Тип урока: урок «открытия нового знания» (с применением технологии деятельностного метода).
Цель урока: Способствовать формированию понятия об антонимах; научить использовать антонимы в речи, определять лексическое значение слов.
Задачи урока:
- Образовательные: совместно с обучающимися открыть новые знания, научиться подбирать антонимы к словам, пользоваться словарем антонимов.
- Развивающие:
- осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать сообразительность, мышление, внимание, память, умение работать с текстом; формировать умение работать в паре.
- Воспитательные:
- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
- воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки.
Ожидаемые образовательные результаты:
Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основа мирного поведения; способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Метапредметные: пользоваться словарями разных типов (толковые, антонимов), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму).
Предметные: знать определение антонимов, уметь подбирать антонимы к словам и находить их в тексте; устанавливать связь антонимов с многозначностью слов; наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.
Планируемые УУД:
- Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения.
- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели деятельности на уроке; планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проговаривание последовательность действий на уроке; высказывание своего предположения ( верного) на основе работы с материалом учебника.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Личностные УУД: определять границы собственного знания и незнания, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Программно-методическое обеспечение урока
Оборудование к уроку:
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Учебные принадлежности
Дидактический материал:
- Презентация к уроку
- Раздаточный материал: светофоры, конверты с заданиями для работы в парах .
Список литературы и интернет-ресурсов
1. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/ С.П.Казачкова, М.С.Умнова.- М.: Планета, 2012.
2. Кульневич С.В. Современный урок.-Вролгоград: Учитель, 2005.
3. Рабочие программы..Начальная школа. 2 класс. УМК «Школа России».
4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 2-го класса часть 1. М.: Просвещение, 2018 г.
5. Синякова В.А. Русский язык: методическое пособие: 2 класс /– М. : Москва- «ВАКО», 2016г.
6. Михайлова О.А. Словарь синонимов и антонимов русского языка – Москва:Изд.АСТ, 2017г.
Интернет
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru
2. Сеть творческих учителей, сообщество pedsovet.su › ... › Начальные классы › Русский язык
Цифровые образовательные ресурсы
1. Интерактивный тренажер
Используемые образовательные технологии:
- Личностно-ориентированная технология
- Технология деятельностного обучения
- Технология проблемно-диалогического обучения
- Технология критического мышления
- Информационно-коммуникативная технология
- Технология дифференцированного обучения
- Игровая технология
- Здоровьесберегающая технология
- Технология оценивания
Формы работы на уроке
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Работа в парах
- Коллективная
Методы обучения, применяемые на уроке:
1. По характеру познавательной деятельности:
- Наглядный
- Частично-поисковый
- Деятельностный
2. По источнику знаний:
- Словесный
- Практический
3. Методы постановки учебной задачи:
- Побуждающий от проблемной ситуации диалог
- Подводящий к теме диалог
- Метод создания ситуации успеха