Родительское собрание "Почему дети обманывают?"

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: родительское собрание, почему дети обманывают


I. Этап мотивации (самоопределения)

Инсценировка из книги Н.Носова «Фантазёры».

«- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.

- Врешь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шел без головы?

- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла».

- Как вы думаете, о чём сегодня на собрании пойдёт речь? (Об обмане, лжи, фантазировании)

-Уважаемые родители, прошу вас заполнить анкету: (красная карточка)

  • Обман - это…
  • Обман приводит к тому, что…
  • Часто поводом для обмана может быть…..

(Заполнение сводной таблицы. Один из родителей от каждой группы подводит итоги)

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Аналогичное анкетирование было проведено и среди учащихся. Мы выяснили, что чаще всего поводом для обмана становится страх перед наказанием. Он приводит к конфликтам в семье, т.к. взрослые не всегда правильно реагируют на обман.

3. Этап выявления места и причины затруднений

Давайте рассмотрим поведение сторон в конфликте. У вас на столах карточки белого цвета с таблицей.

- Отметьте, пожалуйста, какую позицию занимают родители и дети в конфликте: конструктивную (+) или неконструктивную (-)

  • 1 картинка - ругаются
  • 2 картинка - обсуждают с ремнём
  • 3 картинка - договариваются
  • 4 картинка - подкупают

- Обсудите, пожалуйста, в группе, как вы реагируете на детский обман?

- Всегда ли вы поступаете правильно?

- Если не всегда, то подумайте, почему?

Вариант (мы не знаем как)

Значит, наша цель: выяснить, почему дети обманывают и как нужно правильно себя вести и умело корректировать поведение ребёнка-лгунишки.

4. Этап построение проекта выхода из затруднения

Для того, чтобы понять, почему ребёнок предпочитает правде ложь, можно воспользоваться эталоном: (карточки зелёного цвета)

  • Выяснить причину обмана.
  • Проанализировать её.
  • Подумать, как можно изменить ситуацию.

Фрагмент фильма или отрывка из книги

- Соотнесите поведение героев с эталоном (отрывок из рассказа Н.Носова «Фантазеры»):

«Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

- Какая польза?

- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза».

- К каким выводам вы пришли?

- Как должна была поступить мама?

5. Этап реализации построенного проекта

- Давайте уточним цель: выяснить причины детской лжи, понять, что делать родителям?

- У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета. Определите, пожалуйста, причину лжи.

1 карточка. Ребёнок исправил «3» на «5».

2 карточка. Ребёнок говорит, что родители подарили ему айфон последней серии, только он дома и ребёнок её не покажет.

3 карточка. Родители спрашивают ребёнка: «Как у тебя дела в школе/секции?
«Отлично, учителя меня хвалят». (А успехов на самом деле нет)

4 карточка. Ребёнок врёт, чтобы добиться прогулки, свободного времени, покупки и т.д.

5 карточка. Папа дал слово бросить курить, но не сдержал его. Теперь он просит сына: «Не говори маме».

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Наверное, вам будет понятна ситуация, о которой вы прочитаете на  розовой карточке.

Ребёнок вырвал из дневника листок с «2» по контрольной работе.

Как вы поступите?

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

- Итак, давайте подводить итоги. У вас на столе лежит карточка голубого цвета «Самостоятельная работа». Найдите и исправьте ошибки, которые помогут вам умело корректировать поведение ребёнка-врунишки.

  • Наказываю ребёнка физически. Угрожаю.
  • Игнорирую ложь ребёнка.
  • Доверяю своему ребёнку.
  • Выясняю причину обмана.
  • Становлюсь честным сам.
  • Стыжу ребёнка перед другими людьми.
  • Отрекаюсь от ребёнка. Говорю, что мне такой сын/дочь не нужна.
  • Помогаю ребёнку в преодолении трудности.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Давайте посмотрим видео «Взрослые никогда не обманывают»

- Какой вывод можно сделать?

(Чтобы ребёнок был с вами искренним надо, чтобы вы сами были честными.)

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На какой важный вопрос мы сегодня получили ответ?

Составление синквейна по теме «Ложь».