Актуальность
География - основа многих профессий. Она способна сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов. Чтобы поднять престиж географии нужно культивировать профессию географа, способствовать достижению обществом понимания того, что действительно «без географии вы нигде!»
Президент В.В.Путин говорил в своём интервью на заседании попечительского совета Русского географического общества (РГО): «Наряду с историей Отечества, русским языком, литературой география служит основой формирования патриотических ценностей».
Цель:
- профессиональная ориентация учащихся, расширение круга представления о профессиях, связанных с географией;
- знакомство с внутри - и межпредметными связями в географии;
- обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи; формирование положительного отношения к труду как к высшей ценности в жизни;
- воспитание трудолюбия, ответственности и целеустремленности.
Практическая значимость: результаты данной работы возможно использовать на уроках географии в 5-9 классах, во внеурочной деятельности, в профориентационной работе с учащимися, работе с родителями.
Методы:
- сбор информации
- анализ собранной информации
- синтез собранной информации
- сравнение, обобщение
Объектом исследования: анализ содержания географии для 5-10 классов и профессии, в основе которых лежит география.
В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, в основе других - химия, в основе третьих - информатика. Есть ряд профессий, в основе которых лежит география. И с ними знакомятся обучающиеся 5-9 классов. Рассмотрим, с какими профессиями можно ознакомиться на уроках географии.
Класс |
Профессии |
5 |
Картограф, геодезист, океанолог, вулканолог, сейсмолог, спелеолог, геолог |
6 |
Гидролог, синоптик, метеоролог, биогеограф, естествоиспытатель |
7 |
Углубление знаний о профессиях, с которыми познакомились в 5-6 классах |
8 |
Палеонтолог, археолог, гляциолог, геоморфолог, почвовед, агроном, селекционер, углубление знаний о профессиях из 5-7 классов |
9 |
Профессии, связанные с отраслями промышленности, агропромышленного комплекса и сферы услуг. Мужские и женские профессии в мире |
Детям можно предложить ряд заданий, которые помогут им в выборе профессии после окончания школы.
Например, можно предложить обучающимся 5-7 классов рассмотреть приборы, которыми пользуются специалисты. Назвать, как называются они, для чего используются, люди, каких профессий могут их использовать в своей работе. По итогам работы составляется сводная таблица:
Название прибора
|
Для чего используется |
Какой специалист использует |
Нивелир |
Для измерения неровностей поверхности Земли |
Геодезист, строитель |
Гигрометр |
Для определения относительной влажности |
Метеоролог |
Плювиограф (Осадкомер) |
Для измерения осадков |
Метеоролог |
Сейсмограф |
Для определения силы землетрясения |
Сейсмолог и вулканолог |
Термометр |
Для определения температуры воздуха |
Метеоролог и ряд других профессий |
Анемометр |
Для определения силы и скорости ветра |
Метеоролог и ряд других профессий |
Флюгер |
Для определения направления и силы ветра |
Метеоролог и ряд других профессий, например, работники аэропорта |
Для обучающихся 9 класса можно предложить выполнить следующее задание: расположить профессии по секторам экономики, оформить можно в виде таблицы или схемы. В задании даны профессии: комбайнер, швея, столяр, шахтер, повар, геолог, овощевод, ювелир, нефтяник, металлург, сварщик, технолог, артист, учитель, автослесарь.
Итог работы такой:
Сектора экономики
|
Первичный |
Вторичный |
Третичный |
Профессии |
комбайнер, шахтер, геолог, овощевод, нефтяник |
металлург, сварщик, столяр, технолог, ювелир |
швея, артист, учитель, повар, автослесарь |
Можно организовать работу с пословицами и поговорками, разбив участников мероприятия на 3 группы.
Задание: Найти вторую часть пословицы и объяснить ее значение.
1 группа:
- Люби дело - мастером будешь.
- Мало хотеть - надо уметь.
- Всякий мастер на свой лад.
- Всякий человек у дела познается.
2 группа:
- С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
- Ремесло пить - есть не просит, а само кормит.
- К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
- Невидное ремесло, а славу принесло.
3 группа:
- Каждое дело любовью освящается.
- Кто ветром служит, кто дымом.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Кто на все руки, у того нет скуки.
Также можно предложить детям испытать свою интуицию, соотнести профессии и чем заняты данные специалисты:
Даже загадки могут стать частью любого мероприятия, например, конкурса, викторины или же классного часа. К тому же, они помогают развить ассоциативное мышление, сообразительность и просто поднимают настроение. Такое развлечение будет интересно не только малышам, но и подросткам. Например, для старшеклассников можно подготовить загадки о профессиях. Это станет отличным дополнением к мероприятию по профориентации.
Сначала можно предложить ребятам для разминки несколько легких загадок, которые не вызовут никаких сложностей, зато привлекут внимание школьников к викторине. Это могут быть шуточные короткие варианты:
- Может он жилье продать, обменять, купить и сдать. (Риэлтор)
- Обновит лицо и тело с помощью приборов, кремов. (Косметолог)
- Он меню нам принесет и еду нам подает. (Официант)
- Телом хорошо владеет, ярко двигаться умеет. (Танцор)
- Веселить умеет всех, вызывать улыбку, смех. (Клоун)
- Его приходу каждый рад, когда на кухне водопад. (Сантехник)
- Станет палочкой махать - будет музыка играть. (Дирижер)
- Иглою огненной портной шьет кораблю костюм стальной. (Сварщик)
- Наведет стеклянный глаз, щелкнет раз, и помним вас! (Фотограф)
- Об артистах он всё знает, их со сцены объявляет. (Конферансье)
- Он в спорте толк уж точно знает, ведь он спортсменов наставляет. (Тренер)
- Защищать в суде всех рад, наш умелый… (Адвокат)
Позже можно несколько усложнить задачу. Стоит добавить более длинные варианты. Необходимо подготовить для старшеклассников такие загадки о профессиях, с ответами на которые у ребят могут возникнуть некоторые сложности, чтобы им пришлось поразмышлять.
Многие подростки, которые выросли в городе, плохо знакомы с жизнью за его пределами. Потому с угадыванием профессий, которые характерны для загородной местности, могут быть некоторые проблемы. Ребятам придется задуматься, вспомнить художественные произведения, фильмы, рассказы:
Его работа на земле в селе:
Он сеет, пашет, растит коров.
Семена покупает всегда и везде.
Вырастить хороший урожай готов! (Фермер)Он по лесу не просто гуляет,
А деревья, зверей охраняет.
Он зимой наполняет кормушки,
Чтобы выжили лесные зверушки. (Лесник)Он в институте долго учился,
Растения с почвой он изучал.
Теперь хорошо разбирается лично,
Как вырастить самый большой урожай. (Агроном)Он науку изучил.
Землю словно приручил.
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном,
И зовется… (Агроном)Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу она несет в секрете.
Ее давно буренки знают,
Мычаньем весело встречают,
И за ее нелегкий труд,
Всё молоко ей отдают. (Доярка)
Интересно вспомнить о людях, чей жизненный путь напрямую связан с искусством:
Палочкой он машет плавно,
Потому что в оркестре он главный.
Он слышит и знает каждый инструмент.
В оркестре он словно страны президент. (Дирижер)Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слез,
В прошлый раз был педагогом,
Ну а завтра - машинист,
Должен знать он очень много,
Потому что он… (Артист)Он в пьесе роли не играет,
Он за актером наблюдает,
Забудет кто-то роль едва,
Подскажет нужные слова. (Суфлер)Его задача - спектакль поставить,
Чтоб каждый актер верно исполнил роль.
Всеми на сцене он призван править.
Для всех, кто на ней, он словно король. (Режиссер)Летают тарелки?
Тарелки летают!
А кто из вас знает,
А кто угадает,
Кто ж эти тарелки летать заставляет? (Жонглер)
Мальчики школьного возраста уже знают, что такое стройка, слышали о технике, материалах, которые используются в процессе. Интересно будет вспомнить правильные названия некоторых специальностей, без которых не обойтись в строительстве:
Он сидит в кабине высоко над землей,
Он командует длинной железной рукой.
На стройке его работа всем заметна:
Он поднимает тонны цемента. (Крановщик)Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нем,
Чтобы выше, чтобы шире,
Были комнаты в квартире. (Каменщик)Вот на краешке с опаской,
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр)Он работает кистью и краской,
Но не рисует холсты он совсем.
На высоте в люльке и каске,
Он покрасит стены все-все. (Маляр)Как добротный строить дом,
Укрепить дверной проем?
Знает точно он закон,
Как соорудить балкон! (Строитель)
Полезно о каждой профессии, которая является отгадкой, подобрать интересную информацию, которая позволит подросткам расширить свой кругозор.
Также интересно будет узнать, что в мире существуют типично женские и типично мужские профессии. Можно дать задание - отыскать в различных источниках информации женские и мужские профессии. Обучающиеся увидят, что женскими профессиями являются ткачиха, нянечка в детском саду, горничная, воспитатель в детском саду, мужскими профессиями - шахтер, грузчик, слесарь, машинист электропоезда, пилот истребителя, металлург на доменном производстве, пожарный при непосредственном тушении пожара.
И, конечно, говоря о профессиях на протяжении всех лет обучения, необходимо вспомнить качества личности, которыми обладают люди разных профессий. Чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать определенными качествами, отвечающими тем требованиям, которая предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому можно предложить выпускникам 9-го класса пройти тест Е.А.Климова. Результатом будет выявленная предрасположенность к одному из пяти профессиональных направлений.
- Человек - природа. Сферы, связанные с живыми организмами и системами. Врачи, биологи.
- Человек - техника. Это направления, предполагающие работу с неживыми системами. Тут всевозможные механики и инженеры.
- Человек - человек. Взаимодействие с индивидами и коллективами. Преподаватели, психологи, консультанты.
- Человек - знаковая система. Работа с данными: шифрами, цифрами, таблицами, текстом. Редакторы, аналитики, big data.
- Человек - художественный образ. Это люди искусства, артисты, дизайнеры.
Плюсы:
- Вопросы легко воспринимаются любым человеком, ответы не требуют самокопаний.
- Результат данного теста содержит вполне конкретные рекомендации.
Минусы:
- Легко спутать предрасположенность и интерес к профессии.
- Не все профессии однозначно относятся к одному типу, это может запутать.
Задание: запишите качества личности, которыми должен обладать машинист поезда, адвокат, художник.
Профессия |
Качества личности |
Машинист поезда |
точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, ответственность |
Адвокат |
устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память; умение находить общий язык с разными людьми, терпение. |
Художник |
наличие способностей к искусствам, творческое воображение, образное мышление, и, конечно, трудолюбие, должен быть целеустремленным, иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда. |
Также можно выполнить задание следующего характера: записать свои качества личности, и какие качества понадобятся им в будущем, когда они станут дипломированными специалистами. Выполняя задание, дети задумываются над тем, что не всегда их качества совпадают с теми качествами, которыми обладает человек выбранной ими профессии, и приходят к выводу, что необходимо работать над собой, верно определить свой жизненный путь и выбрать профессию по душе, чтобы она приносила им удовлетворение.
Своевременно оказанная профориентационная помощь обучающимся выступает залогом гармоничного развития личности и является естественным завершением всего учебно-воспитательного процесса. Использование вышеизложенных методов и форм, помогают направить работу на становление профессионального самоопределения учеников, формирование профессиональной мотивации, развитие умений осуществлять выбор и нести за него ответственность.
Список использованной литературы
- Иванов Г., Лямзина Л. «Сколько профессий в мире?» Москва, «Просвещение», 1999г.
- Журнал «География» № 03 2008 г.
- Левиева С.Н. «Мир профессий». Москва, «Просвещение», 2005г.
- Пчёлов Е.В. «В мире профессий». Москва, «Русское слово», 2002 г.
Ресурсы интернет: