Цель урока: знакомство с последовательностью обработки застежки брюк тесьмой-молнией, со специальным приспособлением к швейной машине.
Задачи:
- Формирование навыков последовательности обработки застежки брюк тесьмой-молнией, использования приспособления при втачивании тесьмы-молнии.
- Развитие у обучающихся умения применять ранее полученные знания на практике, осуществлять самоконтроль. Развитие моторики пальцев рук, глазомера.
- Воспитание аккуратности, самостоятельности в работе, самокритичности, осуществляя самоанализ работы.
Тип урока: комбинированный.
Педагогические технологии: ИКТ.
Используемое оборудование:
- для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская презентация к уроку;
- для учащихся: учебник 9 класса «Швейное дело», рабочие тетради, авторская инструкционно-технологическая карта, швейная машинка, материал, инструменты, лекала, образцы.
Видеоряд: слайды по теме «Обработка застёжки брюк тесьмой-молнией».
Методы обучения: беседа, демонстрация, практическая работа.
Словарь: однорожковая лапка (односторонняя лапка).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение правил безопасной работы с острыми инструментами
Учащиеся выбирают карточку с названием инструмента или оборудования и рассказывают правило безопасной работы с ним.
Инструктаж по технике безопасности
Правила работы с ножницами
- Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
- Ножницы кладите кольцами к себе.
- Не оставляете ножницы раскрытыми.
- Передавайте ножницы кольцами вперед.
- Не машите ножницами, не подносите к лицу.
Правила работы с иглой
- Храните иглы и булавки в подушечке или игольнице.
- Не оставляйте иглу на рабочем месте без нитки.
- Не берите иглу в рот.
- Не втыкайте иглу в одежду.
- Не отвлекайтесь во время работы с иглой.
Правила работы с утюгом
- Перед началом работы проверить исправность шнура.
- Включать и выключать утюг, держась сухими руками за корпус вилки.
- Ставить утюг на подставку.
- Не оставлять без присмотра включенный утюг.
- По окончании работы выключить утюг.
Правила безопасной работы на швейной машине.
- Волосы спрятать под косынку, застегнуть манжеты рукавов.
- На машину не класть посторонние предметы.
- Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.
- Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.
- Перед работой проверить исправность шнура.
- По окончании работы убрать рабочее место.
3. Сообщение темы и цели
Актуализация, мотивация:
- Какое изделие вы должны изготовить в этой четверти? (Брюки).
- Это изделие будет вам полезно?
- Если вы постараетесь, то у вас появится новый предмет гардероба – брюки.
- На какой стадии изготовления сейчас ваши брюки? Чем занимались на предыдущем занятии?
- Прочтите слова, написанные на карточках:
- Застежки брюк
- Обработка тесьмой-молнией (слайд 3)
- Если вы поставите слова в правильной последовательности, то узнаете тему урока.
- Итак, тема урока: «Обработка застежки брюк тесьмой-молнией». (слайд 4).
- Сегодня мы научимся обрабатывать застёжку брюк тесьмой-молнией на образце.
4. Актуализация опорных знаний
1) Ответы на вопросы.
- Какие бывают брюки по назначению? (нарядные, повседневные)
- От чего зависит форма, длина, силуэт брюк? (от направления моды)
- Какие брюки могут быть по фасону? (расширенные к низу, клеш, прямые, зауженные)
- Назвать основные детали брюк.
- Какие ещё могут быть детали? (карманы, кокетки, манжеты).
2) Задание: поднять карточку с цифрой соответствующей срезу, который назовёт учитель. (слайд 5,6)
3) Коррекционное упражнение: назвать отсутствующие на чертежах срезы брюк. (слайд 7,8)
4) Повторение плана пошива брюк. Задание: выбери правильную последовательность уже выполненной вами работы по изготовлению брюк (слайд 9)
а) 3,4,1,2,6, 5
Обработать застежку тесьмой-молнией.
б) 2,3,1,4,6,5
Обработать нижние срезы.
в) 4,1,3,5,2,6
1. Обработать боковые и шаговые срезы.
2. Обработать верхний срез.
3. Обработать средний срез и срез сидения.
4. Обработать вытачки.
5) Задание на карточках: Выбрать правильный ответ (слайд 10)
1. Боковые и шаговые срезы стачивают
- до примерки
- после примерки
2. Вытачки заутюживают
- к центру
- к боковым срезам
3. Боковые, шаговые срезы обрабатывают
- обтачным швом
- притачным швом
- стачным швом
5. Изложение нового материала
Застежку у брюк можно обработать разными способами:
- застежкой тесьмой молнией
- на пуговицы
- на петлях
Мы рассмотрим обработанные застежки тесьмой-молнией, т.к. она имеет большое преимущество по сравнению с другими видами застежек (слайд 11,12)
Преимущества:
- Красивый внешний вид.
- Быстрота и удобство при ее использовании.
- Сокращение времени на обработку.
Расположение тесьмы-молнии:
- В верхней части левого шва.
- В среднем шве переднего полотнища.
- В среднем шве заднего полотнища.
Закрепляют тесьму-молнию отдельной строчкой по лицевой стороне изделия нитками в цвет ткани, используют специальную однорожковую (одностороннюю) лапку для втачивания молнии. Она позволяет максимально близко проложить строчку к звеньям молнии. Она позволяет максимально близко проложить строчку к звеньям молнии. Показ лапки (слайд 13)
Объяснение последовательности выполнения работы.
- При пошиве брюк мы подошли к этапу обработки застёжки тесьмой-молнией.
- А какой этап подготавливает изделие к данному виду работы? (стачивание переднего среднего шва до метки и обработка его)
Женские брюки застегиваются справа налево.
Работа с предметно-инструкционной картой
Для изготовления образца застежки тесьмы-молнии потребуется: тесьма-молния, флизелин, детали из ткани (слайд 14)
1) Проклеить припуски правого и левого края разреза флизелином, обработать на оверлоке (слайд 15)
2) Припуск правого края разреза заметать на изнаночную сторону по линии середины переда. Обтачку левого края разреза заметать на изнаночную сторону на расстоянии 0,7–1см от линии середины переда, при этом шов у конца обтачки надсечь, не доходя до строчки 0,5см. Края приутюжить (слайд 16)
3) Припуск под застежку (левый край разреза) наметать на тесьму молнии близко к зубчикам и притачать в край при помощи односторонней лапки для потайного притачивания кантов и молний (слайд 17)
4) Разрез брюк сколоть булавками, совместив средние линии переда (слайд 18)
5) Обтачку правого края застежки наколоть на тесьму молнии, не прихватывая брюк. Молнию пристрочить к обтачке (слайд 19)
6) С лицевой стороны брюк правый край застежки отстрочить по размеченной линии строчки, прихватывая обтачку (слайд 20)
Самоконтроль: машинная строчка ровная, правильная по всей длине молнии.
6. Обобщение и систематизация знаний
Повторение хода работы учащимися (слайд 21)
Рассказать (по цепочке) выполнение обработки застежки брюк тесьмой-молнией, используя опорные слова (термины):
- наметать
- заметать
- притачать
- пристрочить
- отстрочить
- приутюжить
Физминутка
7. Практическая часть
Текущий инструктаж.
Начинаем выполнять практическую работу по инструкционным картам.
1. Повторение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием.
2. Дифференцирование работы по объёму.
3. Контроль за выполнением работы.
4. Оказание индивидуальной помощи.
5. Внесение по ходу работы вопросов учащимся, о том какую операцию они выполняют, с целью закрепления терминологической лексики (слайд 22)
Практическая работа выполняется на основе инструкционной карты и образцов.
8. Закрепление материала
Демонстрация выполненных образцов и последовательности обработки.
9. Оценка ЗУН учащихся
- Самооценка работ.
- Оценка работ учителем.
- Разбор типичных ошибок.
10. Подведение итогов урока
Рефлексия (слайд 23)
- Вам было интересно на уроке?
- Вы узнали что-то новое?
- Был ли доступен изучавшийся материал?
- Вы его поняли?
- В чем вы испытывали затруднения?
- Готовы ли вы применить полученные знания на практике?