Аналитический этап, посвященный анализу изменений, которые произошли в интересе старших школьников к математике под влиянием Интернет-технологий, используемые в процессе обучения.
В современном уроке компьютер играет большую роль, позволяя сделать сложную науку математику более доступной. Использование интернет-технологий на любом этапе учебной деятельности в процессе проведения преобразующего этапа опытной работы позволило сделать уроки математики, не похожими друг на друга. После проведенных уроков, с использованием интернет-технологий, мы прежде всего провели анкету, направленную на изменение интереса к математике у старших классов с использованием интернет-технологий.
В анкете был поставлен вопрос, по оцениванию частоты использования интернет-технологий на уроках математики. Результаты обработки представлены в таблице №1.
Таблица 1
Частота использование интернет-технологий на уроках математики
Интернет-технологии |
Использовались часто |
Использовались |
Не использовались |
Презентация |
80 |
20 |
0 |
Мультимедийные учебные пособия |
71 |
29 |
0 |
Интернет-проекты |
28 |
72 |
0 |
Онлайн-тестирование |
57 |
43 |
0 |
Дистанционные задания |
52 |
48 |
0 |
Телеконференция |
0 |
0 |
100 |
Вывод: проанализировав данные таблицы по вопросу "Оцените частоту использования следующих интернет-технологий" мы можем сказать, что презентации и мультимедийные учебные пособия использовались учителем математики довольно часто, что связано с объяснением нового материала, с его обобщением; на третьем месте использование онлайн-тестирования и дистанционных заданий, которые проводились в качестве систематизации и контроля знаний по математике; на пятом месте интернет проекты и на последнем месте находятся телеконференции, которые не использовались учителем математики в учебное и вне учебное время.
Далее старшеклассникам был задан второй вопрос анкеты, на сколько интересны для них использование интернет-технологий на уроках математике. Результаты обработки представлены в таблице 2.
Оцените, на сколько, интересно для вас использование на уроках математики интернет-технологий.
Таблица 2
Интернет-технологии | Очень интересно |
Интересно |
Совсем не интересно |
Презентация |
85 |
7 |
9 |
Мультимедийные учебные пособия |
62 |
33 |
5 |
Интернет-проекты |
33 |
42 |
25 |
Онлайн-тестирование |
34 |
61 |
5 |
Дистанционные задания |
71 |
29 |
0 |
Телеконференция |
0 |
0 |
0 |
Вывод: анализируя второй вопрос анкеты «Оцените, на сколько, интересно для вас использование интернет-технологий на уроках математики», мы можем сказать, что большинство старшеклассников предпочитает использование на уроках математики презентаций и мультимедийных учебных пособий, на третье место учащиеся экспериментального класса поставили дистанционные задания и только потом интернет проекты и онлайн-тестирования. Из перечисленных интернет-технологий, используемых на уроке математики, некоторых старшеклассников не интересует использование презентаций - это 2 человека, а именно Рома М., Аня Д., учащиеся первой условной группы, 1 учащегося, а именно Рому М., не интересует на уроках использование мультимедийных учебных пособий. Также мы можем заметить, что использование интернет проектов не нравится одной четвертой класса при изучении математики, мы предполагаем, что это связано с трудоемкой работой над проектом по предмету, так как свое отрицание к проектам высказали учащиеся третьей условной группы. Одной пятой класса не нравится использование онлайн-тестирования, а остальная часть класса на онлайн-тесты реагирует положительно.
Далее старшеклассникам был задан третий вопрос анкеты, перечислите какие из данных интернет-технологий повлияли на ваше отношение к математике. Результаты обработки представлены в таблице 3.
Какие из перечисленных интернет-технологий повлияли на ваше отношение к математике.
Таблица 3
Интернет-технологии | Повлияли |
Не повлияли |
Презентация |
83 |
17 |
Мультимедийные учебные пособия |
66 |
34 |
Интернет-проекты |
32 |
68 |
Онлайн-тестирование |
54 |
46 |
Дистанционные задания |
75 |
25 |
Телеконференция |
0 |
0 |
Вывод: анализ таблицы на третий вопрос анкеты «Какие интернет-технологии повлияли на ваше отношение к математике» показывает, что презентации, мультимедийные учебные пособия и дистанционные задания по мнению старшеклассников оказали на них положительное влияние на процесс изучения математики, в меньшей степени повлияли интернет проекты и онлайн-тестирования. Мы также можем заметить, что есть учащиеся, которые отметили, что перечисленные интернет-технологии на их отношение к математике не повлияли, а именно, по нашим наблюдениям это учащиеся первой условной группы, которым математика интересна и без использования интернет-технологий.
Затем старшеклассникам был задан последний вопрос анкеты, если бы вы были учителем математики, то какие бы интернет-технологии вы использовали на уроках математики. При ответе на данный вопрос анкеты мы получили следующие ответы «презентации», «телеконференции», «skype», «онлайн-тесты».
В общем, по анализу проведенной нами анкеты, мы делаем вывод, что проведение уроков с использованием презентаций и мультимедийных учебных пособий на уроках математики происходит довольно часто, что было зафиксировано старшеклассниками. Большая часть учащихся экспериментального класса отметила, что им интересны на уроках математике использование этих интернет-технологий. В процессе опытной работы широко использовались электронные презентации при объяснении нового материала, решении задач, повторении, контроле знаний. Наглядное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Динамические элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Применение интернет-технологий на уроках повышает статус учителя, который идет в ногу не только со временем, но и с учащимися. Поскольку на каждом занятие с использованием интернет-технологий мы проводили наблюдение за выделенными условными группами, нами было зафиксировано, что использование компьютерных презентаций на уроках математики позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности, при этом меняется характер учебной деятельности. Независимо от группы, учащиеся с интересом включались в каждый урок, на котором применялись интернет-технологии, успеваемость старшеклассников по математике по сравнению с началом учебного года повысилась. По нашим наблюдениям старшеклассники стали больше задавать вопросов учителю по предмету во время уроков и во вне учебное время; зафиксирован рост числа участников и призеров различных математических конкурсов (в первой олимпиаде участвовало 5 человек, что противоречит профилю класса, а в последней олимпиаде по математике приняло участие 9 человек), увеличилась посещаемость уроков. Систематическое использование интернет-технологий на уроках математики привело к овладению учащимися навыками создания мультимедийных презентаций, повысился уровень информационной компетенции учащихся.
Применяя интернет-технологии на уроках математики нам удалось:
- индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
- интернет-технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, выразительность;
- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников и т.д.);
- снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования;
- создать условия для развития самостоятельности учащихся, ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища),
- повысить интерес к предмету, уверенность в том, что ученик может усвоить предмет;
- итогом внедрения интернет-технологий в учебный процесс по математике является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.
Высокая результативность и эффективность педагогического опыта обеспечивает улучшение, преобразование существующей образовательной ситуации; повышение качества образовательного процесса и его результатов; положительную динамику развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями.