Цели деятельности учителя:
- Продолжить работу над произведениями живописи;
- Учить чувствовать и понимать те переживания, которыми делиться с нами художник;
- Показать содержательность картины не только в содержании, но и в названии;
- Развивать устную речь учащихся, наблюдательность.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные результаты:
- Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Метапредметны результаты:
Познавательные УУД:
- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
- находит необходимую информацию в предложенной учителем дополнительной литературе;
- умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
- определяет главное впечатление художника.
Регулятивные УУД:
- учится высказывать своё предположение;
- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые инструменты;
- оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные УУД:
- правильно выстраивает предложения;
- обосновывает высказанное суждение;
- старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в группе.
Предметные результаты: Научиться почувствовать и понять те переживания, которыми делится с нами художник.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая и парная работы.
Оборудование: проектор, мультимедийная установка, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент
- На улице сегодня тепло и солнечно, и мне бы хотелось, что бы также солнечно и тепло было на нашем уроке.
2. Актуализация знаний
Продолжи предложение (слайд 2).
1. Произведение живописи в красках называется ... (картина).
2. Картина, воспроизведённая типографским способом, называется ... (репродукция).
3. Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание, называется ... (иллюстрация).
4. Пейзажем называется изображение ... (природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном произведении).
5. Художник, который пишет пейзажные картины, называется ... (пейзажист).
- Исходя из тех слов, которые мы дополнили, какая тема нашего урока? (Работа с картиной.)
- Как называется художник, который изображает природу?
- Что у нас находится в Музейном Доме? (Репродукции.)
- А в музее? (Картины.)
- А в тексте русского языка? (Иллюстрации.)
3. Постановка темы и целей урока
- Откройте учебник на стр. 21 и прочитайте тему урока (слайд 3).
- Исходя из темы урока, чему мы будем учиться?
Начнем мы работу с репродукции картины Аркадия Рылова «Зелёный шум». Так же будем проводить сравнительный анализ картин Аркадия Рылова «Зелёный шум» и Клода Моне «Прогулка».
- Какие цели мы можем поставить на сегодняшний урок? (Слайд 4)
- Познакомиться с биографией Аркадия Рылова;
- Проводить сравнительный анализ картин;
- А третью задачу придумайте каждый сам для себя.
4. Слово о художнике Аркадии Александровиче Рылове
В историю русской живописи А.А.Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей - "Зеленый шум" и "В голубом просторе", хотя наследие оставил большое и очень высокого художественного уровня.
В 1904 г. появился "Зеленый шум". Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга.
Он вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. В своей мастерской он устроил уголок леса. Тут без клетки жили птицы - зарянки, крапивники, корольки, поползни, чайка, кулик-бекас... Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Здесь же было два муравейника. У Рылова жили еще зайцы, белки, мартышка Манька и другие животные. Не боялись его и многие пугливые звери и птицы, без страха приходили и прилетали в его летнюю лесную мастерскую. "Рыловых природой отпускается очень, очень скупо", - писал друг художника М.В.Нестеров.
5. Восприятие картины. «Вход» в картину
(Слайд 5)
- Давайте вспомним с вами уроки окружающего мира на тему «Органы чувств».
- Кто мне напомнит, что такое «органы чувств»?
- Сколько всего органов чувств? Назовите их. (Слайд 6)
- Что мы можем услышать, понюхать, попробовать, до чего дотронуться, что увидеть?
- Сейчас я вам предлагаю стать маленькими исследователями и поиграть в игру «Тренируй свои чувства».
Игра «Тренируй свои чувства».
- У вас на партах стоят тарелочки, на которых лежат разные объекты, которые мы будем исследовать. Попробуйте кусочек яблока.
- Что вы ощутили на вкус?
- Возьмите в руки шишку и ощутите, какая у неё поверхность. Что ощутили?
- Возьмите в руки веточку ели и поднесите к носу. Какой аромат?
- Свой орган слуха мы проверим с помощью музыки. Закройте глаза и попробуйте представить картину, которая возникает во время прослушивания. (Прослушивание мелодии Антонио Вивальди «Времена года» «лето».)
- Какие звуки можно было услышать?(Приближающейся грозы, шум листвы, плеск воды…)
- Приятно было слышать? Мы максимально настроили все свои органы чувств.
- А сейчас скажите, что вы видите своим органом зрения?
- А теперь мы переходим к следующему этапу. Все мы сегодня будем волшебниками. Мы войдем в картину и ощутим каждый объект определённым органом чувств.
- Возьмите учебник литературного чтения, и откройте картину «Зелёный шум » Аркадия Рылова. У кого нет учебника, может смотреть на слайд. (Слайд 7)
- Какие объекты вы видите на картине? У каждого волшебника есть свои слова-помощники: на картине можно увидеть, можно потрогать, можно услышать, можно понюхать.
6. Анализ картины
- Посмотрите на картину внимательно и ответьте на вопросы.
- Художник видит только то, что пред его глазами, или и то, что очень далеко от него? (Художник видит то, что очень далеко от него, судя потому, что на заднем плане нарисовано озеро и поля.)
- Какое время года изобразил художник? (Художник изобразил первые дни осени, когда деревья начинают скидывать с себя листья, листья начинают менять свой окрас, когда ветер начинает дуть еще сильнее, чем обычно, это еще по темному цвету облаков).
- Мы, волшебники, использовали какого помощника? (Можно увидеть).
- Какие деревья написал художник в этой картине? (Берёзы, ели, дуб).
- Как вам кажется день изображен на полотне художника солнечным или пасмурным, жарким или прохладным, ветреным или тихим? (День изображен солнечным и немного пасмурным, прохладным, так как на картине изображен ветре.)
- Ребята скажите, что вам помогает увидеть и ощутить ветер? (Помогают увидеть ветер облака, как он их гонит, как наклоняются ветви от ветра, и как от ветра с деревьев сыпятся листья).
- А теперь представьте себе, как полетел берёзовый листочек, подхваченный ветром. Давайте сейчас возьмем свои листочки и подуем на них. Мы, волшебники, использовали какого помощника? (Можно потрогать).
- Ребята, о чём говорится в названии картины? (В названии картины говорится о том, как ветер наклоняет ветви деревьев, как он срывает листья).
- Как вы думаете, название картины выражает её тему или главное впечатление художника? (Название картины полностью выражает её тему и главное впечатление художника).
7. Сравнительный анализ двух картин
- Ребята, давайте вернёмся к картине прошлого урока «Прогулка» художника Клода Моне и сравним её с картиной Аркадия Рылова. (Слайд 8)
- Где находился французский художник, когда рисовал даму с ребёнком - на возвышении или на низине? (Художник находился во время написания картины в низине, так как дама с ребёнком находятся на возвышении).
-А где находился русский художник, когда писал свой пейзаж? (Русский художник находился на возвышении во время написания пейзажа, так как пейзаж изображен на картине немного ниже).
- Художники изобразили одно и то же время года или разное? (Художники изобразили на картинах одно время года).
- Похожа ли погода в их картинах? (Похожа).
- В чём же это сходство? (Это сходство в цвете облаков, в цвете травы, в ветре который быстро несет облака).
- Рассмотри, как падает тень от фигуры дамы на картине Моне. Сможешь определить, с какой стороны расположено солнце? (Солнце расположено над головой дамы с правой стороны).
- А теперь обрати внимание, как падают тени от деревьев на картине Рылова. Определи, с какой стороны светит солнце. (Солнце светит с левой стороны).
- Видно ли на картине Клода Моне, в какую сторону дует ветер? (На картине Клода Моне видно, что ветер дует справа налево).
- А как узнать о направлении ветра на картине Аркадия Рылова? (Направление ветра можно увидеть по кронам деревьев, он дует слева на право).
- Так как мы с вами сегодня волшебники и находимся в картине, то можем услышать шум ветра – услышать звуки, которыми он наполнен?
- А почувствовать запахи, принесённые ветром?
- Какими похожими впечатлениями делятся с нами художники?
Физминутка
8. Зачитывание сочинений по картине Клода Моне «Прогулка»
- На прошлом уроке вы написали сочинение по картине Клода Моне «Прогулка». Кто хочет зачитать?
9. Закрепление пройденного материала
1). Работа в группах.
(Слайд 9)
Задание 1, 2, 3 группе.
Назовите чувства, характер картины Аркадия Рылова «Зелёный шум». На листах записаны названия чувств – выберете только те, которые испытываете вы, когда смотрите на картину.
Волнение |
Радость |
Задание 1 группе. (Слайд 10)
Вставьте подходящие по смыслу слова в предложениях.
1. Художник выбрал ______________ уголок природы.
- уютный
- красивый
- тихий
2. В этой картине Аркадий Рылов сумел создать атмосферу _________________.
- печали и грусти
- движения и полёта
- радости и восхищения
3. Картина вызывает чувство ___________________ русской природой.
- восхищения
- летнего праздника
- уныния и тоски
Задание 2 группе.
Работа с деформированным текстом. Использования платформы LearningApps.org
ВПИШИТЕ В ПРОПУСКИ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА:
На картине ___________"Зелёный шум" изображен ветреный _________день. Деревья, стоящие на крутом берегу, так и гнутся под________________________. Их _____________шумит и трепещет. Тоненькие молодые ___________как будто хотят оторваться от земли и улететь вместе с ветром, но им не разрешают взрослые деревья. Облака просят мать-березу отпустить детей, но она не соглашается. Деревья шумят и спорят все____________________.
На втором плане маленькие ________под парусами несутся по широкой реке. Сильный ветер несет их легко, будто________. Даже облака не могут их догнать.
Эта картина вызывает у меня чувство _______природой, ее красотой и могуществом.
Слова для справок: летний, листва, Аркадия Рылова, порывами сильного ветра, перышки, березки, громче и громче, лодочки, восхищения.
Образец текста.
На картине Аркадия Рылова "Зелёный шум" изображен ветреный летний день. Деревья, стоящие на крутом берегу, так и гнутся под порывами сильного ветра. Их листва шумит и трепещет. Тоненькие молодые березки как будто хотят оторваться от земли и улететь вместе с ветром, но им не разрешают взрослые деревья. Облака просят мать-березу отпустить детей, но она не соглашается. Деревья шумят и спорят все громче и громче.
На втором плане маленькие лодочки под парусами несутся по широкой реке. Сильный ветер несет их легко, будто перышки. Даже облака не могут их догнать.
Эта картина вызывает у меня чувство восхищения природой, ее красотой и могуществом.
Задание 3 группе.
1. Вставьте пропущенные буквы
П_йзаж нап_лняет душу чувством восхищения. Художник открывает нам красоту л..тнего дня, призывает нас насл_диться яркими красками скромного п_йзажа. А.А.Рылов сумел с_здать уд_вительно трогательный образ д_рогой сер_цу каждого ру_кого человека родной природы.
2). Выступление групп.
3). Фронтальная работа.
РАССТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПРАВИЛЬНОМ ПОРЯДКЕ:
□ Картина Зеленый шум Аркадия Рылова очень интересна и вызывает бурю эмоций.
□ Хочется любоваться сочными красками, широкой водной гладью, что виднеется на втором плане, красотой и стройностью берез, чьи ветви развеваются на ветру.
□ Смотришь на нее и первое ощущение самое прекрасное.
□ Когда я смотрю на картину, мне кажется, что я нахожусь там, и мое лицо обдают потоки ветра.
□ Мой слух наслаждается музыкой, что создает оркестр зеленого шума и дуновения ветра, а в голове вертятся прекрасные слова из стихотворения Некрасова под одноименным названием «Зеленый шум».
□ Я стою на возвышенности и не могу оторвать свой взгляд от надвигающейся стихии.
Картина Зеленый шум Аркадия Рылова очень интересна и вызывает бурю эмоций. Смотришь на нее и первое ощущение самое прекрасное. Хочется любоваться сочными красками, широкой водной гладью, что виднеется на втором плане, красотой и стройностью берез, чьи ветви развеваются на ветру. Когда я смотрю на картину, мне кажется, что я нахожусь там, и мое лицо обдают потоки ветра. Я стою на возвышенности и не могу оторвать свой взгляд от надвигающейся стихии. Мой слух наслаждается музыкой, что создает оркестр зеленого шума и дуновения ветра, а в голове вертятся прекрасные слова из стихотворения Некрасова под одноименным названием «Зеленый шум».
10. Итог урока
11. Домашнее задание
Найти стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Зелёный шум». Определить сходство и различие между картиной и стихотворением.