Сравнительный анализ двух картин Аркадия Рылова «Зелёный шум» и Клода Моне «Прогулка»

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: Аркадий Рылов, «Зеленый шум»


Цели деятельности учителя:

  • Продолжить работу над произведениями живописи;
  • Учить чувствовать и понимать те переживания, которыми делиться с нами художник;
  • Показать содержательность картины не только в содержании, но и в названии;
  • Развивать устную речь учащихся, наблюдательность.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные результаты:

  • Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметны результаты:

Познавательные УУД:

  • сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
  • находит необходимую информацию в предложенной учителем дополнительной литературе;
  • умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
  • определяет главное впечатление художника.

Регулятивные УУД:

  • учится высказывать своё предположение;
  • умеет работать по предложенному плану, используя необходимые инструменты;
  • оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.

Коммуникативные УУД:

  • правильно выстраивает предложения;
  • обосновывает высказанное суждение;
  • старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в группе.

Предметные результаты: Научиться почувствовать и понять те переживания, которыми делится с нами художник.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая и парная работы.

Оборудование: проектор, мультимедийная установка, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент

- На улице сегодня тепло и солнечно, и мне бы хотелось, что бы также солнечно и тепло было на нашем уроке.

2. Актуализация знаний

Продолжи предложение (слайд 2).

1. Произведение живописи в красках называется ... (картина).

2. Картина, воспроизведённая типографским способом, называется ... (репродукция).

3. Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание, называется ... (иллюстрация).

4.  Пейзажем называется изображение ... (природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном произведении).

5. Художник, который пишет пейзажные картины, называется ... (пейзажист).

- Исходя из тех слов, которые мы дополнили, какая тема нашего урока? (Работа с картиной.)

- Как называется художник, который изображает природу?

- Что у нас находится в Музейном Доме? (Репродукции.)

- А в музее? (Картины.)

- А в тексте русского языка? (Иллюстрации.)

3. Постановка темы и целей урока

- Откройте учебник на стр. 21 и прочитайте тему урока (слайд 3).

- Исходя из темы урока, чему мы будем учиться?

Начнем  мы работу с репродукции картины Аркадия Рылова «Зелёный шум». Так же будем проводить сравнительный анализ картин Аркадия Рылова «Зелёный шум» и  Клода Моне «Прогулка».

- Какие цели мы можем поставить на сегодняшний урок? (Слайд 4)

- Познакомиться с биографией Аркадия Рылова;

- Проводить сравнительный анализ картин;

- А третью задачу придумайте каждый сам для себя.

4. Слово о художнике Аркадии Александровиче Рылове

В историю русской живописи А.А.Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей - "Зеленый шум" и "В голубом просторе", хотя наследие оставил большое и очень высокого художественного уровня.

В 1904 г. появился "Зеленый шум". Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга.

Он вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. В своей мастерской он устроил уголок леса. Тут без клетки жили птицы - зарянки, крапивники, корольки, поползни, чайка, кулик-бекас... Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Здесь же было два муравейника. У Рылова жили еще зайцы, белки, мартышка Манька и другие животные. Не боялись его и многие пугливые звери и птицы, без страха приходили и прилетали в его летнюю лесную мастерскую. "Рыловых природой отпускается очень, очень скупо", - писал друг художника М.В.Нестеров.

5. Восприятие картины. «Вход» в картину

(Слайд 5)

- Давайте вспомним  с вами уроки окружающего мира на тему «Органы чувств».

- Кто мне напомнит, что такое «органы чувств»?

- Сколько всего органов чувств? Назовите их. (Слайд 6)

- Что мы можем услышать, понюхать, попробовать, до чего дотронуться, что увидеть?

- Сейчас я вам предлагаю стать маленькими исследователями и поиграть в игру «Тренируй свои чувства».

Игра «Тренируй свои чувства».

- У вас на партах стоят тарелочки, на которых лежат разные объекты, которые мы будем исследовать. Попробуйте кусочек яблока.

- Что вы ощутили на вкус?

- Возьмите в руки шишку и ощутите, какая у неё поверхность. Что ощутили?

- Возьмите в руки веточку ели и поднесите к носу. Какой аромат?

- Свой орган слуха мы проверим с помощью музыки. Закройте глаза и попробуйте представить картину, которая возникает во время прослушивания. (Прослушивание мелодии Антонио Вивальди «Времена года» «лето».)

- Какие звуки можно было услышать?(Приближающейся грозы, шум листвы, плеск воды…)

- Приятно было слышать? Мы максимально настроили все свои органы чувств.

- А сейчас скажите, что вы видите своим органом зрения?

- А теперь мы переходим к следующему этапу. Все мы сегодня будем волшебниками. Мы войдем в картину и ощутим каждый объект определённым органом чувств.

- Возьмите учебник литературного чтения, и откройте картину «Зелёный шум » Аркадия Рылова. У кого нет учебника, может смотреть на слайд. (Слайд 7)

- Какие объекты вы видите на картине? У каждого волшебника есть свои слова-помощники: на картине можно увидеть, можно потрогать, можно услышать, можно понюхать.

6. Анализ картины

- Посмотрите на картину внимательно и ответьте на вопросы.

- Художник видит только то, что пред его глазами, или и то, что очень далеко от него? (Художник видит то,  что очень далеко от него, судя потому, что на заднем плане нарисовано озеро и поля.)

- Какое время года изобразил художник? (Художник изобразил первые дни осени, когда деревья начинают  скидывать с себя листья, листья начинают менять свой окрас, когда ветер начинает дуть еще сильнее, чем обычно, это еще по темному  цвету облаков).

- Мы, волшебники, использовали какого помощника? (Можно увидеть).

- Какие деревья написал художник в этой картине? (Берёзы, ели, дуб).

- Как вам кажется день изображен на полотне художника солнечным  или пасмурным, жарким или прохладным, ветреным или тихим? (День изображен солнечным и немного пасмурным, прохладным, так как на картине изображен ветре.)

- Ребята скажите, что вам помогает увидеть и ощутить  ветер? (Помогают увидеть ветер облака, как он их гонит, как наклоняются ветви от ветра, и как от ветра с деревьев сыпятся листья).

- А теперь представьте себе, как  полетел берёзовый листочек, подхваченный ветром. Давайте сейчас возьмем свои листочки и подуем на них.  Мы, волшебники, использовали какого помощника? (Можно потрогать).

- Ребята, о чём говорится в названии картины? (В названии картины говорится о том, как ветер наклоняет ветви деревьев, как он срывает листья).

- Как вы думаете, название картины выражает её тему или главное впечатление художника? (Название картины полностью выражает её тему и главное впечатление художника).

7. Сравнительный анализ двух картин

- Ребята, давайте вернёмся к картине прошлого урока  «Прогулка»  художника Клода Моне и сравним её с картиной Аркадия Рылова. (Слайд 8)

- Где находился французский художник, когда рисовал даму с ребёнком - на возвышении или на низине? (Художник находился во время написания картины в низине, так как дама с ребёнком находятся на возвышении).

-А где находился русский художник, когда писал свой пейзаж? (Русский художник находился на возвышении во время написания пейзажа, так как пейзаж изображен на картине немного ниже).

- Художники изобразили одно и то же время года или разное? (Художники изобразили на картинах одно  время года).

- Похожа ли погода в их картинах? (Похожа).

- В чём же это сходство? (Это сходство в цвете облаков, в цвете травы, в ветре который быстро несет облака).

- Рассмотри, как падает тень от фигуры дамы на картине Моне. Сможешь определить, с какой стороны расположено солнце? (Солнце расположено над головой дамы с правой стороны).

- А теперь обрати внимание, как падают тени от деревьев на картине Рылова. Определи, с какой стороны светит солнце.  (Солнце светит с левой стороны).

- Видно ли на картине Клода Моне, в какую сторону дует ветер? (На картине Клода Моне видно, что ветер дует справа налево).

- А как узнать о направлении ветра на картине Аркадия Рылова? (Направление ветра можно увидеть по кронам деревьев, он дует слева на право).

- Так как мы с вами сегодня волшебники и находимся в картине, то можем услышать шум ветра – услышать звуки, которыми он наполнен?

- А почувствовать запахи, принесённые ветром?

- Какими похожими впечатлениями делятся с нами художники?

Физминутка

8. Зачитывание сочинений по картине Клода Моне «Прогулка»

- На прошлом уроке вы написали сочинение по картине Клода Моне «Прогулка». Кто хочет зачитать?

9. Закрепление пройденного материала

1). Работа в группах.

(Слайд 9)

Задание 1, 2, 3 группе.

Назовите чувства, характер картины Аркадия Рылова «Зелёный шум». На листах записаны названия чувств – выберете только те, которые испытываете вы, когда смотрите на картину.

Волнение  
Беспокойство
Испуг
Грусть
Восхищение

Радость
Восторг
Удивление
Интерес

Задание 1 группе. (Слайд 10)

Вставьте подходящие по смыслу слова в предложениях.

1. Художник выбрал ______________ уголок природы.

  • уютный
  • красивый
  • тихий

2. В этой картине Аркадий Рылов сумел создать атмосферу _________________.

  • печали и грусти
  • движения и полёта
  • радости и восхищения

3. Картина вызывает чувство ___________________ русской природой.

  • восхищения
  • летнего праздника
  • уныния и тоски

Задание 2 группе.

Работа с деформированным текстом. Использования платформы LearningApps.org

ВПИШИТЕ В ПРОПУСКИ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА:

На картине ___________"Зелёный шум" изображен ветреный _________день. Деревья, стоящие на крутом берегу, так и гнутся под________________________.  Их _____________шумит и трепещет. Тоненькие молодые ___________как будто хотят оторваться от земли и улететь вместе с ветром, но им не разрешают взрослые деревья. Облака просят мать-березу отпустить детей, но она не соглашается. Деревья шумят и спорят все____________________.

На втором плане маленькие ________под парусами несутся по широкой реке. Сильный ветер несет их легко, будто________. Даже облака не могут их догнать.

Эта картина вызывает у меня чувство _______природой, ее красотой и могуществом.

Слова для справок: летний, листва, Аркадия Рылова, порывами сильного ветра, перышки, березки, громче и громче, лодочки, восхищения.

Образец текста.

На картине Аркадия Рылова "Зелёный шум" изображен ветреный летний день. Деревья, стоящие на крутом берегу, так и гнутся под порывами сильного ветра. Их листва шумит и трепещет. Тоненькие молодые березки как будто хотят оторваться от земли и улететь вместе с ветром, но им не разрешают взрослые деревья. Облака просят мать-березу отпустить детей, но она не соглашается. Деревья шумят и спорят все громче и громче.

На втором плане маленькие лодочки под парусами несутся по широкой реке. Сильный ветер несет их легко, будто перышки. Даже облака не могут их догнать.

Эта картина вызывает у меня чувство восхищения природой, ее красотой и могуществом.

Задание 3 группе.

1. Вставьте пропущенные буквы

П_йзаж нап_лняет душу чувством восхищения. Художник открывает нам красоту л..тнего дня, призывает нас насл_диться яркими красками скромного п_йзажа. А.А.Рылов сумел с_здать уд_вительно трогательный образ д_рогой сер_цу каждого ру_кого человека родной природы.

2). Выступление групп.

3). Фронтальная работа.

РАССТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПРАВИЛЬНОМ ПОРЯДКЕ:

□ Картина Зеленый шум Аркадия Рылова очень интересна и вызывает бурю эмоций.

□ Хочется любоваться сочными красками, широкой водной гладью, что виднеется на втором плане, красотой и стройностью берез, чьи ветви развеваются на ветру.

□ Смотришь на нее и первое ощущение самое прекрасное.

□ Когда я смотрю на картину, мне кажется, что я нахожусь там, и мое лицо обдают потоки ветра.

□ Мой слух наслаждается музыкой, что создает оркестр зеленого шума и дуновения ветра, а в голове вертятся прекрасные слова из стихотворения Некрасова под одноименным названием «Зеленый шум».

□ Я стою на возвышенности и не могу оторвать свой взгляд от надвигающейся стихии.

Картина Зеленый шум Аркадия Рылова очень интересна и вызывает бурю эмоций. Смотришь на нее и первое ощущение самое прекрасное. Хочется любоваться сочными красками, широкой водной гладью, что виднеется на втором плане, красотой и стройностью берез, чьи ветви развеваются на ветру. Когда я смотрю на картину, мне кажется, что я нахожусь там, и мое лицо обдают потоки ветра. Я стою на возвышенности и не могу оторвать свой взгляд от надвигающейся стихии. Мой слух наслаждается музыкой, что создает оркестр зеленого шума и дуновения ветра, а в голове вертятся прекрасные слова из стихотворения Некрасова под одноименным названием «Зеленый шум».

10. Итог урока

11. Домашнее задание

Найти стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Зелёный шум». Определить сходство и различие между картиной и стихотворением.