«Творчество, - пишет В.В.Давыдов, - является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».
Слайд 2.
Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше.
Творческая деятельность, имеет большое значение в жизни человека, тем более она имеет большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у таких детей усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.
Наши дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей.
Дети, поступающие в наш центр, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое «Я», понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Слайд 3.
Средством, способным решать все эти задачи, является творчество. Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми творческая деятельность используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие - является способом профилактики и коррекции. Творческая деятельность – это самая эффективная форма воздействия на сознание ребенка с ОВЗ, способствующая формированию личности, развитию его творческих способностей. Слайд 4.
Она понятна, близка его природе, потому что связана с игрой. При подготовке к различным спектаклям, праздникам, ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния. Слайд 5. Творческая деятельность пользуется у наших воспитанников неизменной любовью. Участие в ней прививает детям устойчивый интерес к литературе, формирует у них артистические навыки, побуждает к созданию новых образов. Слайд 6. Кроме того, помогает нам, взрослым, установить с воспитанниками тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для воспитателя в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и воспитательного воздействия на него.
Слайд 7. Занятия творческой деятельностью детей с ОВЗ дают положительную динамику в развитии воображения, формировании его творческого компонента.
Слайд 8. У многих наших детей речь не связанна, несформирована, словарный запас беден и однообразен и тогда проявление эмоций и жестов является основным показателем во время игры своей роли в спектакле.
Слайд 9. Подготовка к спектаклям, праздникам, выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, личностно-социальному развитию воспитанников.
Слайд 10. Прежде чем учить ребенка драматизировать, мы знакомим его с произведением (чтение книг, просмотр фильмов), затем дети учатся рассказывать по ролям, вместе мы подбираем интонации и движения. Слайд 11. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарный запас детей. Слайд 12. Такая систематическая работа с детьми с ОВЗ с использованием приемов театральной деятельности заметно улучшает их диалогическую речь, обогащает их словарь. Слайд 13. Учащиеся нашей школы имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности, посредством участия в праздниках. Слайд 14. Они с большим удовольствием разучивают стихотворения, песни и танцы на колясках. Упорно тренируются, что бы с блеском выступить на сцене. Слайд 15. Порадовать своим выступлением и сотрудников школы, и конечно же, своих родных.
Слайд 16. Знаменательными для всех детей становятся дни премьер спектаклей и праздников, к которым мы тщательно готовимся. Слайд 17. Каждодневные репетиции, индивидуальная работа с детьми над ролями, изготовление декораций, костюмов, подборка музыкального оформления и многое другое. Тесная связь с родителями помогает нам в работе не только с детьми, но и в подготовке к различным творческим мероприятиям. Слайд 18-20.
Родители понимают важность творческой деятельности в жизни их детей, которая дает возможность быть творческими личностями, коммуникативными, добрыми, веселыми, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, инициативными, непосредственными, способными к восприятию новизны и принимают непосредственное участие в наших спектаклях и праздниках (вместе со своими детьми танцуют, поют, играют всевозможные роли).
Слайд 21. Дети с ОВЗ и их родители – полноправные участники досуговых мероприятий. Слайд 22. Включение детей с ОВЗ наравне со своими сверстниками в танец, хоровод – потенциал успешности ребёнка, уникальный резерв приобретения ребёнком с ОВЗ неоценимого опыта взаимодействия и коммуникации, опыта самооценки. Слайд 23. Использование роли зрителей или болельщиков также способствует формированию опыта эмоционально-оценочных отношений, формирует умение выражать сопричастность к коллективу сверстников. Слайд 24.