомаров полагал, что, усилению Москвы помогало духовенство, которому, при владении большим количеством земли, было выгодно отсутствие междоусобий в Московском княжестве, и сверх того полнота власти московского князя соответствовала их высоким представлениям об единодержавной власти государя, вынесенным из Византии. Далее деятельность бояр была направлена также на помощь московским государям.
Дмитрий Иванович Иловайский главной причиной роста Москвы, как политического центра, считает пробуждение народного инстинкта: народ, который чувствовал опасность от татар, должен был сплотиться…
Дети называют возможные ПРИЧИНЫ ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ.
- ВЫВОД: таким образом,
- Выгодное географическое положение;
- Удобное расположение на торговых путях (Волго-Окское междуречье);
- Наличие плодородных земель;
- Поддержка духовенства;
- Сплочение народа перед общей опасностью;
- Умелая политика московских князей;
обеспечили усиление Московского княжества. В процессе работы с историческим документом, какой проблемный вопрос удалось раскрыть?
3. Политика Ивана Калиты
- Но Москва была не единственным центром во Владимирско-Суздальском княжестве, обладающий похожими преимуществами, не единственным центром, способным в этот период возглавить объединение Руси. Еще одним таким центром в этом княжестве был город Тверь. В 1305 году ордынские ханы передали ярлык на великое княжение владимирское тверским князьям. К тому же, Тверское княжество, избежавшие дробления набирало силу.
РАБОТА С КАРТОЙ.
- Положение и Москвы, и Твери было выгодным. В первой четверти XIV века между ними начинается борьба за великокняжеский престол. И тут как нигде проявилась политика московских князей. Самым крупным и сильным княжеством Северо-Восточной Руси Москва стала при Иване Калите (Даты княжений записываются в тетрадь 1325-1340).
Просмотр отрывка видеофильма – «О политике Ивана Калиты»
- Откуда такое прозвище у этого князя? (Калита ассоциируется с московскими князьями, возвышением Москвы, собирание русских земель).
- Какое событие позволило Твери выйти из политической борьбы за главенство среди русских земель.
- В каком году произошло это восстание? (записать в тетради)
- Какие привилегии получила московское княжество после подавления восстания в Твери? (ярлык на великое Владимирское княжение, право сбора ордынского выхода).
- Какие земли вошли в состав Московского княжества при Иване Калите?
ВЫВОД: - Иван Калита укрепил позиции Московского княжества, возвысил его, значительно расширил его владения и незамедлительно использовал благоприятные обстоятельства в своих интересах: провозгласил себя князем Московским и всея Руси. Своей политикой он обеспечил Великую тишину в 40 лет. Именно в это время родились люди, не знавшего животного страха перед ордынцами. Именно это поколение и одержала победу на Куликовом поле. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
Ребята, у историков есть разные мнения об этом человеке. Одни считают, что он действовал только в своих интересах, другие – Иван Калита действовал в интересах всего государства и народа. У вас также должно быть свое мнение на эту личность. Я предлагаю вам составить синквейн на тему «Иван Калита».
Заслушиваются варианты синквейна.
III. ЭТАП ЗАКРЕПЕНИЯ И ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ
- Подводя итог занятия, давайте вспомним какие задачи перед нами стояли.
IV. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП УРОКА
1. РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ
- Какие источники информации помогли вам ответить на проблемные вопросы?
2. РЕФЛЕКСИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
- Перед тем как вы покинете кабинет, я попрошу вас заполнить билетик на выход. Выскажите свое отношение к уроку, дайте себе оценку во время урока и подведите итог усвоения вами материала урока. Поставьте галочку рядом с соответствующим утверждением.
Урок | Я на уроке |
Итог |
1. интересно |
1. работал |
1. понял материал |
2. скучно |
2. отдыхал |
2. узнал больше, чем знал |
3. безразлично |
3. помогал другим |
3. не понял |
Работа учащихся на уроке оценивается по подсчету баллов в маршрутном листе.
V. ЭТАП ОБЪЯСНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Обязательное задание: прочитать §17, вопросы 1, 5 – стр.156.
- Дополнительное задание (по выбору): задание 2 - стр.156 из рубрики «Учимся быть историками».