Программа составлена на основе «Цветик-семицветик» программы интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей (Н.Ю.Куражева, Н.В.Вараева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова); «Играем и учимся» программы коррекционно-развивающих занятий (Аксенова А.И.).
Цель программы: создание условий для естественного психологического развития ребенка; мотивационная подготовка детей к школе через использование развивающих игр и упражнений.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций;
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения;
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, само регуляции, необходимых для успешного обучения в школе;
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
- Формирование позитивной мотивации к обучению;
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Результатом психологической работы в реализации программы является развитие у детей:
- Коммуникативных способностей, эмпатии, умения взаимодействовать в коллективе;
- Внимания, зрительной, слухоречевой памяти, мышления;
- Активизации воображения, пространственного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выстраивать последовательность действий и событий;
- Словарного запаса, развитие речи, умения формулировать свою мысль;
- Развитие саморегуляции, умения соблюдать правила, подчиняться требованиям, работать самостоятельно и по образцу.
Сроки реализации программы: программа включает 15 занятий, рассчитана на детей дошкольного возраста 6 -7 лет; занятия проводятся один раз в неделю, 1 занятие 25-30 минут.
В занятиях используется разнообразный наглядный и диагностический материал. Занятия проходят в различных формах: групповая, подгрупповая и индивидуальная работа, диагностические, игровые занятия, в ходе которых у дошкольника возникает эмоциональный настрой на учебу, формируется положительная учебная мотивация, развивается интерес к познанию, формируется потребность учиться, вырабатываются необходимые учебные навыки. Ребенок знакомится и осваивает правила поведения в школе, учится взаимодействовать с ровесниками.
Календарно-тематическое планирование
Неделя / |
Тема |
Цели |
Октябрь |
||
1 неделя |
Встреча на острове Здоровья |
Установление психологической атмосферы в группе, мотивации к занятиям |
Обследование готовности детей подготовительной группы к обучению в школе |
Определение уровня сформированности основных психических процессов для успешной адаптации к обучению в школе |
|
1 неделя/ 1 |
Создание «Лесной школы» |
Ознакомление со сказкой для дошкольной адаптации. |
2неделя /2 |
Букет для учителя |
Ознакомление со сказкой для дошкольной адаптации. |
3 неделя /3 |
Смешные страхи |
Ознакомление со сказкой для дошкольной адаптации. |
4 неделя/ 4 |
Школьные правила |
Ознакомление со сказкой для дошкольной адаптации. |
Ноябрь |
||
1 неделя /5 |
Белочкин сон |
Ознакомление со сказкой об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды. |
2 неделя /6 |
Волшебное яблоко (воровство) |
Ознакомление со сказкой об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды. |
3 неделя /7 |
Домашнее задание |
Ознакомление со сказкой об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды. |
4 неделя /8 |
Школьные оценки |
Ознакомление со сказкой об отношении учеников к урокам, к знаниям. |
Декабрь |
||
1 неделя /9 |
Ленивиц |
Ознакомление со сказкой об отношении учеников к урокам, к знаниям. Развитие памяти, внимания, мышления (работа в тетрадях) |
2 неделя /10 |
Списывание |
Ознакомление со сказкой об отношении учеников к урокам, к знаниям. |
3 неделя /11 |
Подсказка |
Ознакомление со сказкой об отношении учеников к урокам, к знаниям. |
4 неделя /12 |
Бабушкин помощник |
Ознакомление со сказкой о здоровье, в том числе психическом. |
Январь |
||
3 неделя /13 |
Обманный отдых |
Ознакомление со сказкой о здоровье, в том числе психическом. Развитие памяти, внимания, мышления (работа в тетрадях) |
4 неделя /14 |
Больной друг |
Ознакомление со сказкой о здоровье, в том числе психическом. Развитие памяти, внимания, мышления (работа в тетрадях) |
5 неделя /15 |
До свидания, Лесная школа! |
Обобщение знаний, умений, приобретенных в Лесной школе |
Апрель |
||
1 неделя |
Обследование готовности детей подготовительной группы к обучению в школе Семаго Н.Я., Семаго М.М. |
Определение уровня сформированности основных психических процессов для успешной адаптации к обучению в школе |
2 неделя |
||
3 неделя |
||
4 неделя |
Описание некоторых упражнений
Упражнение “Азбука хороших слов”
Педагог-психолог предлагает детям каждое занятие составлять азбуку хороших слов, то есть вспоминать добрые, хорошие слова на буквы алфавита, например, на букву “А” (аккуратный, ароматный, аппетитный, активный, авторитетный)
Упражнение “Подбери слова”
Педагог-психолог задает первый слог, к которому ученики должны подобрать другие слоги, чтобы получились разные слова.
Примеры:
Игра “Добрый вечер”
Педагог-психолог: Мне очень хочется пожелать всем доброго вечера. Всем – всем, каждому из вас! Добрый вечер, ребята! Я скажу слова: “Добрый вечер…” и назову кого-то из нашей группы. Те, кого я назову, ответят мне “добрый вечер”. Попробуем?
“добрый вечер всем мальчикам!”
“добрый вечер всем девочкам!”
“добрый вечер, всем тем, кто утром чистил зубы!” и т.д.
Последнее надо сказать: “добрый вечер, всем тем, кто хочет узнать, что-то новое” или “добрый вечер всем, кто пришел учиться”.
Игра “Внимание, разыскивается”
Педагог-психолог: “Представьте, что в нашей группе есть волшебное радио, которое передает сообщения о потерявшихся ребятах. Но вот, что интересно: все эти ребята находятся здесь! Вам надо только внимательно посмотреть вокруг и найти того, о ком передают сообщение. Итак, внимание – внимание! Разыскивается мальчик. У него темные волосы, серые глаза, синий свитер и т.д. Кто же это? Кто догадался, поднимите руку и ждите, пока я вас спрошу!”
Примеры занятий
Занятие 5. Белочкин сон
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка; мотивационная подготовка детей к школе через использование развивающих игр и упражнений.
Задачи:
- Образовательные: расширить представления детей об их обязанностях, в связи с подготовкой к школе; закрепить звукобуквенный анализ;
- Развивающие: продолжать развивать восприятие, память, внимание, мелкую моторику рук;
- Воспитательные: воспитывать аккуратность.
Материалы
Персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, игрушка Еж, портфель, школьные принадлежности, пиктограмма «Страх», пиктограмма «Удивление», фотографии людей, испытывающих удивление, игрушка Белочка.
Ход занятия
1. Ритуал начала занятия: Волшебный клубок.
2. Упражнение «Я рад тебя видеть!»
Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа...
3. Появление персонажа Белочки
Появляется Белочка и предлагает вспомнить название предыдущей сказки («Школьные правила»), приглашает детей отправиться с ней в путешествие на лесную поляну, где их ждет другая сказка.
Отправляемся гулять,
Вместе школу искать.
А дорога здесь трудна,
Без асфальта ведь она,
Вот извилистая тропка,
С нею справимся мы ловко.
Дружно за руки беритесь,
Только лишь не оступитесь,
Аккуратно проходите,
И к бревну вы подходите,
Ноги широко расставьте,
Друг за другом вы ступайте.
В школу лесную попадайте!
4. Сказка «Белочкин сон»
В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки…
Белочка целый вечер наводила порядок. Она перебирала школьные принадлежности и распределяла их по отделениям. Когда из портфеля ей удавалось извлечь игрушку или что-нибудь веселенькое, то Белочка забывала о своем серьезном деле и увлекалась игрой. Потом она вновь возвращалась к скучному занятию, но скоро ей это надоело, она с раздражением бросила портфель и воскликнула:
— Все, не хочу больше такого порядка! Пусть все будет, как было! Мне так больше нравится!
Повеселевшая от принятого решения. Белочка еще немного поиграла, пролистала книжку с яркими картинками и легла спать.
И снится нашей Белочке сон...
Тихо и осторожно вылезает из портфеля карандаш и чихает:
— Чхи, чхи, чхи! Ну надо же меня так засунуть, что я чуть не задохнулся! На самое дно запрятала!
— Это еще что? А я одним листочком в учебнике математики лежу, а другим — в русском языке! — пожаловалась тетрадка.
— Ха, удивили! — воскликнул ластик. — Посмотрите на меня! Я весь грязный, мною с платья липкую конфетку стирали!
— А ведь портфель — это дом для школьных предметов, — проворчали учебники.
— Не ожидала, что буду рядом с такими соседями, как грибы и всякие безделушки! — простонала шариковая ручка.
— Ничего. Терпите! Тоже мне важность — школьные предметы! — ответил крупный сушеный гриб.
— Мы красивее и веселее вас, хоть и «безделушки», — с обидой пропищали бантики.
Нас хозяйка больше всех любит! — продолжали орешки.
— Ах, это правда! — в один голос произнесли школьные предметы. — Если бы она нас любила, то по-другому относилась бы.
— Так может быть, пойдем искать другую школьницу или школьника, которые будут заботиться о нас, — предложил портфель.
— Наверное, это правильное решение! Собираемся в дорогу, — предложили учебники.
— Стойте! Возьмите и меня с собой! — взмолилось платье. — Когда меня только купили, я еще Белочке нравилось, а сейчас...
— И нас возьмите, пожалуйста! — попросили игрушки. — Нас она тоже не любит, мы сломаны и разбросаны.
— В путь!!! — скомандовал портфель. — Если мы не нужны Белочке...
— Нужны! Нужны! — закричала Белочка, вскакивая с кровати. — Прошу вас, останьтесь! Я о вас буду заботиться, любить! Простите меня, пожалуйста!
В комнате было тихо. Все вещи разбросаны по углам, портфель лежал на боку, из него вывалились тетрадки, учебники, ручки, карандаши.
«Неужели мне это приснилось? — подумала Белочка. — Или все произошло на самом деле?!»
Белочка растерянно оглядывала свои вещи, а потом осторожно, нежно стала их убирать на свои места, шепча и приговаривая:
— Милые мои, хорошие, останьтесь, я буду вас убирать, ухаживать за вами. Мне без вас очень, очень плохо...
Закончив уборку, Белочка вернулась в кровать.
Утром, когда мама Белочки вошла в детскую комнату, очень удивилась:
— Что произошло? Такого порядка я у тебя, доченька, никогда не видела!
— Мамочка! Я поняла, что вещи надо тоже любить! — улыбаясь, произнесла Белочка.
И ей показалось, что вместе с ней улыбается портфель со школьными предметами.
5. Обмен впечатлениями от услышанного
6. Игра «Составь картинку»
Прошу детей собрать картинку и догадаться, какое чувство на ней изображено.
7. Показ пиктограммы «Страх»
8. Беседа по чувству удивление
Затем изобразить на своем лице чувство страха, удивления: «Как вы думаете, оно будет долго длиться, или оно мгновенно возникает и быстро пропадает?.. Совершенно верно, оно неожиданно возникает и быстро исчезает. Показ детям пиктограммы «удивление». Давайте рассмотрим пиктограмму... Что же происходит с нашими лицами? С бровями?.. Правильно, они поднимаются вверх. С глазами?.. Они широко открываются. С губами?.. Они растягиваются и становятся похожими на букву «О». Удивление можно сравнить с быстрым прикосновением. Давайте передадим прикосновение по кругу. У вас замечательно получилось!»
9. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя. «А вот и вся семья» |
Поочередно пригибать пальчики к ладошке начиная с большого, |
10. Выполнение развивающих упражнений
Работа в тетрадях «Тетрадь с заданиями для развития детей», с.4-5.
11. Рефлексия. Ритуал прощания «Воздушный шар»
Встаньте в круг и представьте, что вы все воздушные шары, которые постепенно накачиваются воздухом…
Начали, медленно вдыхаем воздух, шар все больше и больше (одновременно руками показываем, какой большой шар получается). В шаре появилась дырочка! Медленно, с шумом выдыхаем, опускаем руки, садимся, «сжимаемся» (совсем маленький стал шар!)»
Спасибо всем. На этом наше занятие завершается. До свидания!
Занятие 6. Волшебное яблоко
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка; мотивационная подготовка детей к школе через использование развивающих игр и упражнений.
Задачи:
- Образовательные: расширить представления детей о внутригрупповых взаимоотношений; закрепить звукобуквенный анализ;
- Развивающие: развивать внимание, мышление, эмоциональную сферу, умение выступать публично, высказывать свое мнение;
- Воспитательные: воспитывать моральные и нравственные качества ребенка.
Материалы:
- Персонажи сказки,
- цветные карандаши,
- бланки с заданиями для детей,
- игрушка Еж,
- пиктограмма «Стыд»,
- мяч,
- конверт,
- разрезанная на несколько частей картинка с изображением яблока.
Ход занятия
1. Ритуал начала занятия: Волшебный клубок
2. Игра «Конверт»
В этом конверте находится интересное задание. «Если вы справитесь с этим заданием, тогда сможете разгадать название сегодняшней сказки»
Дети должны собрать картинку (работа в парах) и догадаться, как называется сказка.
3. Обмен впечатлениями
После игры дети делятся впечатлениями и попадают в лесную школу. Вспоминают, какую сказку слушали на прошлом занятии.
4. Сказка «Волшебное яблоко (воровство)»
В начале занятия я расскажу вам продолжение нашей сказки...
В Лесной школе на завтрак давали вкусные, сочные красные яблоки. Все ребята-зверята яблоки съели, а Волчонок положил свое в портфель: «Моя мама очень любит сладкие фрукты. Угощу свою мамочку» — подумал Волчонок.
Когда закончились уроки, ученики стали укладывать в портфель книжки и тетрадки. Волчонок, положив книжки, решил полюбоваться подарком для мамы. Но где же яблоко? Он стал искать его в портфеле, в парте, около парты... Нигде нет! Со слезами на глазах Волчонок спрашивал у своих друзей: «Вы не видели мое яблоко?»
— Нет!
— Нет! Нет! Не видели! — отвечали ученики. Волчонок заплакал. Это заметил Учитель-Еж.
— Что случилось? — спросил он.
— Пропало яблоко, — ответили ребята.
— Я его... хотел... маме... подарить... Она очень любит, — всхлипывал Волчонок. Еж понял, в чем дело:
— Да, плохо, что кто-то яблоко взял и съел. Но еще хуже, что яблоко-то было не простое, а волшебное. Да, да! Оно ведь было приготовлено для мамы в подарок от чистого сердца. А тот, кто такое яблоко съест, тот ослепнет, оглохнет и у него отвалится хвост.
Звери с испугом смотрели то на Учителя, то друг на друга.
— Что? Что? — спросил Лисенок. — Подойдите поближе, я плохо вижу! У меня хвост еще не отвалился? Это я съел яблоко.
Все ребята-зверята поняли, что это сделал Лисенок. Они были рады, что он сознался.
А Лисенок плакал. Ему было очень стыдно.
— Прости меня. Волчонок! Я очень люблю такие сладкие фрукты. Не удержался, — сказал Лисенок.
Волчонок простил друга.
На следующий день в Лесной школе на завтрак давали оранжевые, вкусно пахнущие апельсины. Лисенок очень их любил. Он понюхал свой апельсин, потрогал упругую кожицу и протянул Волчонку:
— Это для твоей мамы!
— А ты? — спросил Волчонок.
— Я потерплю, — прошептал Лисенок. Волчонок положил апельсин в портфель для мамы. А свой завтрак разделил поровну. Одну половину апельсина взял себе, а вторую отдал другу.
5. Обмен впечатлениями от услышанного
6. Игра «Составь картинку»
Дети должны собрать картинку и догадаться, какое чувство на ней изображено – пиктограмма с изображением стыда, вины. «Какое чувство испытывал лисенок?
Да, это чувство стыда.
Как вы думаете, что при этом происходило с его лицом?.. (Глаза прикрыты, на лице румянец.) С его телом?.. (Голова опущена, плечи сжаты.)»
7. Пальчиковая гимнастик звуки»
(определи и впиши в квадраты звуки соответствующих животных на картинке).
9. Выполнение развивающих упражнений
Работа в тетрадях «Тетрадь с заданиями для развития детей», с.5-6.
10. Рефлексия
Ритуал окончания занятия «Летит по небу шар»
Летит, летит по небу шар, по небу шар летит.
И знаем мы, что в небо шар от нас не улетит.
Далее заменяются по очереди слова движениями (летит – махи руками, шар – круг руками, небу – палец в небо).
Спасибо всем. На этом наше занятие завершается. До свидания!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Браткова М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослыми. – М.: Парадигма, 2013.
- Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А.Данилина. - М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006.
- Жукова Р.А. Игра как средство социального развития детей - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
- Лихачева Е.Н. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик». СПб.: Речь, 2004.
- Лесина С.В., Попова Г.П. Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. – изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2008.
- Семенака С.И. Педагогическая помощь детям с отклоняющимся поведением. Учебное пособие, 2019.
- Семенака С.И. «Уроки добра» Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет.» , 2004.
- Селищева Т.В., Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия /сост. Т.В.Селищева. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М.: ТЦ «Сфера», 2002.