Конспект коррекционного занятия с детьми младенческого возраста. Тема: «Обучение родителей практическим приемам работы с детьми, имеющим нарушения развития»

Разделы: Коррекционная педагогика, Мастер-класс

Ключевые слова: нарушение развития детей


Цель: обучение родителей практическим упражнениям, направленным на развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, двигательной активности малышей и стимуляция эмоционального контакта между родителем и ребенком.

Задачи:

  • Создать и поддерживать позитивное эмоциональное состояние родителей и малышей;
  • Стимулировать стремление ребенка самостоятельно садиться, развивать умение находить взглядом предмет или объект.

Продолжительность занятия: 12 минут.

Необходимые пособия и оборудование: муз.центр и аудиозаписи, пеленка, мыльные пузыри, демонстрационная кукла.

Занятие проводится с подгруппой детей и родителей (2-3 ребенка с мамами) или индивидуально.

Ход занятия

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие.

Педагог: Доброе утро, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на наших занятиях в школе родителей.

(детям)

Здравствуйте, мои друзья,
Нашей встрече рада я.

В прошлый раз я провела диагностику психомоторного развития детей для того, чтобы узнать, что малыши уже освоили, и какие есть трудности с тем, чтобы грамотно построить нашу дальнейшую работу. Также мы познакомились с нормативными показателями развития детей 10 месяцев для того чтобы знать, что в данном возрасте должен уметь ребенок, а этого у нас нет пока, и к чему мы должны стремиться и получить результаты.

Прежде чем мы начнем работать, я хочу напомнить, что любое занятие проводится только при соблюдении определенных правил, от которых будет зависеть и результат. Я предлагаю их вспомнить.

  1. На момент занятия ребенок должен быть сыт и сух.
  2. Поблизости не должно быть острых предметов, углов, других опасных вещей.
  3. Настроение малыша должно быть хорошим. Не нужно заставлять его делать что-то через силу.
  4. У малыша не должно быть простудных заболеваний.

Разминка.

Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с упражнениями, которые направлены на развитие двигательной активности и зрительной реакции малышей. И которые вы будете закреплять и отрабатывать в домашних условиях. Но, для начала сделаем небольшую разминку, чтобы окончательно проснуться и друг другу улыбнуться, чтобы у мам и малышей было хорошее настроение на нашем занятии. При этом не забываем смотреть в глаза малышам, улыбаться им, а все движения выполняем мягко и аккуратно.

Начинаем по порядку,
Сначала сделаем зарядку

Упражнение «Вот как мы умеем» (слова Н.Френкель, музыка Е.Тиличеевой).

Педагог напоминает движения, показывая на кукле:

Берем малышей за ножки и сгибаем их в коленях.

Мамы берут малышей за ножки и под музыку поочередно сгибают ножки детей в коленях, затем постукивают ступнями по матрасику («топают»).

Зашагали ножки – топ-топ-топ,
Прямо по дорожке – топ-топ-топ,
Вот как мы шагаем – топ-топ-топ,
Вот как мы умеем – топ-топ-топ.

Упражнение «Ладошечка» (русская народная мелодия)

Под музыку мамы напевают и выполняют упражнение по показу педагога.

Дай ладошечку, моя крошечка,

Мамы берут ладошку малыша,

Я поглажу тебя по ладошечке.

гладят ее, раскрывая кулачок.

На ладошечку, моя крошечка,

Другой ладошкой малыша гладят

Ты погладишь меня по ладошечке.    

свою ладонь.

Педагог наблюдает, при необходимости помогает мамам.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Педагог: Вот наши малыши взбодрились…уже улыбаются…

Так как наш детки могут только переворачиваться, но не умеют сидеть, сейчас я покажу одно из упражнений, которое поможет ребенку в дальнейшем самостоятельно садиться.

Упражнение «Садимся»

Цель: Тренировка умения самостоятельно садиться и ложиться, развитие крупной моторики

Малыш лежит на спине. Вложить в ручку малыша большой палец своей руки, обхватить за кисть ребенка и потянуть на себя, придерживая ножки ребенка в коленях. Добиться, чтобы малыш пытался садиться самостоятельно, когда его слегка подтягивают на себя. А затем, придерживая ножки и голову малыша, научить его ложиться, опираясь на одну руку. Педагог показывает данное упражнение на кукле, показывает, как нужно его правильно выполнить. Затем мамы делают самостоятельно. При необходимости помогать с выполнением упражнения. «Смелее, увереннее. Чем увереннее мама, тем спокойнее малыш». Повторить 2-3 раза, в конце дать задание «Повторяем 5-7 раз по 2-3 раз в день. Только при регулярных ежедневных занятиях, мы можем получить вот такой результат».

Педагог:

Полежали, посидели…
С вами мы сейчас встаем,
К мамам на руки идем.

Мамы берут малышей на руки.

Игра «Мыльные пузыри»

Цель: Поддержание радостного настроения. Фиксация взгляда на движущихся объектах. Развитие зрительного восприятия

Малыши на руках у взрослых. Приготовить мыльные пузыри. Дать указание взрослому – помогать ребенку сконцентрировать взгляд на падающих мыльных пузырях, помогая своим пальцем следить за ними сверху вниз.

Педагог: А теперь берем малышей на руки, разворачиваем в полуоборота ко мне. Сейчас мы продолжим развивать зрительную реакцию малышей и вызывать радостную реакцию. Для этого я буду пускать мыльные пузыри, а ваша задача следующая – ваши указательные пальчики, как курсоры, будут помогать малышу фиксировать взгляд на пузырике и «вести» его сверху вниз. При этом словесно помогаем: «Ой. пузырик полетел…Он летит-летит… Бах! Лопнул…Нет пузырика». Все проговариваем эмоционально. Следим за реакцией малыша.

Педагог показывает упражнение, мамы повторяют. Упражнение повторить 3-4 раза.

Педагог: Таким образом, чем чаще будем предлагать данное упражнение, тем легче будет малышам самостоятельно следить за мыльными пузырями, и у ребенка возникнет потребность ловить их. Сначала одной рукой тянуться, потом можно показать, как это делать двумя руками.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Педагог:

Ах, как долго мы играли
И, конечно же, устали.
Мы немножко отдохнем,
А потом домой пойдем.

Упражнение для расслабления и успокоения малышей.

Педагог: Всегда наше занятие мы завершаем поглаживанием малышей. Для того, чтобы наши детки отдохнули и расслабились. Кладем детей на спинку. Смотрим им в глаза. Продолжаем улыбаться и погладим наших малышей. Ведь нет ничего приятнее, чем нежные, мягкие, ласковые прикосновения близких людей.

Мамы по показу педагога выполняют поглаживающие движения под музыку.

Педагог: На этом наше занятие заканчивается. Подводя итог, я хочу спросить у вас – что для вас было сегодня полезно и что нового вы для себя узнали? (ответы родителей). Хочу вам напомнить, что все наши занятия направлены на обучение вас, родителей. И чем активнее вы будете стараться, тем лучше будет результат.

А для закрепления полученных сегодня упражнений, я подготовила для вас небольшие памятки-подсказки. (Демонстрация памяток «Игры и упражнения для вашего малыша», раздача их). До встречи на следующем занятии!

Использованная литература

  1. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста: 2 изд. – М.: Школьная пресса, 2003. – 160 с.

В помощь родителям

Игры и упражнения для вашего малыша

Игра – вот самый эффективный способ воспитания и обучения маленького ребенка. Игра – веселая и забавная, занимательная и познавательная – поможет вам в этом.

Игра «Катаю мой мяч…» на выполнение простых поручений

Показать ребенку цветной мяч: «Вот мячик – бом-бом». Подбросить его кверху:

Бросаю мой мяч, бросаю опять,
Ловлю, не роняю и снова бросаю.

Покатить мяч навстречу малышу, побуждая его сделать ответное действие: «Покати маме мячик – бом-бом, покати!» сопровождать игру  стишком:

Катаю мой мяч, катаю опять.
Катаю туда, катаю сюда.
Мой мячик катись, обратно вернись.
Смотри не зевай, мне мячик отдай.

Если ребенок не понимает, как нужно катать мяч, то взрослый катит мяч другому взрослому, который сидит сзади ребенка и ловит мяч ручками малыша. Также ручками малыша он отталкивает мяч.

Игра «Большие и маленькие кубики» для развития восприятия предметов, различных по величине

Приготовить два ведерка – большое и маленькое и два набора кубиков – большие и маленькие.

Показать малышу большое ведерко и предложить ему достать большие кубики и рассмотреть их. Затем достать маленькое ведерко и рассмотреть его содержимое, доставая кубик за кубиком.

В конце игры собрать все кубики по ведеркам, вначале большие положить в большое ведерко, а потом сложить маленькие кубики. Выполнять все действия вместе с малышом. Малыш будет охотнее собирать маленькие кубики, т.к. их удобнее взять. Поэтому собирайте вместе с малышом большие кубики, а действовать с маленькими кубиками предоставьте малышу самостоятельно.

Упражнение «Садимся» тренировка умения самостоятельно садиться и ложиться

Малыш лежит на спине. Вложить в ручку малыша большой палец своей руки, обхватить за кисть ребенка и потянуть на себя, придерживая ножки ребенка в коленях. Добиться, чтобы малыш пытался садиться самостоятельно, когда его слегка подтягивают на себя. А затем, придерживая ножки и голову малыша, научить его ложиться, опираясь на одну руку.

Игра «Мыльные пузыри»для поддержания радостного настроения. Фиксация взгляда на движущихся объектах

Малыши на руках у взрослых. Приготовить мыльные пузыри. Дать указание взрослому – помогать ребенку сконцентрировать взгляд на падающих мыльных пузырях, помогая своим пальцем следить за ними сверху вниз.

Игра «Похлопываем по бубну» развитие умения извлекать звуки из игрушек и предметов, развитие слухового восприятия

Привлечь внимание малышей звуками бубна. Дать возможность малышам ощупать, рассмотреть их. Мамы звенят бубном сначала справа от малыша, чтобы малыш поворачивал голову, затем слева. Потом похлопать ладошкой по бубну, подставить бубен под ручку малыша, ожидая,  что и он похлопает по нему. Если малыш не попытается похлопать, охватить его локоток рукой и легонько похлопать его ручкой по бубну, приговаривая:

Бубен громкий – бам, бам, бам,
А теперь попробуй сам.

Подвинуть бубен к другой ручке малыша, похлопать по бубну, приглашая ребенка повторить за взрослым эти действия. Со временем, играя в эту игру, малыш научится сам бить в бубен.

Использованная литература

  1. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста: 2 изд. – М.: Школьная пресса, 2003. – 160 с.