I. Этап мотивации (самоопределения)
Инсценировка из книги Н.Носова «Фантазёры».
«- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.
- Врешь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шел без головы?
- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла».
- Как вы думаете, о чём сегодня на собрании пойдёт речь? (Об обмане, лжи, фантазировании)
-Уважаемые родители, прошу вас заполнить анкету: (красная карточка)
- Обман - это…
- Обман приводит к тому, что…
- Часто поводом для обмана может быть…..
(Заполнение сводной таблицы. Один из родителей от каждой группы подводит итоги)
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Аналогичное анкетирование было проведено и среди учащихся. Мы выяснили, что чаще всего поводом для обмана становится страх перед наказанием. Он приводит к конфликтам в семье, т.к. взрослые не всегда правильно реагируют на обман.
3. Этап выявления места и причины затруднений
Давайте рассмотрим поведение сторон в конфликте. У вас на столах карточки белого цвета с таблицей.
- Отметьте, пожалуйста, какую позицию занимают родители и дети в конфликте: конструктивную (+) или неконструктивную (-)
- 1 картинка - ругаются
- 2 картинка - обсуждают с ремнём
- 3 картинка - договариваются
- 4 картинка - подкупают
- Обсудите, пожалуйста, в группе, как вы реагируете на детский обман?
- Всегда ли вы поступаете правильно?
- Если не всегда, то подумайте, почему?
Вариант (мы не знаем как)
Значит, наша цель: выяснить, почему дети обманывают и как нужно правильно себя вести и умело корректировать поведение ребёнка-лгунишки.
4. Этап построение проекта выхода из затруднения
Для того, чтобы понять, почему ребёнок предпочитает правде ложь, можно воспользоваться эталоном: (карточки зелёного цвета)
- Выяснить причину обмана.
- Проанализировать её.
- Подумать, как можно изменить ситуацию.
Фрагмент фильма или отрывка из книги
- Соотнесите поведение героев с эталоном (отрывок из рассказа Н.Носова «Фантазеры»):
«Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
- Какая польза?
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза».
- К каким выводам вы пришли?
- Как должна была поступить мама?
5. Этап реализации построенного проекта
- Давайте уточним цель: выяснить причины детской лжи, понять, что делать родителям?
- У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета. Определите, пожалуйста, причину лжи.
1 карточка. Ребёнок исправил «3» на «5».
2 карточка. Ребёнок говорит, что родители подарили ему айфон последней серии, только он дома и ребёнок её не покажет.
3 карточка. Родители спрашивают ребёнка: «Как у тебя дела в школе/секции?
«Отлично, учителя меня хвалят». (А успехов на самом деле нет)
4 карточка. Ребёнок врёт, чтобы добиться прогулки, свободного времени, покупки и т.д.
5 карточка. Папа дал слово бросить курить, но не сдержал его. Теперь он просит сына: «Не говори маме».
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
- Наверное, вам будет понятна ситуация, о которой вы прочитаете на розовой карточке.
Ребёнок вырвал из дневника листок с «2» по контрольной работе.
Как вы поступите?
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
- Итак, давайте подводить итоги. У вас на столе лежит карточка голубого цвета «Самостоятельная работа». Найдите и исправьте ошибки, которые помогут вам умело корректировать поведение ребёнка-врунишки.
- Наказываю ребёнка физически. Угрожаю.
- Игнорирую ложь ребёнка.
- Доверяю своему ребёнку.
- Выясняю причину обмана.
- Становлюсь честным сам.
- Стыжу ребёнка перед другими людьми.
- Отрекаюсь от ребёнка. Говорю, что мне такой сын/дочь не нужна.
- Помогаю ребёнку в преодолении трудности.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Давайте посмотрим видео «Взрослые никогда не обманывают»
- Какой вывод можно сделать?
(Чтобы ребёнок был с вами искренним надо, чтобы вы сами были честными.)
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
На какой важный вопрос мы сегодня получили ответ?
Составление синквейна по теме «Ложь».