Цель обмена опытом: особенности подготовки обучающихся к ЕГЭ по биологии.
К преподаванию предмета «Биология» в общеобразовательных классах училища олимпийского резерва предъявляются высокие требования. Обучающиеся занимаются олимпийскими видами спорта на уровне спортивного мастерства и спортивного совершенствования и потому должны приобрести глубокие и прочные знания по курсу анатомии и общей биологии, чтобы практически и осознано использовать их в тренировочном процессе.
Среди выпускников 11-х классов предмет «Биология» является одним из самых «выбираемых» экзаменов на ЕГЭ. По данным за последние три года ЕГЭ по биологии сдают от 64% до 82% выпускников. Экзамен выбирают мотивированные на изучение биологии обучающиеся, поступающие не только в профильные спортивные вузы, но и медицинские, МВА им. К.И.Скрябина, РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, на факультеты биологического и психологического профиля педагогических ВУЗов и университетов.
Контроль знаний - один из ответственных элементов учебно-воспитательного процесса, который выполняет многие функции: обучающая, развивающая, мотивационная (стимулирующая), ориентирующая и диагностическая. Особое значение имеет контролирующая функция. Формы традиционного экзамена значительно отличаются от ЕГЭ.
Одна из особенностей ФГОС – включение в образовательные программы предметные, метапредметные и личностные результаты. Новый стандарт изменяет понимание подготовки к выпускному экзамену: возможностью чётко выстроить взаимосвязь между формированием компетенций на уроке и их последующей проверкой в ходе итоговой аттестации.
В училище обучаются ребята, окончившие 7 классов различных общеобразовательных школ, из разных регионов России, с разной степенью базовой подготовки по предмету «Биология»: от отличной до неудовлетворительной.
При подготовки к выпускному экзамену у обучающихся объективно появляются трудности, связанные с «пробелами» знаний, полученных в основной школе.
Здесь важен переход учителя от простого контроля знаний к организующей деятельности, так как определённая часть обучающихся испытывает трудности в области самоорганизации. Задача учителя независимо от этапа школьного обучения создать условия для развития у обучающихся мотивации для планирования и реализации самостоятельной работы по предмету.
Форма ЕГЭ имеет процедурные особенности, незнание которых может привести к более низким результатам, поэтому необходимо формировать адекватное, реалистичное представление о выпускном экзамене. Перед педагогом выпускного класса возникает задача сформировать у обучающихся ценностно-смысловое отношение к экзамену.
В течение нескольких лет для подготовки к экзамену по биологии мы используем материалы системы «Статград» - это система дистанционной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, проводимая Московским институтом открытого образования и Московским центром непрерывного математического образования. С помощью системы СтатГрад мы получаем тексты тренировочных и диагностических работ по биологии и используем их для выявления «проблемных зон» в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Еще одной положительной особенностью диагностических материалов является то, что они структурированы в соответствии с требованиями ЕГЭ и ОГЭ.
Обучающиеся знакомятся с типами предлагаемых заданий, «правильной» последовательностью и формулировкой заданий в вариантах экзаменационной работы, и на экзамене построение КИМ не вызывает у них вопросов.
Регулярная работа с системой СтатГрад оказывает значительное влияние на повышение уровня знаний обучающихся. Для успешной подготовки к выпускному экзамену важно начинать выполнение диагностических работ в полном формате уже в сентябре. Объем учебного материала, повторение которого необходимо для успешной сдачи экзамена по биологии, предполагает достаточно длительный период подготовки.
Статистика выполнения определенных заданий диагностических и тренировочных работ дает возможность оперативно выделять «слабые» стороны овладения обучающимися предметным материалом. Учитель, работающий в выпускных классах, руководствуясь полученными данными, может направить повторение в нужное «русло» и оказать обучающимся грамотную методическую помощь в подготовке к экзамену.
В таблице нами приведены результаты выполнения диагностических работ по биологии в течение учебного года.
Таблица. Результаты выполнения диагностических работ по биологии в формате ЕГЭ по материалам системы СтатГрад
Сроки проведения работ | сентябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
май |
% выполнения работы |
48% |
54% |
68% |
81% |
85% |
Работы проводились во внеучебное время, и в их выполнении принимали участие только выпускники, выбравшие предмет «Биология» в качестве экзамена «по выбору».
После выполнения каждой работы проводился подробный анализ выявленных ошибок. Для ликвидации «пробелов» корректировался график подготовки к ЕГЭ, увеличивалось время повторения «западающей» темы, проводился более подробный разбор заданий тематического блока. Особое внимание уделялось совместному поиску путей выполнения заданий со свободным развернутым ответом, требующим от обучающихся умений обоснованно, кратко и логично излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике.
Такая систематическая работа позволила в течение учебного года практически в два раза улучшить качество выполнения проверочных работ.
Результаты Единого государственного экзамена по «Биологии» подтвердили требуемый ФГОСом уровень освоения программы по биологии: 85% участников ЕГЭ набрали количество баллов, необходимое для поступления в высшие учебные заведения.