Пояснительная записка
Освоение детьми программы «Бумагопластика» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
У учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
К концу первого года обучения учащиеся научатся:
- организовывать свое рабочее место;
- овладеет основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- узнает основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- пользоваться инструкционными картами и схемами;
- работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;
- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;
- уметь сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
К концу второго года обучения учащиеся научатся:
- четко работать с инструментами;
- читать схемы выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики, торцевания.
- овладеет навыками культуры труда;
- улучшит свои коммуникативные способности и приобретет навыки работы в коллективе;
- проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ;
- узнает историю возникновения техники оригами, торцевания,
- рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.
К концу третьего года обучения учащиеся научатся:
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- развивать такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
К концу четвёртого года обучения учащиеся научатся:
- планировать свои действия, учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках;
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
- формировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
Содержание
Первый год обучения
Цикл «Введение». 2 часа
Здоровье – одно из главных параметров жизни. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы – это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса.
Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными санитарно-гигиеническими нормами, основными материалами и инструментами для работы с бумагами.
Содержание: инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
Цикл «Материал - бумага». 1 час
Бумага – удивительный материал, один из самых доступных и безопасных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Стоит приложить совсем немного усилий – и лист бумаги открывает фантастический, сказочный мир!
Она известна всем с раннего детства, т.к это самый доступный и дешёвый материал. Её можно сгибать, рвать, мять … бумага оживает в руках.
Цель: познакомить практическим путём с различными видами бумаги и её свойствами.
Содержание: история возникновения бумаги, её разнообразие и виды.
Цикл: «Аппликация». 8 часов
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Аппликация — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Цель: развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность, познакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения.
Содержание: способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей .Плоская аппликация, аппликация из геометрических фигур.
Цикл: «Бумагопластика». 9 часов
Первые шаги бумагопластики настолько просты, что не требуют от ребёнка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя возможности бумаги: рвёт, мнёт, режет, образует спирали, пластичные формы. Лист бумаги будет послушен в руках ребёнка, и он сможет создать из него фантастический, сказочный мир.
Цель: научить выполнять простейшие фигуры, объёмные и полуплоскостные композиции по образцу, с внесением изменений по замыслу детей; рациональному использованию материала.
Содержание: простейшие способы работы в технике бумагопластика (витая спираль, петли, гофрировка). Работа по шаблону, способы скрепления деталей.
Цикл: Оригами. 5 часов
Оригами - это искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей из этого простого и доступного материала. В маленьком квадрате бумаги содержится бесконечное множество скрытых линий, с помощью которых бумага под рукой человека принимает самые причудливые формы от геометрических фигур до оригинально смоделированных растений и животных. Оригами это идеальный способ проведения детского досуга.
Цель: научить детей изготовлению изделий в технике оригамииз заготовок кадратной формы;развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
Содержание: азбука оригами, базовые формы оригами. Аппликации в технике оригами, изделия из заготовок квадратной формы.
Цикл: «Творческие работы». 4 часа.
Коллективные творческие работы являются отчётами о достигнутых результатах. Во время работы происходит сплочение детей в единый коллектив.
С помощью этого цикла можно корректировать работу всего курса.
Цель: научить детей работать в коллективе, развивать умение строить план работы, работать коллективно, творчески подходить к выполнению работы. Формировать у учащихся эмоционально – художественную выразительность. Воспитывать чувство такта, умение слушать, уважать мнение других.
Содержание: понятие «коллективная творческая работа». Правила работы в коллективе. Выбор темы работы.
Цикл: «Праздники и подготовка к ним». 4 часа
Дети с радостью ждут праздники, которые стимулируют познавательный творческий интерес к деятельности. Тематические праздники сопровождают образовательный процесс в течении всего учебного года и оказывают влияние на воспитание личности ребёнка.
Цель: сформировать эстетические чувства, повысить самооценку ребёнка, учить грамотно и красиво строить свои мысли, высказывания, отвечать на вопросы.
Воспитывать навыки культуры поведения, доброжелательного отношения к окружающим.
Содержание: традиции праздников, их историческое происхождение.
Второй год обучения
Цикл: «Введение». 1 час
Народная мудрость гласит: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял». Соблюдение правил техники безопасности и санитарно - гигиенических норм – залог здоровья.
Цель: формировать понимание необходимости соблюдения техники безопасности при работе с ножницами, клеем. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, интерес к труду и предмету.
Содержание: инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Цикл: «Материал - бумага». 2 часа
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества
Цель: познакомить детей с картоном и бумагой, их видами, способами обработки. Показать их многофункциональность.
Содержание: экскурсия в историю, физические и механические свойства бумаги, сходство и различие между различными видами картона и бумаги.
Цикл: «Торцевание». 4 часа
Торцевание – техника работы с креповой (гофрированной) бумагой. Торцевание – мозаика из трубочек – торцовочек выполняется на бумаге и пластилине. В этой технике детьми выполняются интересные поделки-игрушки, цветы и чудесные ковры-картины размером с ватманский лист вызывают восхищение и удивление у всех, кто их видит. Кажется невероятным, что такие сложные работы выполняются очень легко.
Цель: научить основным приёмам работы в технике «торцевания».
Содержание: приёмы работы с гофрированной бумагой, изготовление панно в технике «торцевания».
Цикл: «Бумагопластика». 11 часов
Ребенок стремится к миру прекрасного, и бумагопластика – одна из форм работы, в которой он может проявить свои творческие способности. Бумагопластика больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создаётся за счёт объёма, поэтому картины смотрятся как произведения искусства. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. Большая роль в овладении бумагопластикой отводится коллективным работам
Цель: развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Работа с бумагой способствует концентрации внимания и самодисциплине, расширяется и обогащается словарный запас ребенка.
Содержание: способы и приёмы работы в технике бумагопластика; выбор сюжета, составление эскизов, изготовление объёмных деталей, оформление готовых работ в рамку.
Цикл: «Оригами». 4 часа
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведение досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.
Японцы считают, что искусство ОРИГАМИ несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно очень полезно для творческого и духовного развития детей.
Цель: познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами, формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, развивать их творческие способности, логическое мышление, художественный вкус.
Содержание: базовые формы оригами, оригамные композиции, объёмное оригами.
Цикл: «Творческие работы». 4 часа
Коллективные работы этого цикла строятся на знаниях и умениях, приобретённых в каждом цикле. Помогает педагогу найти правильное направление в своей работе.
Цель: формировать у детей такие качества как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, учить оформлять творческие работы.
Содержание: приёмы оформления творческих работ, выставки работ.
Цикл: «Праздники и подготовка к ним». 8 часов
Праздник дарит ребенку массу переживаний и богатую пищу для восприятия, что служит отличным стимулятором для детского воображения, способствуя развитию творческих способностей. Тематические праздники дают много новой информации и закрепляют знания, полученные школьниками на уроках. Наконец, праздник сплачивает ребят, вносит коррективы в их школьную и досуговую жизнь.
Цель: развивать интерес к традициям и истории праздников. Сформировать эстетическое отношение к творческой работе.
Содержание: продолжать знакомства с традициями праздников и их историческими корнями. Изготовление праздничных сувениров.
Третий год обучения
Цикл «Введение». 1 час
Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы – это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса.
Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными санитарно-гигиеническими нормами, основными материалами и инструментами для работы с бумагами.
Содержание: инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
Цикл: «Бумагопластика». 8 часов
Первые шаги бумагопластики настолько просты, что не требуют от ребёнка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя возможности бумаги: рвёт, мнёт, режет, образует спирали, пластичные формы. Лист бумаги будет послушен в руках ребёнка, и он сможет создать из него фантастический, сказочный мир.
Цель: научить выполнять простейшие фигуры, объёмные и полуплоскостные композиции по образцу, с внесением изменений по замыслу детей; рациональному использованию материала.
Содержание: простейшие способы работы в технике бумагопластика (витая спираль, петли, гофрировка). Работа по шаблону, способы скрепления деталей.
Цикл: Торцевание. 2 часа
Торцевание – техника работы с креповой(гофрированной) бумагой. Торцевание – мозаика из трубочек – торцовочек выполняется на бумаге и пластилине. В этой технике детьми выполняются интересные поделки-игрушки, цветы и чудесные ковры-картины размером с ватманский лист вызывают восхищение и удивление у всех, кто их видит. Кажется невероятным, что такие сложные работы выполняются очень легко.
Цель: продолжить освоениеосновных приёмов работы в технике «торцевания». Формировать у детей такие качества как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Содержание: инструменты, торцевание на пластилине, объёмное торцевание.
Цикл: Оригами. 9 часов
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ
Цель: научить детей изготовлению изделий в технике оригамииз заготовок квадратной формы;развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
Содержание: азбука оригами, базовые формы оригами. Аппликации в технике оригами, изделия из заготовок квадратной формы.
Цикл: «Творческие работы». 8 часов
Коллектив во многом определяет отношение школьника к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом.
Цель: научить детей работать в коллективе, получить опыт использования коммуникативных универсальных учебных действий: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми.
Содержание: понятие «коллективная творческая работа», правила работы в коллективе, выбор темы работы.
Цикл: «Праздники и подготовка к ним». 6 часов
Дети с радостью ждут праздники, которые стимулируют познавательный творческий интерес к деятельности. Тематические праздники сопровождают образовательный процесс в течении всего учебного года и оказывают влияние на воспитание личности ребёнка.
Цель: сформировать эстетические чувства, повысить самооценку ребёнка, учить грамотно и красиво строить свои мысли, высказывания, отвечать на вопросы. Воспитывать навыки культуры поведения, доброжелательного отношения к окружающим.
Содержание: традиции праздников, их историческое происхождение, подарки своими руками.
Четвёртый год обучения
Цикл: «Введение». 1 час
Цель: воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, интерес к труду и предмету. Умение правильно работать с инструментами, соблюдать правила техники безопасности на занятиях.
Содержание: инструменты: циркуль, спица, принципы их работы. Виды картона и бумаги, которые необходимы для работы второго года обучения.
Цикл: «Торцевание и гофротрубочки». 5 часов
Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочкахорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.
Цель: научить основным приёмам работы в технике «торцевания и гофротрубочек».
Содержание: приёмы работы с гофрированной бумагой, гофротрубочки.
Цикл: «Модульное оригами». 10 часов
Эта увлекательная техника — создание объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманых в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.
Цель: познакомить детей с базовыми формами модульного оригами, способами складывания модулей; развивать умения планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
Содержание: История развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать безопасности. Волшебные свойства бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник».
Цикл: «Квиллинг». 4 часа
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство создания объемных или плоскостных композиций из разноцветных полосок бумаги.
Квиллинг – удивительное занятие, основано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции.
Цель: научить основным приёмам работы в технике «бумагокручения» составлять пространственные и сюжетные композиции ; развивать творческое воображение. Развивать сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, совершенствовать координацию движений, гибкость, точность в выполнении действий.
Содержание: материалы, инструменты и приёмы работы в технике квиллинг. Композиция в технике квиллинг; сборка, оформление изделия декоративными деталями.
Цикл: «Творческие работы». 5 часов
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу создают коллективные формы работы. При организации работы в коллективе каждый ребёнок мыслит, предлагает своё мнение, обсуждаются разные варианты решения, Учащиеся учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать её на практике и представлять найденный совместно результат.
Цель: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества у детей с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой, учить оформлять творческие работы
Содержание: приёмы оформления творческих работ, участие в конкурсах, выставках.
Цикл: «Праздники и подготовка к ним». 9 часов
Праздник – это масса ярких и незабываемых впечатлений. Сделать их такими помогает цикл традиционных праздников, активное участие в которых дает возможность каждому учащемуся раскрыть свои явные и скрытые способности.
Цель: формировать и поддерживать активной позиции ребенка в момент подготовки и проведения праздника. Сформировать эстетическое отношение к творческой работе.
Содержание: продолжать знакомства с традициями праздников и их историческими корнями. Изготовление праздничных сувениров.
Программа «Бумагопластика» состоит из 4 блоков.
- В информационно-мотивационный блок включены циклы «Введение» и «Материал – бумага». На этих занятиях необходимо чётко и доступно объяснить детям правила техники безопасности работы с инструментами, клеем, санитарно - гигиенические требования. Мотивировать погружение в программу, познакомить детей с историей и происхождением бумаги, её свойствами, назначением и применением, с возникновением истории различных техник работы с бумагой.
- Технологический блок состоит их циклов, раскрывающих технологию работы с бумагой, приёмы обработки и способы создания изделий из бумаги в технике: «Аппликация», «Бумагопластика», «Оригами», «Модульное оригами», «Торцевание», «Квиллинг».
- Организационно-воспитательный блок представлен в программе циклом «Праздники и подготовка к ним». Занятия данного цикла проводятся соответственно тематике праздника и включены в тематический план согласно календарному времени.
- Цикл «Творческие работы» включён в проверочно-результативный блок. Планирование занятий предусматривает в завершении каждой темы итоговые задания, которые проводятся в виде коллективных проектов, выставок, викторин.
Тематический план
|
Тема |
Классы |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Информационно-мотивационный блок |
Цикл «Введение» |
2 |
2 |
1 |
1 |
6 |
|
Цикл «Материал – бумага» |
1 |
1 |
|
|
2 |
Технологический блок |
|
|
|
|
|
|
|
Цикл «Аппликация» |
8 |
|
|
|
8 |
|
Цикл «Бумагопластика» |
9 |
11 |
8 |
|
28 |
|
Цикл «Торцевание» |
|
4 |
2 |
5 |
11 |
|
Цикл «Оригами» |
5 |
4 |
9 |
|
18 |
|
Цикл «Модульное оригами» |
|
|
|
10 |
10 |
|
Цикл «Квиллинг» |
|
|
|
4 |
4 |
Проверочно-результативный блок |
Цикл творческих работ |
4 |
4 |
8 |
5 |
21 |
Организационно-воспитательный блок |
Цикл «Праздники и подготовка к ним» |
4 |
8 |
6 |
9 |
27 |
|
Всего |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |