Цель урока: (для учителя) Дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встрече, надеюсь, что общение наше сегодня будет приятным и полезным.
- Я предлагаю вам прочитать стихотворение. (Слайд 1)
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
Павел Чесноков
- Как вы его поняли?
- О чём оно? (об имени числительном)
- Как вы думаете, всё ли мы знаем о числительном? (Нет)
- Хотите узнать что-то новое? (Да)
- Как вы будете открывать новые знания? (Поймём, что мы не знаем и сами найдём способ)
2. Актуализация знаний
- С чего начнём? (С повторения)
- Что будем повторять? (Только то, что нам потребуется для открытия новых знаний)
- Какой большой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфология)
- А как этом раздел связан с именем числительным? (Морфология изучает части речи, а числительное – это часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок при счёте и отвечает на вопрос сколько? который? (какой?)
ЭТАЛОН 1
Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)
- А что такое «синтаксическая роль»? (Каким членом предложения является слово)
- А какие члены предложения вы знаете? (Главные и второстепенные)
- А на какие вопросы отвечают?
ЭТАЛОН 2
Главные |
|||
Подлежащее Кто? Что? |
Сказуемое Что делать? Каков? |
||
Второстепенные |
|||
Определение Какой? Чей? |
Дополнение Вопросы косвенных падежей |
Обстоятельство Как? Где? Куда? Откуда? Когда? |
- Всё, что мы повторили, пригодится нам в открытии новых знаний.
- Я предлагаю вам выполнить пробное действие. (Слайд 2, карточка 1 белая)
- Прочитайте предложение, найдите имена числительные, определите вид числительных, морфологические признаки и подчеркните, как член предложения.
Видишь, смотрят из гнезда
Два молоденьких дрозда,
Клюв покажет первый дрозд,
А второй покажет хвост.
- Кто не справился?
- Что не смогли сделать? (Не смогли определить вид числительного, морфологические признаки и подчеркнуть, как член предложения)
- А может у кого есть ответ?
- Докажите, что вы правы. (Мы не можем обосновать ответ)
3. Выявление места и причины затруднения
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить вид числительного, морфологические признаки и подчеркнуть, как член предложения)
- Почему? (Мы не знаем, как это сделать)
4. Построение проекта выхода из затруднений
- Так какие цели мы поставим сегодня на уроке?
- Узнать, что такое имя числительное, каких видов бывают числительные, каковы морфологические признаки этой части речи и каким членом предложения является.
- Научиться находить имена числительные в речи, определять морфологические признаки и синтаксическую роль.
- Как будет звучать тема нашего урока? (Имя числительное как часть речи) (Слайд 3)
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Я предлагаю вам поработать исследователями.
- Всегда легче работать по плану. Я предлагаю всем такой план. (Слайд 4)
1. Прочитать предложение.
2. Найти и выписать имя числительное.
3. Поставить к нему вопрос.
4 Посмотреть: какое значение имеет и как может называться.
5. Попробовать просклонять, изменить по числам и родам.
6. Посмотреть: каким членом предложения является.
7. Сделать вывод.
5. Реализация построенного проекта
- Перед вами карточка 2 зелёная с таблицей и план. Работа в группах (Слайд 5)
Предложения |
Найти и выписать имя числительное |
На какой вопрос отвечает? |
Какое значение имеет и как может называться? |
Как изменяется? (падеж, число, род) |
Каким членом предложения является? |
Сделать вывод |
1. Сорок делится на четыре |
|
|
|
|
|
|
2. Вышел пятый номер газеты. |
|
|
|
|
|
|
Вместе с ребятами проверить, что получилось, и сделать вывод.
- Давайте сравним своё определение с тем понятием, какое нам предлагают авторы учебника (стр.44), прочитайте.
ЭТАЛОН 3 (Имя числительное как часть речи)
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ | ||
|
Количественные |
Порядковые |
1. Значение |
Называют число (количество) предметов при счёте |
Называют порядковый номер предметов при счёте |
2. Вопрос |
Сколько? |
Какой (по счёту)? |
3. Морфологические признаки |
Изменяются по падежам |
Изменяются по падежам, числам и родам |
4. Синтаксическая роль |
Могут быть любым членом предложения |
5. Первичное закрепление во внешней речи
- Вернитесь к пробному заданию и выполните его. Но сначала обратите внимание на советы помощника. (У доски) Слайд 6
Видишь, смотрят из гнезда
Два молоденьких дрозда,
Клюв покажет первый дрозд,
А второй покажет хвост.
- Какой цели достигли? (Узнали, что такое имя числительное как часть речи)
- А что теперь надо сделать (Потренироваться)
- Выполните упражнение 355 (1, 3 предложения) (у доски)
- Запишите предложения, определите вид числительного, морфологические признаки и синтаксическую роль.
- Задание в парах. (карточка 3) Слайд 7
1) Восемь меньше девяти.
2) Я была первой ученицей в классе.
3) Это было в 1812 году.
6. Проверка
Слайд 8
- Поднимите руку, у кого получилось так же.
- Кто ошибся? Чем должны были воспользоваться? (Правилом)
- Что будут делать те, кто допустил ошибки? (тренироваться)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Слайд 9
1) Два мальчика подошли к школе.
2) Не хватает седьмого стула.
3) Коля разделил шесть на три.
Проверка Слайд 10
- Кто ошибся? Поднимите руку.
- Где было затруднение?
- Каким эталоном должны были воспользоваться? (Эталон 3)
- Какой вывод сделают для себя те ребята, которые ошиблись? (Надо ещё потренироваться)
- Какой цели достигли? (Учились находить имена числительные в речи, определять вид числительных, морфологические признаки и синтаксическую роль)
8. Включение в систему знаний и повторений
- Где в жизни нужны будут эти знания? (Для сдачи экзаменов)
- Я предлагаю вам сделать задание из сборника для подготовки к ОГЭ в 9 классе. (№8)
- Выпишите грамматическую основу предложения
Три окна на девятом этаже над квартирой Сидоровых светились огнём.
(Три окна светились)
9. Рефлексия
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили на уроке.
- Удалось ли достичь поставленных целей?
- Оцените свою работу. (Заполните вазу яблоками)
- Красное – если у вас сегодня всё получилось, вы всё выполняли правильно.
- Зелёное – если у вас были затруднения, вы допускали ошибки.
Домашнее задание: параграф 47, упр.356.
- Урок окончен.