Цель занятия: посредством углубления восприятия поэтической формы хокку подвести учащихся к созданию собственных поэтических трехстиший.
Задачи:
- развивать навыки анализа поэтического текста;
- обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать интерес к миру чувств человека, отражённых в художественном произведении.
Оборудование: Презентация, ламинированные таблички, маркеры, листочки с языковым материалом.
Ход занятия
I. Актуализация знаний
1) Вступительная беседа
- Сегодня у вас замечательный день. Нам предстоит попробовать создать поэтическое произведение. Желаю всем удачной творческой деятельности.
- Тема нашей работы записана на доске.
- Прочитать не сможем, а предположить попробуем. (Рассматриваем варианты ответов.)
- Эта запись читается – «ХОККУ».
- Сейчас на экране появляются имена известных японских поэтов. (Читаем хором.)
- Что такое хокку? (Рассматриваем варианты ответов.)
Хокку (хайку) – это лирическое стихотворение, отличающееся своеобразным строением. |
- Какое толкование может быть у слова трёхстишие?
2) Постановка цели
- Тему определили, осталось сформулировать цель.
- Правильно ли я вас поняла, что целью является:
- Научиться понимать хокку.
- И научиться сочинять эти короткие стихотворения.
II. Анализ произведения
- Это хокку написал один из величайших поэтов Японии 17 века Мацуо Басё.
Он считал, что хокку должно будить воображение читателя.
- На примере хокку Басё мы рассмотрим особенности этого литературного произведения.
Мацуо Басё かれ朶に烏のとまりけり秋の暮 карээда ни карасу но томарикэри аки но курэ На голой ветке |
- Я попыталась прочесть на родном для хокку языке, вам предлагаю прочитать перевод В.Марковой.
- Читать его надо не торопясь, вдумчиво. (Пробуют желающие.)
1) Беседа по содержанию
- Какое настроение вызвало у вас данное трёхстишие?
- Как вы думаете, что является причиной? (Одиноко, осенний вечер.)
- Природа замерла в грустной неподвижности.
- Чьим одиночеством пронизаны слова? (Самого поэта.)
2) Анализ структуры стиха
- В чём особенность строения стиха?
- Пользуйтесь при анализе раздаточным материалом.
- три строчки
- нет рифмы
- заставляет представить картину
- обладает устойчивым метром: 5/ 7 /5 (Деление по ходу работы)
- изображение реального мира только в настоящем времени
- Делим на слоги.
- Видим, что даже создатель самых знаменитых произведений не придерживались строгой схемы.
III. Работа по алгоритму
- Я хочу вам немного помочь, поэтому предлагаю воспользоваться памяткой.
1. В первой строчке содержится информация, которая рождает в голове читающего картину. (На голой ветке.)
2. Вторая дополняет первую. (Ворон сидит одиноко.)
3. Вносит особый колорит. (Осенний вечер.)
Сказать много, используя лишь немного слов, — главный принцип хайку.
IV. «Проба пера». Собственное речевое творчество учащихся
- Сейчас вы будете сочинять хокку самостоятельно. Я предлагаю вам выбор.
Вы можете взять работу, в которой есть первая строка, либо только одно слово, либо начать с чистого листа.
Главное – постарайтесь, чтобы то, что вы пишете, передавало ваши чувства, мысли. Будьте искренними. Попытайтесь приблизиться к форме хокку, чтобы у вас получилось все-таки трехстишие. Удачи!
V. Анализ и редактирование работ. Итог занятия
Представление собственных сочинений и обсуждение результатов работы.
Демонстрация накопленного опыта. Показ слайдов с работами детей.
- Не беда, если форма вашего произведения не совпала с формой хокку.
- Главное, что вы попробовали выразить свои мысли, чувства по-новому.
- В дни празднования Нового года в Японии для привлечения удачи сочиняются хайку, посвящённые первому снегу в новом году или первому сну. Я желаю, чтобы наше творчество вам тоже принесло удачу.