Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию школьников. В настоящее время возрастает роль качественного владения всеми видами речевой деятельности, и, в частности, чтением.
Так в федеральном государственном образовательном стандарте отображены следующие предметные результаты в коммуникативной сфере в области чтения:
- восприятие текстов с разной глубиной понимания ограниченного объёма, соответствующих изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
В русле чтения
Читать:
- вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
- про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.).
Общеучебные умения и универсальные ученые действия
В процессе изучения курса «Иностранный язык» младшие школьники:
- совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);
- овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;
С помощью чтения ученик приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учащихся, формируются грамматические навыки.
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из важных мест по использованию, важности, доступности.
Целью чтения, его результатом является понимание, которое характеризуется как количеством извлекаемой из текста информации, так и характером ее переработки.
Виды чтения:
- собщим охватом содержания ( понимание основной идеи, темы текста );
- с целью извлечения конкретной информации (поиск опор);
- с целью детального понимания.
В процессе обучения иностранному языку в школе чтение выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором пользоваться чтением как побудительным мотивом для организации общения. Использование чтения в качестве источника получения информации сдает необходимые условия для стимулирования интереса. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.
В понятие «техника чтения» вкладывается, во-первых, владение учащимися букво-звуковыми соотношениями: во-вторых, умение объединять воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы) и правильно оформлять их интонационно.
Если не сформировать ее в достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти технологии или виды чтения будут поставлены под угрозу.
Задачи учителя при формировании техники чтения заключаются в том, чтобы:
- как можно скорее миновать промежуточную стадию проговаривания и установить прямое соответствие между графическим образом речевой единицы и ее значением;
- последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести ее как минимум до синтагмы (совокупность несколько слов) уже к концу первого года обучения;
- сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм ударения, паузации и интонирования.
В методике выделяют две формы чтения: про себя (внутреннее чтение) и вслух (внешнее чтение). Чтение про себя – основная форма чтения – имеет целью извлечение информации, оно «монологично», совершается наедине с собой. Чтение вслух – вторичная форма, оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другому лицу.
В зависимости от этапа обучения, от индивидуальных особенностей обучаемых и реальных условий обучения может изменяться процентное соотношение чтения вслух и про себя на уроке и дома. Е.Н.Соловова предлагает наиболее оптимальное процентное соотношение различных форм чтения:
Форма чтения | Начальный этап |
Средний этап |
Старший этап |
Вслух |
90% |
50% |
10% |
Про себя |
10% |
50% |
90% |
На начальном этапе чтение вслух предпочтительнее, чем чтение про себя. Чтение вслух обеспечивает не только последовательное формирование навыков, но и достаточную степень само- и взаимоконтроля.
На среднем этапе еще нельзя игнорировать чтение вслух, поскольку идет закрепление навыка и без постоянного контроля он может очень быстро «сползти». Тем не менее, на среднем этапе обучения акценты уже смещаются в сторону развития технологий чтения. Чтение все чаще выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, но чтение вслух заменяется чтением про себя.
На старшем этапе чтение становится одним из основных источников получения информации, акцент смещается в сторону активной самостоятельной работы, но это не означает, что чтение вслух полностью исчезает. На данном этапе можно использовать чтение вслух для формирования причинно-следственных связей, логики, аргументации, для чего необходимо просить прочитывать отрывки или предложения из текста. К тому же коррекция навыков чтения нужна и на старшем этапе.
Существуют следующие параметры оценки техники чтения:
- темп чтения (определенное количество слов в минуту);
- соблюдение норм ударения (смыслового, логического, не ударять служебные слова);
- соблюдение норм паузации;
- использование правильных моделей интонирования;
- понимание прочитанного текста.
При формировании техники чтения можно использовать элементы фонетической разметки текста.
При обучении чтению вслух рекомендуется использовать следующие режимы:
- чтение вслух на основе эталона;
- чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени;
- чтение без эталона и без предварительной подготовки
Формированию техники чтения вслух способствуют следующие упражнения:
1) на упрочение графемно-фонемных связей:
- называние букв
- нахождение заданных букв в алфавите
- называние букв в конкретном слове
- определение букв и звуков в слове
- группировка слов по определенному звуку, букве
- описание – запись – прочтение слов в соответствии с определенными признаками
2) на соотнесение формы со значением:
- нахождение однокоренных слов
- нахождение в ряду слов прилагательных в сравнительной степени, нахождение глаголов в прошедшем времени и т.п.
3) на развитие языковой догадки:
- нахождение слов-интернационализмов
- перевод слов по его структуре
4) на развитие вероятностного прогнозирования:
- восстановление слов по частям
- выбор существительного к данным прилагательным
- заполнение пропусков артиклями, предлогами
5) на группировку слов в смысловое целое:
- чтение по синтагмам
- нахождение в ряду словосочетаний, обозначающих время, место
6) на отработку интонации:
- чтение за диктором
- выразительное чтение
- чтение с интонационной разметкой.
Для развития техники чтения на начальном этапе могут использоваться следующие упражнения:
- чтение вслух выученных наизусть пословиц, поговорок, скороговорок, стихов, небольших диалогов;
- нахождение в ряду, состоящем из 6—8 примеров, слова, отличающегося по написанию (неподходящего по теме, рифмующегося с одним из приведенных образцов и др.);
- составление при помощи разрезной азбуки слов и предложений по изучаемой теме;
- заполнение пропусков недостающими буквами;
- нахождение в каждом ряду слова, которое содержит указанный звук;
- объединение слов текста в тематические группы;
- нахождение в тексте и письменная фиксация синонимов/антонимов;
- заполнение пропусков в предложении/тексте подходящими по смыслу словами;
- подбор к словам на иностранном языке русских эквивалентов;
- чтение текста в установленное время;
- повторение за учителем текста по предложениям;
- нахождение в тексте предложения, в котором содержится ответ на вопрос учителя;
- дополнение указанных предложений;
- нахождение конца каждого предложения из заданных образцов и др.
Помимо формирования техники чтения на начальном этапе уже начинают формироваться различные технологии чтения, компенсаторные умения, навыки самостоятельной работы. На данном этапе уже можно учить:
- игнорированию неизвестного, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;
- работе со словарем;
- использованию сносок и комментариев, предлагаемых в тексте;
- интерпретации и трансформации текста.
В конце обучения на начальном этапе обучающиеся должны:
- читать вслух небольшие тексты, построенных на изучаемом языковом материале; соблюдать правильное ударения в словах, фразах, интонации в целом;
- читать про себя и понимать тексты, содержащих только изученный материал, а также тексты, содержащих отдельные незнакомые слова; находить в тексте необходимую информацию;
- использовать двуязычного словаря учебника.
Объём текстов – примерно 100 слов (без учёта артиклей).
Заключение
Таким образом, процесс формирования техники чтения на уроках иностранного языка, очень сложный и важный процесс обучения. Для учителя важно научить учащихся активно, творчески осваивать все виды упражнения, направленные на формирования правильного и осознанного чтения.