География в профессиях

Разделы: География

Класс: 8

Ключевые слова: география, мир географических профессий, методика преподавания урока географии


Актуальность

География - основа многих профессий. Она способна сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов. Чтобы поднять престиж географии нужно культивировать профессию географа, способствовать достижению обществом понимания того, что действительно «без географии вы нигде!»

Президент В.В.Путин говорил в своём интервью на заседании попечительского совета Русского географического общества (РГО): «Наряду с историей Отечества, русским языком, литературой география служит основой формирования патриотических ценностей».

Цель:

  • профессиональная ориентация учащихся, расширение круга представления о профессиях, связанных с географией;
  • знакомство с внутри - и межпредметными связями в географии;
  • обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи; формирование положительного отношения к труду как к высшей ценности в жизни;
  • воспитание трудолюбия, ответственности и целеустремленности.

Практическая значимость: результаты данной работы возможно использовать на уроках географии в 5-9 классах, во внеурочной деятельности, в профориентационной работе с учащимися, работе с родителями.

Методы:

  • сбор информации
  • анализ собранной информации
  • синтез собранной информации
  • сравнение, обобщение

Объектом исследования: анализ содержания географии для 5-10 классов и профессии, в основе которых лежит география.

В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, в основе других - химия, в основе третьих - информатика. Есть ряд профессий, в основе которых лежит география. И с ними знакомятся обучающиеся 5-9 классов. Рассмотрим, с какими профессиями можно ознакомиться на уроках географии.

Класс

Профессии

5

Картограф, геодезист, океанолог, вулканолог, сейсмолог, спелеолог, геолог

6

Гидролог, синоптик, метеоролог, биогеограф, естествоиспытатель

7

Углубление знаний о профессиях, с которыми познакомились в 5-6 классах

8

Палеонтолог, археолог, гляциолог, геоморфолог, почвовед, агроном, селекционер, углубление знаний о профессиях из 5-7 классов

9

Профессии, связанные с отраслями промышленности, агропромышленного комплекса и сферы услуг. Мужские и женские профессии в мире

Детям можно предложить ряд заданий, которые помогут им в выборе профессии после окончания школы.

Например, можно предложить обучающимся 5-7 классов рассмотреть приборы, которыми пользуются специалисты. Назвать, как называются они, для чего используются, люди, каких профессий могут их использовать в своей работе. По итогам работы составляется сводная таблица:

Название прибора

Для чего используется

Какой специалист использует

Нивелир

Для измерения неровностей поверхности Земли

Геодезист, строитель

Гигрометр

Для определения относительной влажности

Метеоролог

Плювиограф (Осадкомер)

Для измерения осадков

Метеоролог

Сейсмограф

Для определения силы землетрясения

Сейсмолог и вулканолог

Термометр

Для определения температуры воздуха

Метеоролог и ряд других профессий

Анемометр

Для определения силы и скорости ветра

Метеоролог и ряд других профессий

Флюгер

Для определения направления и силы ветра

Метеоролог и ряд других профессий, например, работники аэропорта

Для обучающихся 9 класса можно предложить выполнить следующее задание: расположить профессии по секторам экономики, оформить можно в виде таблицы или схемы. В задании даны профессии: комбайнер, швея, столяр, шахтер, повар, геолог, овощевод, ювелир, нефтяник, металлург, сварщик, технолог, артист, учитель, автослесарь.

Итог работы такой:

Сектора экономики

Первичный

Вторичный

Третичный

Профессии

комбайнер, шахтер, геолог, овощевод, нефтяник

металлург, сварщик, столяр, технолог, ювелир

швея, артист, учитель, повар, автослесарь

Можно организовать работу с пословицами и поговорками, разбив участников мероприятия на 3 группы.

Задание: Найти вторую часть пословицы и объяснить ее значение.

1 группа:

  • Люби дело - мастером будешь.
  • Мало хотеть - надо уметь.
  • Всякий мастер на свой лад.
  • Всякий человек у дела познается.

2 группа:

  • С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
  • Ремесло пить - есть не просит, а само кормит.
  • К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
  • Невидное ремесло, а славу принесло.

3 группа:

  • Каждое дело любовью освящается.
  • Кто ветром служит, кто дымом.
  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  • Кто на все руки, у того нет скуки.

Также можно предложить детям испытать свою интуицию, соотнести профессии и чем заняты данные специалисты:

Даже загадки могут стать частью любого мероприятия, например, конкурса, викторины или же классного часа. К тому же, они помогают развить ассоциативное мышление, сообразительность и просто поднимают настроение. Такое развлечение будет интересно не только малышам, но и подросткам. Например, для старшеклассников можно подготовить загадки о профессиях. Это станет отличным дополнением к мероприятию по профориентации.

Сначала можно предложить ребятам для разминки несколько легких загадок, которые не вызовут никаких сложностей, зато привлекут внимание школьников к викторине. Это могут быть шуточные короткие варианты:

  • Может он жилье продать, обменять, купить и сдать. (Риэлтор)
  • Обновит лицо и тело с помощью приборов, кремов. (Косметолог)
  • Он меню нам принесет и еду нам подает. (Официант)
  • Телом хорошо владеет, ярко двигаться умеет. (Танцор)
  • Веселить умеет всех, вызывать улыбку, смех. (Клоун)
  • Его приходу каждый рад, когда на кухне водопад. (Сантехник)
  • Станет палочкой махать - будет музыка играть. (Дирижер)
  • Иглою огненной портной шьет кораблю костюм стальной. (Сварщик)
  • Наведет стеклянный глаз, щелкнет раз, и помним вас! (Фотограф)
  • Об артистах он всё знает, их со сцены объявляет. (Конферансье)
  • Он в спорте толк уж точно знает, ведь он спортсменов наставляет. (Тренер)
  • Защищать в суде всех рад, наш умелый… (Адвокат)

Позже можно несколько усложнить задачу. Стоит добавить более длинные варианты. Необходимо подготовить для старшеклассников такие загадки о профессиях, с ответами на которые у ребят могут возникнуть некоторые сложности, чтобы им пришлось поразмышлять.

Многие подростки, которые выросли в городе, плохо знакомы с жизнью за его пределами. Потому с угадыванием профессий, которые характерны для загородной местности, могут быть некоторые проблемы. Ребятам придется задуматься, вспомнить художественные произведения, фильмы, рассказы:

Его работа на земле в селе:
Он сеет, пашет, растит коров.
Семена покупает всегда и везде.
Вырастить хороший урожай готов! (Фермер)

Он по лесу не просто гуляет,
А деревья, зверей охраняет.
Он зимой наполняет кормушки,
Чтобы выжили лесные зверушки. (Лесник)

Он в институте долго учился,
Растения с почвой он изучал.
Теперь хорошо разбирается лично,
Как вырастить самый большой урожай. (Агроном)

Он науку изучил.
Землю словно приручил.
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном,
И зовется… (Агроном)

Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу она несет в секрете.
Ее давно буренки знают,
Мычаньем весело встречают,
И за ее нелегкий труд,
Всё молоко ей отдают. (Доярка)

Интересно вспомнить о людях, чей жизненный путь напрямую связан с искусством:

Палочкой он машет плавно,
Потому что в оркестре он главный.
Он слышит и знает каждый инструмент.
В оркестре он словно страны президент. (Дирижер)

Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слез,
В прошлый раз был педагогом,
Ну а завтра - машинист,
Должен знать он очень много,
Потому что он… (Артист)

Он в пьесе роли не играет,
Он за актером наблюдает,
Забудет кто-то роль едва,
Подскажет нужные слова. (Суфлер)

Его задача - спектакль поставить,
Чтоб каждый актер верно исполнил роль.
Всеми на сцене он призван править.
Для всех, кто на ней, он словно король. (Режиссер)

Летают тарелки?
Тарелки летают!
А кто из вас знает,
А кто угадает,
Кто ж эти тарелки летать заставляет? (Жонглер)

Мальчики школьного возраста уже знают, что такое стройка, слышали о технике, материалах, которые используются в процессе. Интересно будет вспомнить правильные названия некоторых специальностей, без которых не обойтись в строительстве:

Он сидит в кабине высоко над землей,
Он командует длинной железной рукой.
На стройке его работа всем заметна:
Он поднимает тонны цемента. (Крановщик)

Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нем,
Чтобы выше, чтобы шире,
Были комнаты в квартире. (Каменщик)

Вот на краешке с опаской,
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр)

Он работает кистью и краской,
Но не рисует холсты он совсем.
На высоте в люльке и каске,
Он покрасит стены все-все. (Маляр)

Как добротный строить дом,
Укрепить дверной проем?
Знает точно он закон,
Как соорудить балкон! (Строитель)

Полезно о каждой профессии, которая является отгадкой, подобрать интересную информацию, которая позволит подросткам расширить свой кругозор.

Также интересно будет узнать, что в мире существуют типично женские и типично мужские профессии. Можно дать задание - отыскать в различных источниках информации женские и мужские профессии. Обучающиеся увидят, что женскими профессиями являются ткачиха, нянечка в детском саду, горничная, воспитатель в детском саду, мужскими профессиями - шахтер, грузчик, слесарь, машинист электропоезда, пилот истребителя, металлург на доменном производстве, пожарный при непосредственном тушении пожара.

И, конечно, говоря о профессиях на протяжении всех лет обучения, необходимо вспомнить качества личности, которыми обладают люди разных профессий. Чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать определенными качествами, отвечающими тем требованиям, которая предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому можно предложить выпускникам 9-го класса пройти тест Е.А.Климова. Результатом будет выявленная предрасположенность к одному из пяти профессиональных направлений.

  • Человек - природа. Сферы, связанные с живыми организмами и системами. Врачи, биологи.
  • Человек - техника. Это направления, предполагающие работу с неживыми системами. Тут всевозможные механики и инженеры.
  • Человек - человек. Взаимодействие с индивидами и коллективами. Преподаватели, психологи, консультанты.
  • Человек - знаковая система. Работа с данными: шифрами, цифрами, таблицами, текстом. Редакторы, аналитики, big data.
  • Человек - художественный образ. Это люди искусства, артисты, дизайнеры.

Плюсы:

  1. Вопросы легко воспринимаются любым человеком, ответы не требуют самокопаний.
  2. Результат данного теста содержит вполне конкретные рекомендации.

Минусы:

  1. Легко спутать предрасположенность и интерес к профессии.
  2. Не все профессии однозначно относятся к одному типу, это может запутать.

Задание: запишите качества личности, которыми должен обладать машинист поезда, адвокат, художник.

Профессия

Качества личности

Машинист поезда

точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, ответственность

Адвокат

устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память; умение находить общий язык с разными людьми, терпение.

Художник

наличие способностей к искусствам, творческое воображение, образное мышление, и, конечно, трудолюбие, должен быть целеустремленным, иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда.

Также можно выполнить задание следующего характера: записать свои качества личности, и какие качества понадобятся им в будущем, когда они станут дипломированными специалистами. Выполняя задание, дети задумываются над тем, что не всегда их качества совпадают с теми качествами, которыми обладает человек выбранной ими профессии, и приходят к выводу, что необходимо работать над собой, верно определить свой жизненный путь и выбрать профессию по душе, чтобы она приносила им удовлетворение.

Своевременно оказанная профориентационная помощь обучающимся выступает залогом гармоничного развития личности и является естественным завершением всего учебно-воспитательного процесса. Использование вышеизложенных методов и форм, помогают направить работу на становление профессионального самоопределения учеников, формирование профессиональной мотивации, развитие умений осуществлять выбор и нести за него ответственность.

Список использованной литературы

  1. Иванов Г., Лямзина Л. «Сколько профессий в мире?» Москва, «Просвещение», 1999г.
  2. Журнал «География» № 03 2008 г.
  3. Левиева С.Н. «Мир профессий». Москва, «Просвещение», 2005г.
  4. Пчёлов Е.В. «В мире профессий». Москва, «Русское слово», 2002 г.

Ресурсы интернет:

  1. https://womanadvice.ru/zagadki-o-professiyah-dlya-starsheklassnikov
  2. http://www.cezan.ru/сareer/professionalnye-kachestva-dlya-raznyh-tipov-professiy