Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: словосочетание


Класс: 8.

Предмет: русский язык.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: обучающиеся научатся определять и различать способы связи слов в словосочетаниях.

Предметные умения:

  • определять способы связи слов в словосочетании;
  • находить главное и зависимое слово в словосочетаниях;
  • указывать части речи главного и зависимого слова.

УУД:

Регулятивные УУД:

  • целеполагание и планирование своей деятельности;
  • принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
  • контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;
  • действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД:

  • проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
  • определяют основную и второстепенную информацию;
  • строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация PowerPoint.

Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русский язык» под редакцией Ладыженской и др. (Просвещение, 2014), раздаточный материал (приложения)

Ход урока

I. Организационный этап

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему которого вам предстоит определить самостоятельно.

Музыка. Приём «Комплимент». Вам необходимо с помощью словосочетания сделать комплимент однокласснику.

Например, красивая кофта, шикарные волосы, добрые глаза,красивая причёска, и т.д.

II. Актуализация знаний

Слайд 1. Презентация

Записывайте число и классная работа. Строчку для темы оставляете пустой.

Работа с текстом.

Ребята, пока я читаю стихотворение, вы должны поработать с раздаточным материалом, который лежит у вас на партах, найдите карточку жёлтого цвета. Вы видите текст, в котором необходимо подчеркнуть признаки словосочетания.

Внимание! Внимание! Вот словосочетание.
Проживает в стране Синтаксимия.
В ней ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нём слово главное всегда с зависимым шагает.
А кто есть кто, нам без труда вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт к зависимому слову,
И никогда наоборот,
Запомни как основу.
(А.Косоговский)

Проверка. Cлайд 2

- Словосочетание - единица синтаксиса.

- Состоит из главного и зависимого слова.

- Вопрос задаём от главного слова к зависимому.

Работа с доской.

Выберите и запишите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Слайд 3

Хвойный лес, лес шумит, на работе, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава, лес и поле, сесть в калошу, идёт снег

Проверка. Cлайд 4

- Почему не все сочетания слов являются словосочетанием? Что не относится к словосочетаниям?

- Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:

Слайд 5

  • Грамматическая основа предложения
  • Однородные члены предложения
  • Служебная + самостоятельная часть речи
  • Фразеологический оборот

– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.

III. Постановка учебной задачи

Групповая работа. (конверты,маркеры цветные) слайд 6

Выбор капитана.

1 ряд - 1 группа - красный
2 ряд - 2 группа - синий
3 ряд  - 3 группа - зелёный

- Обсудите в группе данные словосочетания. Отвечают капитаны.

(1 группа находит и выделяет маркером глагольные словосочетания,

2 группа - именные словосочетания,

3 группа - наречные словосочетания)

Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, касательная линия, творящий художник, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок, обжигающий жар, очень плохо, недалеко от дома

Проверка. Слайд 7

Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, касательная линия, творящий художник, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок, обжигающий жар, очень плохо, недалеко от дома

Итак, мы вспомнили классификацию словосочетаний по главному слову. Переходим к классификации по зависимому слову. В зависимости от того какой частью речи выражено зависимое слово в словосочетании (существительными, прилагательными, причастиями, наречиями) выделяются… типы подчинительной связи слов в словосочетании. Итак, тема урока - типы подчинительной связи слов в словосочетаниях.  слайд 8

IV. Первичное закрепление

Работа у доски. 2 человека, ост. в тетрадях. Слайд 9

1 выписывает, другой определяет вид связи.

- Пользуясь алгоритмом (алгоритм на партах, карточка голубого цвета), выпишите из текста словосочетания и определите вид связи.

Мой сад с каждым днём увядает;
Помят он, поломан и пуст.
Хоть пышно ещё доцветает
Настурций в нём огненный куст.
(А.Майков)

Проверка. Слайд 10 (7 щелчков)

Мой сад С 
С каждым днём С 
Доцветает пышно  П 
Доцветает ещё П 
Куст настурций У 
Доцветает в нём У 
Куст огненный С

Музыка. Приём «Светофор».

Работа в группах.

На первых партах каждого ряда лежат листы определенного цвета с указанным количеством букв.

Задача обучающихся найти спрятанные буквы в классе и составить из них слово.

1 ряд - ищет 12 оранжевых букв - согласование

2 ряд - ищет 10   зеленых букв - управление

3 ряд -  ищет 10 розовых букв - примыкание

Самостоятельная работа.

Слайд 11

1. Приём «Собери предложение» + помощник

Замечательное, внимания, что, оно, особое, свойство, что, им, воле, подчинено, можно, им, можно, управлять, пользоваться, добра, в делах, как, и, равно, зла.

Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

2. Устно определите тип связи в словосочетаниях «замечательное свойство», «подчинено воле», «пользоваться равно». (согласование, управление, примыкание)

V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Слайд 12

  1. Упражнение 64.
  2. Составьте текст «Осенняя пора», включив в него словосочетания с различными видами подчинительной связи. (согласование, управление, примыкание).
  3. Составьте лингвистическую сказку по теме урока.

VI. Рефлексия

Запись на доске. Исходя из темы и цели нашего урока. Что мы делали сегодня, давайте вернёмся к началу урока.

  • Определяли признаки с/c;
  • Указывали типы связей в словосочетаниях;
  • Выписывали словосочетания из текста;
  • Находили главное и зависимое слово;

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из доске. слайд 13

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Я смог…

Слайд 14

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь,
Говорю я: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»

Если осталось время.

Прием «Анкетирование». (карточка синего цвета)

Предлагаю заполнить небольшую анкету, оценив свою работу на уроке.

  • Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я уверен, что не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Мои комментарии к уроку______________________________