Содержание внеурочной деятельности школьников расширяет и углубляет содержательные линии курса изучения информатики: информация и информационные процессы, представление информации, компьютер, формализация и моделирование, алгоритмизация и программирование, информационные технологии.
Основными целями внеурочной деятельности являются:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников с помощью средств информационных технологий;
- удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий,
- формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;
- формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
- подготовка личности «информационного общества»;
- вовлечение школы в построение единого информационного пространства.
Во внеурочной деятельности школьников по информатике решаются узкоспециальные задачи, которые значительным образом влияют на отбор содержания. К общим требованиям к содержанию внеурочной деятельности школьников можно отнести следующие особенности:
- социальная направленность применения информационных технологий;
- актуальность изучаемых разделов по информатике и компьютерных программ;
- интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников по информатике.
Организуя внеурочную деятельность школьников по информатике, необходимо придерживаться основных этапов:
- Первый этап - диагностический.
- Второй этап – образовательный.
- Третий этап - деятельностно-оценочный.
Учитывая возможности программного обеспечения, потребности и интересы учащихся, учителю информатики необходимо выбрать наиболее интересный и приемлемый курс преподавания внеурочной деятельности.
Выполним обзор наиболее интересных курсов, программ внеурочной деятельности по информатике.
Решение нестандартных задач. Подготовка к олимпиаде. 3-6 классы
Цель курса: обучение решению нестандартных задач по информатике и математике.
Возможные направления: логика, комбинаторика, системы счисления, игровые стратегии, закономерности, задачи о взвешиваниях, переливаниях, разъездах, переправах и другие.
«Мой инструмент компьютер»
Автор: М.И. Фролов. 3-6 классы
Цель курса освоение самого современного инструмента повседневной познавательной и творческой деятельности.
Изучаемые модули:
- Учимся анимации на компьютере: самоучитель для детей и родителей.
- Учимся музыке на компьютере: самоучитель для детей и родителей.
- Учимся программировать на компьютере: самоучитель для детей и родителей.
- Учимся работать на компьютере: самоучитель для детей и родителей.
- Учимся рисовать на компьютере: самоучитель для детей и родителей.
«Занимательная информатика»
Авторы курса: Босова Л.Л., Богомолова О.Б. 3-6 классы
Цель курса - пропедевтика основных тем курса информатики в занимательной форме.
Подробный материал по данному курсу можно найти на авторской странице О.Б.Богомоловой: http://lbz.ru/books/532/4726/.
«Виртуальные лаборатории»
Авторы курса: Матвеева Н. В., Богомолова О.Б., Плаксин М. А. 2-6 классы
Цель курса – компьютерная поддержка разделов логики и алгоритмики в курсе информатики.
Система виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6». Подробный материал по данному курсу можно найти по ссылке: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/109592/.
«Среда программирования Скретч»
Цель – обучение программированию через создание творческих проектов по информатике.
Полезные ссылки и литература
- http://scratch.mit.edu/. Страничка Скретч.
- http://setilab.ru/scratch/category/commun/ - Учитесь со Scratch! Сообщество учителей, родителей и просто творческих людей
- Патаракин Е. Руководство для пользователя среды Scratch.
- Пашковская Ю.Творческие задания в среде Scratch. 5-6 классы. Рабочая тетрадь.
Особенно подробно хотелось бы остановиться на этом курсе. Сами разработчики характеризуют программу так: «Скретч предлагает низкий пол (легко начать), высокий потолок (возможность создавать сложные проекты) и широкие стены (поддержка большого многообразия проектов)».
Scratch - это бесплатная среда программирования, которая позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, презентации, модели, игры и другие произведения. Этими произведениями можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет.
Scratch базируется на традициях языка Лого, используя технологию хорошо известного в нашей стране конструктора Лего. В среде Scratch используется метафора кирпичиков Лего, из которых даже самые маленькие дети могут собрать простейшие конструкции. Но, начав с малого, можно дальше развивать и расширять свое умение строить и программировать.
Scratch создавался специально для того, чтобы подростки 8–16 лет использовали его самостоятельно. Эта новая технологическая среда позволяет им выразить себя в компьютерном творчестве. К простым действиям черепашки Лого в языке Скретч добавились мощные идеи и технологии параллельных действий и обмена информацией. Теперь они доступны для образования.
Одной из главных концепций языка Scratch, является развитие собственных задумок с первой идеи до конечного программного продукта.
Когда ученики создают проекты в Скретч, они осваивают множество навыков 21 века:
- творческое мышление,
- предметное общение,
- системный анализ,
- беглое использование технологий,
- эффективное взаимодействие,
- проектирование,
- постоянное обучение.
Язык програмирования Microsoft Kodu Game Lab
Kodu – это интерактивная, бесплатная среда создания трехмерных игр, доступная одновременно на Xbox 360 и на ПК. В этой среде используется подход в обучении основанный на визуальном программировании, в котором вообще не надо писать текст. Причём визуальное – это не обязательно рисование блок-схем! Например, можно исходить из понятия объекта, который находится в разных состояниях и реагирует на внешние события.
Подробный материал по данному курсу:
- http://koducup.ru/ - конкурс Кубок Коду, изучение Коду, видеоуроки.
- http://translate– официальный сайт (русифицированный).
- http://www.teachvideo.ru/course/427 - видеокурс.
Язык программирования Лого Миры
ЛогоМиры — уникальная мультимедийная программа. Имеет живой, очень легкий для интуитивного понимания интерфейс и широкие возможности. Это не только работа с графикой, звуком, видео, но и, самое главное, полноценный язык программирования ЛОГО. К тому же программа полностью локализована, т.е. меню, справка и все команды русифицированы. Все это делает программу чрезвычайно удобной для использования в школе, причем работать с ЛогоМирами дети могут начиная уже с 1 класса, настолько это просто.
В настоящее время существует целый мир диалектов Лого, различающихся как набором исходных процедур (примитивов), наличием и составом встроенных библиотек, так и интерфейсом среды — Logo Writer, Micro Worlds (Лого Миры), Imagine Logo, StarLogo, UCBLogo, MSWLogo, Comenius Logo, Terrapin Logo, Logo Plus, KTurtle и другие.
Единственный, наверное, недостаток в том, что эта среда платная.
«Мой инструмент - компьютер». А.В.Горячев. 3-4 классы
Изучаемые модули:
- Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)».
- Модуль «Создание текстов».
- Модуль «Создание печатных публикаций».
- Модуль «Создание электронных публикаций».
- Модуль «Создание рисунков».
- Модуль «Создание мультфильмов и живых картинок».
- Модуль «Создание компьютерных игр».
- Модуль «Создание проектов домов и квартир».
- Модуль «Поиск информации».