Группа: подготовительная к школе для детей с ТНР.
Цель: закрепление понятий: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
Коррекционно-образовательные:
- закрепить представления о словах, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета;
- формировать умение дифференцировать данные понятия;
- обогащать и активизировать словарь;
- закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- формировать умение образовывать прилагательные и глаголы от существительных (образование однокоренных слов);
- совершенствовать умение составлять предложения по графической модели;
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать процессы слухового и зрительного восприятия, вербальной памяти и внимания, мышления;
- развивать познавательную активность;
Воспитательные:
- учить контролю и самоконтролю выполняемых действий;
- формировать положительную установку на активное участие в занятии;
- воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.
Формы организации образовательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парами.
Материалы и оборудование: аудиозапись;дощечки с графическим изображением слов; демонстрационные предметные картинки; схемы с графическим изображением предложений; цветы «модели» слов;раздаточные предметные картинки (логопедическая игра: «Мой, моя, моё, мои» автор: И.В.Сошина); схемы с графическим изображением предложений и предметной картинкой в индивидуальных конвертах; графическое изображение картинкой сюжетным картинкам.
Планируемый результат:
Предметные умения:
|
Предпосылки УУД
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
ХОД ЗАНЯТИЯ
Логопед: - Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в путешествие в необычный лес, словесный лес, он полон сказок и чудес…
Раздается просьба о помощи (аудиозапись): «Спасите, помогите! В наш лес колдун попал и всё вокруг заколдовал. В страхе затихла на ветках листва, ручей замолчал, вся поникла трава. Птицы исчезли и пчёлы молчат. Ветер не шепчет, жуки не жужжат. Фрукты и ягоды цвет потеряли, даже цветы бесцветными стали».
Слышится голос колдуна (аудиозапись): «Тот лишь моё колдовство победит, кто в чаще лесной все загадки найдёт, их все разгадает тот лес и вернёт. Где же, лесу таких знатоков отыскать! Так заколдован и будет стоять!»
Логопед: - Что же делать? Теперь наше путешествие не состоится.
Ну что ж, если вас трудности не пугают, и вы готовы помочь жителям сказочного леса, тогда отправляемся в путь. Но прежде, давайте разомнёмся.
Упражнение: «Спроси про слово»
Логопед произносит слова: одушевлённые и неодушевлённые существительные, глаголы, прилагательные, а дети задают вопрос к заданному слову, сопровождая его движениями рук. (На вопрос: кто это? – правая рука вперёд, что это? – левая рука вперёд, что делает? – вытягивают обе руки вперёд, какой? – волнообразное движение руки перед собой).
- Разминка продолжается.
Игра с мячом: «Раз, два, три, слово, называющее живой предмет назови»
Называя каждый своё слово, дети передают мяч друг другу. (Аналогично дети придумывают слова, называющие неживые предметы, действия предмета и признак предмета)
Логопед: - Теперь к испытаниям мы готовы, чтобы в волшебный лес попасть, нужно загадку отгадать:
Я на этом берегу,
Я на том берегу.
Через реку перебраться
Я тебе помогу. (Мост)
- Правильно, нам нужен мост. Наш мост мы будем строить из необычных дощечек. Чтобы их получить, нужно назвать лишнее слово. Отгадайте его.
Игра: «Четвёртый лишний»
Логопед называет слова, дети находят лишнее слово, объясняют, почему они так решили, находят дощечку с графическим изображением данного слова.
Варианты задания:
- Стол, машина, бабочка, чашка.
- Летит, крутиться, маленький, идёт.
- Волшебный, грустный, стоит, большой.
- Дождь, лягушка, девочка, строитель.
Логопед: - Вот мы и построили наш необычный мост, и попали в сказочный лес. Смотрите, какие необычные полянки в этом лесу. На этой полянке живут слова «девочки» (существительные женского рода), на этой слова «мальчики» (существительные мужского рода), на этой слова «солнышки» (существительные среднего рода), а здесь слова «звёздочки» (существительные во множественном числе), но слова злой колдун заколдовал и теперь они не могут найти свою полянку, давайте им поможем.
Каждый ребёнок берёт картинку и находит нужную полянку. Логопед совместно с детьми проверяет, правильно ли распределили картинки, и предлагает поднять картинку тому, у кого изображен предмет, про который можно сказать: красная (красный, красное, красные, желтая и т.п.)
Логопед: - Смотрите, вот корзинки с цветами, но их лепестки все опали. Мы сможем вернуть этим цветам лепестки, если назовём как можно больше слов «действий» к слову солнышко (дети называют слова действия, логопед прикрепляет лепестки с графическим изображением этих слов).
- А что бы вернуть лепестки этому цветку, нужно назвать слова «действия» к слову « ручей», а это цветочек со словом «весна».
Вот ещё одна корзинка, и тут цветы тоже без лепестков, чтобы их вернуть нужно, назвать, как можно больше слов «признаков» к слову солнышко, затем к слову ручеёк и весна (дети называют слова признаки, логопед прикрепляет лепестки к цветам с графическим изображением этих слов).
- Вот ещё одна корзинка, чтобы вернуть лепестки этим цветам нужно быть немного волшебниками. Вы можете совершать чудеса? А вот сейчас и проверим и так, превращения начинаются. Превратите слово ЗВОН в слово «действие» (звонит), теперь в слово «признак» (звонкий).
(Дети называют слова, логопед прикрепляет лепестки с графическим изображением этих слов). Слова: ЦВЕТОК, РАДОСТЬ, ИГРА, МОРОЗ, ЗЕЛЕНЬ, РЫБА, УЧЁБА.
- Теперь ждут нашей помощи в роще предложений. Смотрите, тут замер зайчик, чтобы он «ожил», нужно составить предложение по схеме, а вот и медведь, ему тоже нужна помощь. (Дети составляют предложения, предлагая свои варианты, по предложенным схемам). Примерные варианты предложений: Скачет серый зайчик. Убегает маленький зайчик. Прячется пугливый зайчик и т.п.
- А теперь расколдуйте тех, кто изображён на ваших картинках, в соответствии с предложенной схемой. (Дети берут конверты, лежащие на их столах, и составляют предложения по картинке и схеме).
- Чтобы справиться с последней загадкой, давайте немного разомнёмся.
Физкультминутка (дети выполняют движения согласно тексту)
Быстро встали, улыбнулись.
Выше, выше потянулись,
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали
И на месте побежали.
Дети возвращаются на свои места.
Логопед: - Здесь зашифрован рассказ, давайте его попробуем расшифровать. (Дети составляют предложения по схемам в соответствии с предложенными сюжетными картинками, объединяя их в рассказ).
Примерный текст рассказа:
Светит яркое солнце.
Тает снег.
Бегут весёлые ручьи.
Набухают почки.
Возвращаются перелётные птицы.
- О каком времени года этот рассказ? (Весна). Правильно, теперь в волшебном лесу наконец-то наступит весна.
- Как вы думаете, мы смогли помочь жителям волшебного леса?
(Раздается уханье совы (аудиозапись), логопед читает послание от хозяйки леса - мудрой совы с благодарностью за оказанную помощь).