«Интерес к учению проявляется только, тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
Сухомлинский
Почему же появляются учащиеся со слабой успеваемостью? Мы очень часто задаем себе этот вопрос, существую причины, а их распределяют по двум видам: внешние и внутренние. К внешним причинам следует отнести:
- несовершенство организации учебного процесса на местах (перегрузка учащихся, несовершенство приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях);
- отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т.д.
К внутренним причинам также следует отнести:
- дефект здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровнем материального благосостояния семей;
- низкое развитие интеллекта. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников;
- отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности;
- слабо развития волевой сферы у учащихся. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».
Чтобы помочь учащимся, нужно выявить причины неуспеваемости с помощью различных диагностических методик совместно со специалистами школы: учителя начальной школы, психолога, логопед, врач, классный руководитель, которые позволят установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения. (но к сожалению не в нашей школе, учитель предметник, как слепой котенок). Для того, чтоб исправить данную ситуацию я провожу в начале сентября входную диагностику по предмету и анализирую, что многие ученики пришли из начальной школы с плохими знанием таблицы умножения, таблицы сложения и вычитания в пределах 20. Что это значит для дальнейшего обучения, понимают все учителя математики. Экзамен нам с ними сдавать, ведь это итог работы и ученика и учителя подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса. (почему самый большой процент вычислительных ошибок на сложения и вычитания и умножения в пределах 20 выпускники показывают на экзаменах).
Фундамент знаний, то есть формирования учебной деятельности и умение трудится « закладывается» в начальном звене мы только углубляем.
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации(ничего не побуждает учиться). Влияет:
|
Неправильно сформировавшиеся отношение к учению непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности. |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания (т.е. учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение). |
При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремлен е его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказка товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Вне учебных занятий многие из них действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении. |
Неправильные навыки учебной работы. Контроль над способами и приемами ее выполнения. |
Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе. |
Не правильно сформировавшиеся отношение к учебному труду. Проблема: не приучены выполнять трудовые обязанности их аккуратно, неправильная организация учебной деятельности в ОУ(т.к нет классов компенсирующего обучения). |
Нежелание выполнять не очень интересное, скучное и трудное, отнимающее много времени задание, Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные д/з. |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов. |
Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не побуждают к дальнейшей деятельности. |
Учащиеся с проблемами школьной успеваемости можно разделить на 3 группы:
1 группа: низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа: высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательными отношением к учению.
3 группа: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Для 1 группы проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов(что у нас это делаем во время урока) внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться.
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы(внешние и внутриние0, влияющие на активность или пассивность учащихся.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
- создать проблемные ситуации;
- активизировать самостоятельное мышление;
- организовать сотрудничество учащихся на уроке;
- выстраивать позитивное отношение с группой;
- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности(например задавать вопрос ребенку: «Ты удовлетворен результатом?», вместо оценки сказать ему «Ты сегодня хорошо справился с работой»). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждения достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату соей деятельности.
Можно для этой группы использовать следующие упражнения: «Самое главное»(ищет секрет в параграфе), «Моментальное фото», «Лучший вопрос», «Пересказ по кругу».
Я разработала систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников и распределила на этапы:
Формирование отношения | 1 этап | 2 этап | 3 этап |
К содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал, независимо от важности, значимости. | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого. | Существенный важный, но не привлекательный материал. |
К процессу учения (усвоения знаний). | Действует учитель – ученик только воспринимает. | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса. | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса. |
К себе, своим силам. | Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий. | Поощрение успехов в учебе, требующих некоторых усилий. | Поощрение успехов в учебе, требующий значительных усилий. |
К учителю (коллектву). | Подчеркнутая объективность, нейтралитет. | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие. | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока:
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся. |
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулировать оценкой, подбадриванием похвалой. |
Изложение нового материала. |
Поддерживание интереса неуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовки раздатки материала и схем напечатанных. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
Самостоятельная работа учащихся на уроке. |
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий неуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления. |
Организация самостоятельной работы вне класса. |
Выбор для групп неуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек – консультаций, карточек с направляющим планом действий. |
Следующий этап был составлен план работы с неуспевающими:
№ | Мероприятия | Срок |
1. |
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделом учебного материала предыдущих лет обучения. Цели:
|
Сентябрь |
2. |
Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьниками специалистами: Классным руководителям, психологом(что не состоялось, так как у психологов не было индивидуальных карт на этих учащихся), логопедом и обязательно с самим ребенком. |
Сентябрь |
3. |
Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. |
Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости. |
4. |
Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. |
В течение учебного года. |
5. |
Ведение тематического учета знаний неуспевающих учащихся класса. |
В течение учебного года. |
6. |
Организация индивидуальной работы с неуспевающими. |
В течение учебного года. |
Я работаю над улучшением качества знаний отстающих учеников, выбрала для этого наиболее рациональные формы и методы. Учитывая индивидуальные особенности ребенка:
- разработала персональные задания к темам(карточки, таблицы, опорные схемы);
- подобрала занимательный материал (кроссворды, ребусы, головоломки);
- задаю ученикам творческие задания к уроку (самостоятельно изготовить наглядный материал – куб, параллелепипед, треугольник, прямоугольник и т.д.);
- во время общей самостоятельной работы частично или полностью исключаю отстающих, используя индивидуальные задания;
- разработала дифференцированные задания для разных видов проверочных работ;
- провожу предупреждающие опросы;
- задаю индивидуальные д/з и проверяю их в присутствии ребенка;
- провожу консультации, помогаю перед уроком;
- использую различные виды опроса отстающих детей (устный, письменный, фронтальный, индивидуальный, экспресс – диктант и другие).
Также корректирую тематическое планирование, таким образом, чтобы осталось достаточное число часов повторение учебного материала. Часы экономлю на тех, которые не требуют выработки навыков, а проходя в плане ознакомления, сокращаю число часов на отработку навыков невостребованных тем. Включаю в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие ВПР. В содержание текущего контроля включаю ВПР задачи. В каждый урок, стараюсь включать задания из ВПР. Итоговое повторение строю на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на ВПР. Изменила систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
Мой девиз – «Начни урок как песню»:
- начинай урок со звонка;
- радуйся встречи с классом;
- организуй погружение в свой предмет;
- используй доску как информационное табло;
- четко ставь цель и определяй план урока, продумывай домашние задания;
- снимай трудности, предотвращай ошибки;
- слушай внимательно ответы, не перебивай;
- люби детей и себя;
- требуешь от детей – будь образцом во всем;
- не кричи, а учи;
- познай каждого ученика;
- учитель учит внешним видом, делом, словом;
- учитель учится всегда;
- дети – зеркало нравственной жизни взрослых.
Памятка для учителей предметников «Работа с неуспевающими учащимися»:
- ФИО ученика.
- Класс.
- Поведение ученика.
- Причины, которые привели к плохой успеваемости
- Какие средства используются в работе с учеником.
- Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
- Сколько времени длится эта работа.
- Какие изменения наблюдаются, есть ли результат работы.
Рекомендация для работы с неуспевающими учащимися:
Проводить в августе совещание с учителями предметниками будущих 5 классов и учителями начальной школы выпускающих 4- ые классы по вопросу индивидуальных особенностей учащихся ЗПР, слабоуспевающих, чтоб согласно ФГОС представляли индивидуальные карты с формированными УУД начального звена.