В своей работе при обучении географии курса я делаю акцент на творческие задания, потому как они способствует развитию творческой деятельности, творческого потенциала обучающихся. У каждого ребенка есть способности и таланты и моя задача как учителя, способствовать развитию этих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии. Творческие задания стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности, приводят к более глубоким знаниям учащихся и приобретению метапредметных навыков. Творческие задания одна из видов педагогической технологии.
Педагогическая технология - совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
- Технология критического мышления (приём «Составление синквейнов»); В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
- Кейс-технологий (метод ситуационно-ролевых игр).
- Игровые технологии.
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. По (характеристике) характеру педагогического процесса:
- обучающие;
- тренинговые;
- контролирующие;
- обобщающие;
- познавательные;
- творческие;
- развивающие.
Основная цель творческих заданий:
- научить учащихся пользоваться дополнительной литературой;
- научить выделять главное из общей информации;
- получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету;
- подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания;
- подходить нестандартно к решению проблем.
Творческая деятельность учащихся - это всегда поиск, догадка, работа воображения. Дети любят сам процесс выполнения творческого задания, от которого они получают радость.
Чтобы обеспечить творческую деятельность у школьника, необходимо знать условия системы ее возникновения:
- открытость обучения предмету
- понимаемую как особый стиль работы учителя, содержания образования, общения между учащимися и т.д., оставляющие за учащимся возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности.
- построение учеником совместно с учителем индивидуального маршрута собственной творческой деятельности
- оставление гибкого плана и прохождение определенных этапов выполнения творческой работы.
Творческие задания стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности и в итоге приводят к более глубоким знаниям учащихся и приобретению метапредметных навыков.
На своих уроках использую такие творческие задания по виду деятельности, как:
- индивидуальные
- парные
- мелкогрупповые (3-7 человек)
- групповые (10-15 человек)
- коллективная
Различные виды заданий по-разному влияют на развитие творческого потенциала учащегося. Так при выполнении заданий репродуктивного уровня (рисунки, кроссворды, ребусы, синквейны) оказывают наибольшее воздействие на воображение, память, речь, внимание. Творческие задания частично-поискового уровня (логические цепочки, «найди ошибку», определение объекта по описанию, контуру) развивают память, логическое мышление, внимание.
Творческий уровень (заочные путешествия, квест, мини-сочинение, решение географических задач) развивают внимание, логику, мышление.
Творческие задания я использую в основном на обобщение и закрепление изученного материала, начиная с 6 класса, ребята составляют как правило кроссворды, они могут это делать индивидуально или в паре, потом они обмениваются между своими одноклассниками и разгадывают их, в 7 классе мы изучаем материки и океаны, здесь у ребят уже есть папки, куда они вкладывают свои задания, мы проходим разделы по материкам и на протяжении изучения раздела (длится он примерно 1-1,5 месяца) ребята выполняют в своем темпе заданные задания, в конце изучения они сдают папки на проверку, таким образом это еще возможность получить хорошие отметки), в 8 классе к сожалению активность выполнения уже падает, творческие задания провожу в виде ситуационно-ролевых игр, где мы разделяемся на несколько групп (экологи, геологи, экономисты), и они ведут дискуссию и отстаивают свое мнение, например на тему «добыча никеля в Воронежской области».
Таким образом, использование творческих и проблемных заданий на уроках географии является одним из способов повышения качества учебно-воспитательного процесса.