Подростки в сети больше всего времени тратят на поиск и обсуждение современного медиаконтента - музыки, фильмов, фото и т.д. По данным экспертов, молодое поколение привлекают, в первую очередь, развлекательные и досуговые возможности социальных сетей: прослушивание и скачивание музыки и кино1.
__________________
1 «Свободное время московских подростков» Исследование возрастных групп, наименее вовлеченных в культурную жизнь Москвы. МИСКП, Москва, 2016.
Интернет стал важным фактором эстетического развития детей через сообщества с использованием технологий сетевого влечения в социальных сетях. С другой стороны, ценности традиционной культуры мало представлены в сети, здесь низка активность художественной педагогики.
Учреждения культуры и дополнительного образования из-за ограничений статуса неохотно распространяют свою активность в Интернете, а отдельные энтузиасты-учителя часто не владеют необходимыми навыками и не способны конкурировать с профессиональными маркетологами, продвигающими продукты корпораций. Тем не менее, ежедневно пользуются интернетом 89% подростков2 и 94% из них большую часть времени проводят в сети «ВКонтакте»3.
__________________
2 Цифровая компетентность подростков и родителей.Результаты всероссийского исследования. / Г.В.Солдатова, Т.А.Нестик, Е.И.Рассказова, Е.Ю.Зотова. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013. С. 5-6.
3 По данным исследования 2017 года агентства «Brand Analytics» https://br-analytics.ru/blog/sotsialnye-seti-v-rossii-leto-2017-tsifry-i-trendy/
Подростки активно пользуются смартфонами и планшетами. Навыки пользования гаджетами стали для них как будто бы «встроенной в организм опцией». Им проще написать десяток сообщений в мессенджерах, чем совершить один телефонный звонок. Имея в среднем 2-4 часа свободного времени в день, они активно пользуются социальными медиа и совершают больше всего действий на страницах сообществ (лайки, репосты, комментарии и т.д.). Чем больше активность на странице сообщества, тем быстрее оно развивается. Чем более упрощенный контент, тем больше он получает отклик от подростковой аудитории.
В такой системе практически невозможно учреждению культурной направленности пробиться в сознание молодого поколения: отвлечь его от сообществ сомнительного содержания и раскрыть свой внутренний творческий потенциал.
Разработать и апробировать новые подходы к решению этой проблемы предложил коллектив Автономной некоммерческой организации «Институт информационных технологий в образовании» (АНО «ИИТО»)4 во главе с директором Азатом Дамировичем Ханнановым. Уже несколько лет эта организация вовлечена в исследование методических, социологических, этнографических и иных аспектов эстетического просвещению детей в сети. АНО «ИИТО» был проведены научные конференции, опубликован ряд научных статей, разработан курс повышения квалификации для преподавателей предметной области «Искусство» и педагогов допобразования художественной направленности по использованию социальных сетей и т.д.
__________________
4 С 2007 года основными направлениями деятельности АНО «ИИТО» являются исследования, разработки, обучение, экспертиза, образовательный туризм и международное сотрудничество в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовании и культуре (http://ano-iito.ru/).
Результатом этой работы коллектива АНО «ИИТО» и партнерских организаций стала подготовка проекта «ДШИ.онлайн», который в 2018 году получил поддержку Фонда президентских грантов. Целью проекта является эстетическое просвещение подростков в повседневной жизни – вне школ искусств и культурных центров – за счет использования современных медиатехнологий, привлечения модернизированных методик отечественной педагогики искусства и организации взаимодействия некоммерческих организаций, системы образования и профессиональных сообществ.
«ДШИ.онлайн» – это проект по привлечению уникального потенциала отечественной художественной педагогики для эстетического просвещения подростков в повседневной жизни. Команда проекта (включает в себя педагогов искусства, методистов, социологов, антропологов, этнографов, ИТ- и СММ-специалистов, а также студентов художественных и педагогических вузов), опираясь на модернизированные для цифровых сред лучшие методики нашей педагогики искусства, будет продвигать в сети позитивный контент и групповые активности. Этим проект поможет подросткам приобщиться к академическому и народному художественному наследию, делая его востребованным в решении возникающих у них же проблем и потребностей (например, при поиске своего стиля в одежде, в общении с противоположным полом, в поисках профессионального пути и самореализации и т.д.). Задача состоит в том, чтобы прийти к подросткам в их естественное пространство – новые информационные среды и сделать освоение эстетических практик для них необходимой потребностью. Интегрироваться в повседневность, стать повторяемым элементом жизни молодого поколения.
В ходе предыдущей деятельности АНО «ИИТО» в области эстетического просвещения в сети и по результатам исследования данной проблемы с профессиональным сообществом были отобраны актуальные тематические направления «Мода и стиль», «Праздники и обряды», «Декор и ИЗО», «Музыка и танец». Для каждого из них будут созданы свои сообщества в соцсетях и просветительские курсы на образовательной платформе, где будут выложены медиаматериалы по выбранным тематикам.
Перед командой проекта стоит непростая задача: сделать так, чтобы подростки сами пришли в виртуальные стены «ДШИ.онлайн». Для этого были исследованы проблемы целевой аудитории, выявлены основные потребности, разработан путь клиента начиная от первого знакомства с сообществом в социальных медиа и заканчивая прохождением основных курсов.
Специфика используемых в проекте технологий обеспечит высокий уровень вовлечения целевой аудитории за счет интерактивности и геймификации, «вирусного» распространения, интенсивного обсуждения и обмена результатами творчества.
«Онлайн» формат проекта определит направленность ее работы на максимальную доступность, в т.ч. для детей с ОВЗ, детей из социально неблагополучных малообеспеченных семей и для детей в населенных пунктах, где нет школ искусств. В этом раскрывается еще одна уникальность проекта – его инклюзивность и общедоступность. Другими словами, «ДШИ.онлайн» придет туда, где есть доступ в Интернет.
Пользователям, которые захотят развивать свои художественные способности, «ДШИ.онлайн» подскажет, где можно пройти очное обучение. В этом проекту помогут партнеры: организации дополнительного образования в пилотных регионах и профессиональные союзы педагогов искусства с филиалами по всей стране.
Статус НКО поможет проекту стать связующим звеном между муниципальными и государственными учреждениями и реальными эстетическими практиками подростков, во многом определяемыми сегодня виртуальной средой. Для этой цели предусмотрено взаимодействие с ведущими центрами художественного образования страны, поддержавшими проект. С другой стороны, эксперты из этих организаций и волонтеры, студенты художественных и педагогических вузов, в рамках проекта обучатся навыкам работы в сети, используя Интернет-практики подростков (мемы, флешмобы, стриминг и т.д.).
Команда проекта ожидает, что за 2019 год почти 10000 подростков будут вовлечены в творческие практики и охвачены информационной, методической, творческой, организационной, навигационной и коммуникационной поддержкой.
Уже на этапе стартапа проект находит поддержку государственных структур. В конце 2018 года в Министерстве культуры Российской Федерации прошла рабочая встреча директора Департамента информационного и цифрового развития В.В.Ванькова с директором АНО «ИИТО» А.Д.Ханнановым. Участники встречи обсудили механизмы и условия использования в проекте «ДШИ.онлайн» цифрового контента, накопленного на портале Культура.рф5 и других информационных системах Министерства, а также возможность информирования подведомственных учреждений Министерства о ходе выполнении проекта через АИС «Единое информационное пространство в сфере культуры»6.
__________________
5 culture.ru. На портале публикуются статьи, фотографии, цитаты и справочные заметки, создаются мультимедийные проекты, собираются архив российских художественных, документальных и анимационных фильмов, редких спектаклей разных лет, общеобразовательных лекций и классической литературы.
6 all.culture.ru – позволяет учреждениям и организациям сферы культуры получать доступ к информационному пространству социальных сетей, ведущих новостных и развлекательных ресурсов России, делать почтовые рассылки и выстраивать коммуникацию со своими потенциальными посетителями на всех уровнях.
В Казани на Республиканском форуме «Современное дополнительное образование: новая реальность» директором Республиканского модельного центра дополнительного образования детей Республики Татарстан Р.А.Идрисовым было подписано соглашение о сотрудничестве по проекту. Сотрудничество будет включать: научно-методическую, организационную и технологическую подготовку и реализацию образовательной и просветительской деятельности в сети Интернет, включая проект «ДШИ.онлайн»; информационную поддержку; содействие по работе с потенциальными учащимися по программам дополнительного образования; продвижение программ и мероприятий дополнительного образования в социальных медиа; повышение квалификации сотрудников системы дополнительного образования в области использования информационных технологий; осуществление сотрудничества с организациями государственно-частного партнерства и коммерческими организациями.
АНО «ИИТО» планирует провести переговоры с региональными органами исполнительной власти в сфере образования и культуры других субъектов РФ для установления партнерских отношений и выстраивания взаимовыгодного сотрудничества с организациями дополнительного образования художественной направленности.
В связи с тем, что грантовое финансирование проекта гарантировано только на год, команда активно разрабатывает стратегии привлечения дополнительных ресурсов для устойчивого развития проекта. Это позволит остаться «ДШИ.онлайн» в сети Интернет на длительное время. Команда проекта приглашает организации дополнительного образования, музеи, библиотеки, филармонии и другие учреждения культуры, преподавателей в области музыкального, художественного образования и эстетического воспитания к сотрудничеству в рамках проекта.
С командой проекта можно связаться, написав по адресу info@ano-iito.ru, а отслеживать развитие проекта возможно в режиме реального времени!