Система работы учителя с учащимися по преодолению пробелов программного материала в рамках реализации технологии деятельностного метода в системе общего образования.

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Классы: 4, 5

Ключевые слова: самооценка, отстающие учащие, проблемы успеваемости


«Интерес к учению проявляется только, тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
Сухомлинский

Почему же появляются учащиеся со слабой успеваемостью? Мы очень часто задаем себе этот вопрос, существую причины, а их распределяют по двум видам: внешние и внутренние. К внешним причинам следует отнести:

  • несовершенство организации учебного процесса на местах (перегрузка учащихся, несовершенство приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях);
  • отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т.д.

К внутренним причинам также следует отнести:

  • дефект здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровнем материального благосостояния семей;
  • низкое развитие интеллекта. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников;
  • отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности;
  • слабо развития волевой сферы у учащихся. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».

Чтобы помочь учащимся, нужно выявить причины неуспеваемости с помощью различных диагностических методик совместно со специалистами школы: учителя начальной школы, психолога, логопед, врач, классный руководитель, которые позволят установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения. (но к сожалению не в нашей школе, учитель предметник, как слепой котенок). Для того, чтоб исправить данную ситуацию я провожу в начале сентября входную диагностику по предмету и анализирую, что многие ученики пришли из начальной школы с плохими знанием таблицы умножения, таблицы сложения и вычитания в пределах 20. Что это значит для дальнейшего обучения, понимают все учителя математики. Экзамен нам с ними сдавать, ведь это итог работы и ученика и учителя подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса. (почему самый большой процент вычислительных ошибок на сложения и вычитания и умножения в пределах 20 выпускники показывают на экзаменах).

Фундамент знаний, то есть формирования учебной деятельности и умение трудится « закладывается» в начальном звене мы только углубляем.

Причины неуспеваемости Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации(ничего не побуждает учиться). Влияет:

  • обстоятельства жизни ребенка в семье;
  • взаимоотношения с окружающими взрослыми.

Неправильно сформировавшиеся отношение к учению непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности.

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания (т.е. учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение).

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремлен е его понять и осмыслить.

Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказка товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

Вне учебных занятий многие из них действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

Неправильные навыки учебной работы.

Контроль над способами и приемами ее выполнения.

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе.

Не правильно сформировавшиеся отношение к учебному труду.

Проблема: не приучены выполнять трудовые обязанности их аккуратно, неправильная организация учебной деятельности в ОУ(т.к нет классов компенсирующего обучения).

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное и трудное, отнимающее много времени задание,

Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные д/з.

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов.

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не побуждают к дальнейшей деятельности.

Учащиеся с проблемами школьной успеваемости можно разделить на 3 группы:

1 группа: низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа: высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательными отношением к учению.

3 группа: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Для 1 группы проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов(что у нас это делаем во время урока) внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться.

Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы(внешние и внутриние0, влияющие на активность или пассивность учащихся.

Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

  • создать проблемные ситуации;
  • активизировать самостоятельное мышление;
  • организовать сотрудничество учащихся на уроке;
  • выстраивать позитивное отношение с группой;
  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности(например задавать вопрос ребенку: «Ты удовлетворен результатом?», вместо оценки сказать ему «Ты сегодня хорошо справился с работой»). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждения достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату соей деятельности.

Можно для этой группы использовать следующие упражнения: «Самое главное»(ищет секрет в параграфе), «Моментальное фото», «Лучший вопрос», «Пересказ по кругу».

Я разработала систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников и распределила на этапы:

Формирование отношения 1 этап 2 этап 3 этап
К содержанию учебного материала Наиболее легкий занимательный материал, независимо от важности, значимости. Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого. Существенный важный, но не привлекательный материал.
К процессу учения (усвоения знаний). Действует учитель – ученик только воспринимает. Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса. Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса.
К себе, своим силам. Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий. Поощрение успехов в учебе, требующих некоторых усилий. Поощрение успехов в учебе, требующий значительных усилий.
К учителю (коллектву). Подчеркнутая объективность, нейтралитет. Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие. Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока:

Этапы урока Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся.

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулировать оценкой, подбадриванием похвалой.

Изложение нового материала.

Поддерживание интереса неуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовки раздатки материала и схем напечатанных.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

Самостоятельная работа учащихся на уроке.

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий неуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления.

Организация самостоятельной работы вне класса.

Выбор для групп неуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек – консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Следующий этап был составлен план работы с неуспевающими:

Мероприятия Срок

1.

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделом учебного материала предыдущих лет обучения.

Цели:

  • определение фактического уровня знаний детей;
  • выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2.

Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьниками специалистами:

Классным руководителям, психологом(что не состоялось, так как у психологов не было индивидуальных карт на этих учащихся), логопедом и обязательно с самим ребенком.

Сентябрь

3.

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости.

4.

Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

В течение учебного года.

5.

Ведение тематического учета знаний неуспевающих учащихся класса.

В течение учебного года.

6.

Организация индивидуальной работы с неуспевающими.

В течение учебного года.

Я работаю над улучшением качества знаний отстающих учеников, выбрала для этого наиболее рациональные формы и методы. Учитывая индивидуальные особенности ребенка:

  • разработала персональные задания к темам(карточки, таблицы, опорные схемы);
  • подобрала занимательный материал (кроссворды, ребусы, головоломки);
  • задаю ученикам творческие задания к уроку (самостоятельно изготовить наглядный материал – куб, параллелепипед, треугольник, прямоугольник и т.д.);
  • во время общей самостоятельной работы частично или полностью исключаю отстающих, используя индивидуальные задания;
  • разработала дифференцированные задания для разных видов проверочных работ;
  • провожу предупреждающие опросы;
  • задаю индивидуальные д/з и проверяю их в присутствии ребенка;
  • провожу консультации, помогаю перед уроком;
  • использую различные виды опроса отстающих детей (устный, письменный, фронтальный, индивидуальный, экспресс – диктант и другие).

Также корректирую тематическое планирование, таким образом, чтобы осталось достаточное число часов повторение учебного материала. Часы экономлю на тех, которые не требуют выработки навыков, а проходя в плане ознакомления, сокращаю число часов на отработку навыков невостребованных тем. Включаю в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие ВПР. В содержание текущего контроля включаю ВПР задачи. В каждый урок, стараюсь включать задания из ВПР. Итоговое повторение строю на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на ВПР. Изменила систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.

Мой девиз – «Начни урок как песню»:

  • начинай урок со звонка;
  • радуйся встречи с классом;
  • организуй погружение в свой предмет;
  • используй доску как информационное табло;
  • четко ставь цель и определяй план урока, продумывай домашние задания;
  • снимай трудности, предотвращай ошибки;
  • слушай внимательно ответы, не перебивай;
  • люби детей и себя;
  • требуешь от детей – будь образцом во всем;
  • не кричи, а учи;
  • познай каждого ученика;
  • учитель учит внешним видом, делом, словом;
  • учитель учится всегда;
  • дети – зеркало нравственной жизни взрослых.

Памятка для учителей предметников «Работа с неуспевающими учащимися»:

  • ФИО ученика.
  • Класс.
  • Поведение ученика.
  • Причины, которые привели к плохой успеваемости
  • Какие средства используются в работе с учеником.
  • Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
  • Сколько времени длится эта работа.
  • Какие изменения наблюдаются, есть ли результат работы.

Рекомендация для работы с неуспевающими учащимися:

Проводить в августе совещание с учителями предметниками будущих 5 классов и учителями начальной школы выпускающих 4- ые классы по вопросу индивидуальных особенностей учащихся ЗПР, слабоуспевающих, чтоб согласно ФГОС представляли индивидуальные карты с формированными УУД начального звена.