Урок по специальности «Фортепиано» во 2-м классе детской школы искусств «Работа над произведениями технического плана»

Разделы: Музыка

Класс: 2

Ключевые слова: музыка


Описание. Предлагаю урок с обучающейся второго класса фортепианного отделения Мельниковой Полиной - 10 лет. Полина имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, хорошую музыкальную память. Быстро охватывает новый музыкальный материал и учит наизусть  Эмоционально отзывчива на музыку. Увлекающаяся натура. Отлично учится по всем предметам в музыкальной школе, успевает на «хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на сцене, хорошо справляется с эстрадным волнением. Может продуктивно работать самостоятельно.

Данный урок может быть полезным начинающим преподавателям по специальности по преодолению затруднений при игре в произведениях технического плана.

Предмет: "Фортепиано".

Класс: второй.

Тип занятия: урок – отработка технических навыков в упражнениях, гаммах, этюдах  и пьесах технического плана.

Форма урока: индивидуальная.

Цель урока: Воспитание у обучающейся художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, а также привитие самостоятельности при разучивании произведения технического плана.

Задачи урока:

  • познакомить обучающегося с техническими приёмами и отработать их в конкретных произведениях;
  • воспитывать в обучающемся волю для достижения положительных результатов в труде;

образовательные:

  • расширить музыкальный кругозор и впечатлений обучающейся;
  • искать рациональные приемы игры на фортепиано;
  • научить грамотно прочитывать нотный текст;
  • продолжить знакомство с Этюдами К.Черни;
  • продолжить знакомство с Бирюльками С.Майкапара.

развивающие:

  • развивать музыкально-образное мышление, расширение кругозора;
  • развивать двигательно-игровые навыки;
  • совершенствовать навык игры по нотам;
  • развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать инициативу в творчестве;
  • развивать самостоятельность в работе;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету и инструменту;
  • воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;
  • воспитывать ответственность за результаты своего труда;
  • воспитывать контроль за своими действиями;
  • воспитывать культуру поведения за инструментом.

Оборудование: инструмент фортепиано, стул, подставка под ноги

Ноты музыкальных произведений

  • Упражнения Шарля Ганона (№№ 1,2);
  • Гаммы, арпеджио, аккорды (C - dur, a - moll);
  • Карл Черни, этюд.

Ожидаемый результат. Учащаяся познакомится с приёмами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей.

План урока

1. Организационный момент

Вступительное слово. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи — 1 мин.

Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:

  • формирование двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений;
  • организация навыка игры по нотам;
  • воспитание музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.

Без хорошего развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.

2. Основная часть урока — 35 мин.

а) Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса — 2 мин.

б) Проверка качества выполнения домашнего задания — 4 мин.

в) Игра упражнений и гамм - 7 мин.

г) Работа над музыкальными произведениями — 20 мин.

3. Усвоение материала — 5 мин.

4. Заключительная часть

Оценка.

Домашнее задание — 4 мин.

Рефлексия. Подведение итогов — 2 мин.

Приёмы и методы работы на уроке:

  • словесный (беседа, объяснение),
  • наглядный (слушание музыки,  игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач)
  • творческий (решение пианистических и художественных задач)
  • показательный (игра выученного нотного текста)
  • игровой метод
  • метод самостоятельной работы ( побуждение к самоконтролю и самооценке в процессе игры)
  • метод анализа и синтеза (одобрение и поощрение успехов учащейся с целью стимуляции ее интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность)

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие, сообщение темы урока, психологический настрой учащейся постановка учебной задачи.

2. Основная часть урока

Упражнения на освобождение тела обучающегося от зажимов (для кисти и пальцев, суставов, корпуса ( вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя, гаммообразные упражнения – аккорды, арпеджио)

Упражнения развивают активность пальцев, освобождают суставы, шею, корпус тела.

Приём работы: объяснительно-показательный.

Проверка качества выполнения домашнего задания

Обучающийся показывает преподавателю выполнение домашнего задания:

1) играет упражнения Ш.Ганона, Этюд стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающегося);

2) показ обучающимся гамм C-dur, a-moll: темп и все условия сохраняются, как в упражнениях Ш.Ганона, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.

Методы и приемы работы:

- метод контроля за исполнением упражнений и гамм,

- предложение преподавателя отшлифовать приём игры упражнений на крышке инструмента для углубления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении,

- рассмотрение проведённой работы,

- самокритика и критика исполнения,

- одобрение за моменты достойного исполнения программы.

Игра гамм

При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на точное подкладывание первого пальца : верный разворот руки, её собранность, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна точно выученная аппликатура. При тщательной работе в первом и втором классах, при регулярном закреплении навыка игры гамм и упражнений навык твердого исполнения сохраняется. В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы интенсивные, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Задача - исполнить аккорды торжественно, не суетливо, с достоинством.

Методы и приемы работы: те же, что и в упражнениях.

Работа над этюдом

Проигрывание в классе, как на сцене. Самоанализ исполнения этюда, замечания преподавателя.

Методы и приёмы работы: исполнение по крышке инструмента цепкими пальцами в сдержанном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают.

Если есть ритмические неточности (например:

а) в начале каждого такта опаздывание левой руки на слабую долю, причина — непонимание обучающимся длины временного звучания длительности нот;

б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина — слабость 1 и 5 пальцев руки, неверное распределение нагрузки на пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов;

в) неровность в гаммах, причина — отсутствует работа по укреплению пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе не выполняется при выполнении домашнего задания).

Работа над пьесой

Прежде, чем исполнить пьесу, необходимо выучить нотный текст.

Приёмы работы: работа над музыкальными фрагментами (особенно над левой рукой- придать игре особое значение ритмическим акцентам, уколам и мимолетным подчеркиваниям до темпераментных и властных ударений, стараться избегать рыхлости пальцев), игра каждой рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках), приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев. Учащаяся при такой работе находит подходящие для исполнения движения рук и корпуса, удобную аппликатуру, запоминает их. Здесь важен показ преподавателя техники и приёмов игры с тем, чтобы обучающаяся опробовала их на практике, находила свои позиции в игре, включала внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть пока медленный, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз должна отработать в самостоятельных домашних занятиях.

Если отработаны отдельные фразы, отрывки, выучены связки во фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающаяся сама может выразить для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.

Приемы и методы работы:

- метод проверки за исполнением,

- предложение проработать приём игры staccato на крышке инструмента для обострения звучности и выравнивания звуков,

- анализ проведённой работы,

- полезная самокритика и критика исполнения,

- одобрение за достойные моменты исполнения пьесы.

Домашнее задание

1. Новое упражнение Ш.Ганона (№3) отработать на крышке инструмента в медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе. Знания о работе над упражнениями у обучающегося имеются из собственного опыта работы. Продолжать работу над уже выученными упражнениями.

2. Этюд. Отработать гаммы, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда, взятие кульминационного аккорда. Продолжать работу над этюдами К.Черни.

3. Пьеса. Проработать прием staccato в левой руке, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части.

3. Заключительная часть

Рефлексия

Разговор с обучающейся, что понравилось на уроке, почему. Что она хотела бы исправить.

Методическая литература

  1. Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка». 1995.
  2. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.: 1993.

Нотная литература

  1. А.Николаева «Школа игры на фортепиано».
  2. К.Черни. 160 восьмитактовых упражнений, опус 821.
  3. Ш.Ганон. Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья, изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 2002.