«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне действовать
самому – и я научусь!»
Конфуций, китайский философ
Музыка возникла одновременно с человечеством. С древних времен люди стремились к прекрасному, воплощая чувства, мысли, эмоции в произведениях искусства. Музыка оказывает воздействие на духовную и эмоциональную сторону человека, позволяет сформировать его вкусы, взгляды, характер. Музыка стимулирует работу мозга, из-за чего, например, Пифагор проводил занятия с учениками под приятное музыкальное сопровождение. Авиценна отмечал влияние музыки на здоровье людей.
С первых лет работы в школе я выявила противоречие – большинство учеников признавали музыку значительным видом искусства, а к урокам музыки относились несерьезно, как к «второстепенному» предмету, как к чему-то не совсем обязательному. Необходимо было изменить отношение к уроку музыки, сформировать положительную мотивацию в процессе изучения предмета, раскрыть творческий потенциал обучающихся. Реализовать всё это в значительной мере мне помогло проектирование на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Проектная деятельность в последнее десятилетие находит широкое распространение в системе образования России, хотя метод проектов зародился еще во второй половине XIX века в США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Актуальность проектной деятельности в современной школе обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл, цели и задачи своей работы, самостоятельно продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план (ФГОС НОО Базисный учебный план) внесена строка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. В Федеральном компоненте Государственного Стандарта отмечается «участие обучающихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… самостоятельное выполнение творческих работ, проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей, объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий».
В нашей гимназии с 2003 года и по настоящее время важную роль занимает социальное проектирование. По инициативе Школьного парламента мы с классом, где я являюсь классным руководителем, участвовали в разработке социальных проектов «Книга Памяти», «Музей истории школы», «Театр и школа» и других. Участвуя в реализации этих проектов, мы с ребятами пришли к выводу, что самым важным и трудным этапом проектной деятельности является постановка цели проекта. Решив вопрос «Зачем мы собираемся делать этот проект?», обучающиеся определяют следующий вопрос: «Что для этого следует сделать?». После вопроса «Как это сделать?» мы выбираем способы создания проекта. Вопрос «Чего мы хотим добиться в итоге?» поможет представить ожидаемый результат. Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребёнка, выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному.
Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят передо мной как учителем музыки, я на своих уроках и во внеурочной деятельности применяю проектную технологию. В преподавании уроков искусства данная технология может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Ученикам проектная деятельность помогает проявлять инициативу, самостоятельность и творчество, способствует развитию всех групп УДД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) в соответствии с требованиями ФГОС.
Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:
- продемонстрировать уровень знаний в области музыкального искусства;
- реализовать свой интерес к предмету, приумножить знания о нём;
- подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Проектная деятельность позволяет охватить большое количество обучающихся, не вызывает перегрузки учеников, предает образовательному процессу характер сотрудничества между учителем и учеником, значительно повышает мотивацию учебной деятельности. Вовлечение обучающихся в проектирование учит их размышлять, прогнозировать, собирать информацию, анализировать факты, делать выводы. Пять «П» проекта – 5 этапов или ступеней его существования: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, где собраны все материалы проекта. Технология проектов отлично может быть использована на предметах искусства и во внеурочной деятельности, так как на уроках искусства происходит созидание, прежде всего, внутреннего мира ученика через разнообразные виды художественной деятельности, через творчество. Применительно к уроку музыки, проект – специально организованный учителем и выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Проектная деятельность - одна из составляющих развивающего, личностно-ориентированного обучения.
В своей деятельности я отдаю предпочтение следующим проектам:
- по видам: информационный, информационно-исследовательский, творческий, игровой (ролевой);
- по содержанию: межпредметный, монопредметный;
- по количеству участников: индивидуальный, малогрупповой, групповой;
- по длительности: от проекта-урока до долгосрочного, многомесячного или даже многолетнего проекта. Например, ролевые проекты хорошо использовать в начальной школе: разыгрывать песни, музыкальные игры. В данных микропроектах развиваются инициативность, воображение учеников и, конечно, выявляются одаренные дети.
С 5 класса я включаю в практику информационно-исследовательские проекты – «Изучение биографий композиторов», «Путешествие в страну музыкальных инструментов» и другие. Что касается информационных проектов, то основная их задача – самостоятельность в поиске информации, подготовка презентации, затем публичное выступление в классе. Примеры таких проектов: «Выдающиеся оперы М.П.Мусоргского», «Музыкальный жанр – Симфония», «Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» и другие.
О творческих проектах я хочу рассказать более подробно. В 2017 году кафедрой культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования был заявлен конкурс музыкально-театральных проектов «Увертюра». Основные задачи конкурса – стимулировать интерес к познавательной, художественно-исполнительской и музыкально-театральной деятельности, воспитывать музыкальный вкус обучающихся посредством приобщения к культурным и духовным ценностям музыкального искусства. Конкурс «Увертюра» был посвящен памяти М.И.Глинки, а творческим продуктом участников проекта должно было стать выступление с какой либо сценой из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Конкурс проводился в два этапа:
- первый этап – теоретический – коллективная интеллектуальная игра-викторина по опере «Иван Сусанин»;
- второй этап – практический – театрализованные представления.
Кроме того, необходимо было подготовить и представить паспорт проекта с описанием всей выполненной работы в виде презентации и стендового доклада.
На начальном этапе реализации проекта я собрала творческую группу обучающихся 5-6 классов, их родителей и рассказала о целях, задачах проекта, о том, что нам предстоит узнать и сделать. Знакомство с оперой Глинки «Иван Сусанин» включено в программу уроков музыки, но для реализации проекта мы более глубоко изучили историю создания, сюжет, особенности жанра «опера» и оперы «Иван Сусанин» в частности. После прочтения либретто и просмотра фрагментов оперы, мы выбрали наиболее понравившуюся сцену, определили роль этой сцены в контексте оперы. Следующий этап – распределение ролей в проектной деятельности (роли певцов, танцоров, художников-костюмеров, гримеров и т.д.) и исполнение этих ролей. Несколько ребят отвечали за подготовку и представление паспорта проекта: фотографировали, готовили презентацию, составляли текст доклада. Еще одна группа готовилась к интеллектуальной викторине по теме проекта. Непосредственно перед конкурсом нам с ребятами удалось послушать оперу «Иван Сусанин» в Мариинском театре, и я убедилась воочию, как возрос интерес этих учеников к оперному искусству. Ребята с удовольствием слушали классическую музыку, а затем, на проекте, с удовольствием исполняли сцену из второго действия оперы. Участие в творческом проекте заинтересовало и увлекло обучающихся музыкальным искусством.
Проектная деятельность открывает обучающимся новые возможности творческого самовыражения в различных формах исполнительской деятельности – в хоровом и сольном пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-драматической театрализации во внеурочной работе. Уже много лет в нашей гимназии реализуется общешкольный проект – Фестиваль детского и юношеского творчества «Рождественские звездочки». Фестиваль проходит несколько дней в различных номинациях исполнительского творчества и заканчивается Гала-концертом, на котором выступают победители фестиваля: хоры, ансамбли, солисты-вокалисты и инструменталисты, танцоры. Главный смысл деятельности педагогов в реализации этого проекта – создание ситуации успеха для каждого участника, потому что именно творческие достижения ребенка ярко окрашивают его жизнь, определяют отношения к одноклассникам, педагогам, родителям, к самому себе. И я очень горжусь, что общешкольный творческий проект «Рождественские звездочки», в создании которого я принимала непосредственное участие, стал в нашей гимназии традиционным.
Традиционными в гимназии стали творческие проекты: «Поэтические чтения» (ко Дню гимназиста), «Новогодний КВН старшеклассников», проекты, посвященные событиям Великой Отечественной войны и другие. Кроме тог, мои ученики ежегодно участвуют в районных творческих проектах «Прекрасен наш союз», «С песней по жизни», «Играй и пой…» и т.д.
Конечно, проектная работа не может помочь решению всех проблем в обучении. Но она способствует расширению кругозора учеников, самостоятельности, обеспечивает формирование умений ставить цель и осуществлять поиск средств для её достижения, учит планировать и организовывать свою деятельность, позволяет ориентироваться в информационном пространстве, способствует формированию коммуникативных умений и навыков, освоению различных социальных ролей, развивает творческие способности и, несомненно, повышает интерес к уроку музыки.