Влияние внеурочной деятельности на совершенствование физической подготовки кадет

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: физическая нагрузка, кадетское училище, кадеты


Цель и задачи воспитательной работы нашей школы решаются на основе здоровьесберегающего подхода во внеурочной деятельности. Как подготовить кадета к полноценной жизни и труду, как сформировать гармоничную, творческую и здоровую личность. В данной статье представлена  программа внеурочной деятельности «Здоровей-ка», направление программы: спортивно-оздоровительная, ориентированная на достижение результатов определенного уровня физической подготовленности. Автор раскрывает  формы организации работы, основанные на самостоятельной деятельности учащихся, используя различные модули проектной деятельности,  направленные на формирование основ культуры здоровья.

Представленный опыт работы свидетельствует об актуальности и перспективности данного направления деятельности, в формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью.

Ключевые слова: здоровье, физическая подготовленность, дневник самоконтроля, двигательные навыки и умения ,проектная деятельность.

Каждый из нас понимает, насколько важна и ответственна задача формирования культуры здоровья у детей и подростков. Ведь от того, научатся ли сегодняшние мальчики и девочки ответственно относиться к своему здоровью, будут ли рассматривать его как ценный ресурс, который в дальнейшем позволит им реализовать свои цели, совершенствоваться и совершенствовать мир вокруг себя, во многом зависит будущее нашего общества.

В настоящее время решение этой воспитательной задачи – одно из важных направлений деятельности школы, что зафиксировано в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Однако, для того, чтобы решить задачу воспитания культуры здорового образа жизни, недостаточно просто обозначить актуальность и значимость такой задачи. Необходима большая серьезная работа, связанная с разработкой методологии и методики направления, форм и моделей воспитания, способов их интеграции в повседневную жизнь образовательного учреждения, определения критериев эффективности работы. Нужно определить самое главное: какая концепция здоровья будет положена в основу воспитания? Какое понимание здоровья мы будем формировать у подростков? Здоровье как состояние, когда «ничего не болит», или здоровье как условие стать счастливым и сделать счастливым других? Здоровье как цель, или здоровье как ресурс для достижения своих целей?

Подростку должно быть понятно, зачем ему надо учиться быть здоровым; подростку должно быть интересно учиться быть здоровым; у подростка должна быть возможность применить полученные знания в повседневной жизни.

Составной частью воспитательной системы МАОУ СОШ № 38, является программа военно-патриотического воспитания «Кадетский корпус». Программа создаёт условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей кадет; закладывает основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, даёт возможность приобретения навыков безопасного поведения при ЧС. Она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания школьников как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Одной из задач программы» является: привитие  детям понятия о здоровом образе жизни,  вырабатывая у подрастающего поколения потребность в нём, воспитывая физически и морально здоровую личность, которая реализуется через блок: «В здоровом теле -  здоровый дух»

Целевые установки блока:

  • Формирование основ культуры здоровья, осознания здоровья как главной ценности жизни;
  • Воспитание стремления к саморазвитию, духовной и физической гармонии

В 21 век, век компьютерных технологий мы все чаще видим детей сидящих за компьютером, все чаще болеющих детей и все меньше занимающихся физкультурой и спортом.  Первоочередная задача учителя физической культуры состоит в привитии интереса своих учеников к здоровому образу жизни.

Как подготовить кадета к полноценной жизни и труду, как сформировать гармоничную, творческую и здоровую личность. «Что бы быть умным и рассудительным, нужно быть, прежде всего, крепким и здоровым»-  это особенно важно донести  до каждого ребенка.

Для успешной реализации ФГОС второго поколения и воспитания личности подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, школа и  создает условия во второй половине учебного процесса, в рамках дополнительного образования.

Цель воспитательной работы нашей школы – создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств обучающихся, их социализация и адаптация в обществе на основе здоровьесберегающего подхода во внеурочной деятельности. В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение имеют занятия общей физической подготовкой (ОФП) .Общая физическая подготовка - система занятий физическими упражнениями, которая способствует приведению организма к хорошей физической форме. В основе ОФП может быть любой вид упражнений (в этой программе: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, подвижные игры, спортивные игры)

Хорошая физическая подготовленность является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности обучающихся. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Все это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.

В процессе овладения спортивно-оздоровительной деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения занятий по ОФП является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к занимающимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Соблюдая все требования, автором статьи разработана программа по общей физической подготовке( ОФП), которая получила название "Здоровей-ка".

Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС (секция ОФП "Здоровей-ка"), разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности, на основе рабочей программы В. И. Лях, М, Просвещение 2011 Физическая культура 1-4 класс. Настоящая программа соответствует возрасту учащихся 1- 4 класса, направленность программы: спортивно-оздоровительная.

Она ориентирована на достижение результатов определенного уровня: 1 класс - I уровень; 2 - 3 класс  -  II уровень; 4 класс - III уровень. Занятия проходят в формах, отличных от урочной системы обучения. Программа состоит из двух разделов: первый раздел – основа знаний, второй раздел – общая и специальная физическая подготовленность.

Для обучения двигательным действиям используются занятия в форме круговых тренировок;  в форме игровой деятельности, веселых стартов; соревнований, направленных на развитие определенных физических качеств. Формирование основ знаний, проходит в форме проектной деятельности.

Первый уровень результатов  предполагает приобретение новых знаний уже тогда, когда только начинают основывать спортивно-оздоровительную деятельность: правила поведения на занятиях ОФП, формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня; общие представления о физической культуре, о её значении в жизни человека, о её роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности учащегося, сформированности двигательных навыков и умений у младших школьников. Одной из форм организации работы является проектная деятельность, основанная на самостоятельной деятельности учащихся и направленная на формирование основ культуры здоровья: поиске информации для решения поставленной задачи, анализе информации, подготовки финального продукта обсуждения.  Роль педагога,при реализации такого рода мероприятий, носит совещательный, а не руководящий характер. Задача педагога не представлять готовую информацию, а консультировать учащихся во время их самостоятельной деятельности, помогать при организации эффективного взаимодействия учащихся друг с другом, при необходимости. выполнять роль «фильтра», для некоторых из предлагаемых идей. Например, творческие задания, которые выполняют дети вместе с родителями, а потом на занятиях идет обсуждение  творческого  продукта («Планируем день», «Мой выходной день). Ученик должен понимать, как то, чему он учится, может помочь ему в решении актуальных для него задач и проблем (соблюдение режима дня позволит сэкономить время для хобби, занятия спортом – приобрести хорошую фигуру.

Для развития физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости у школьников использую на занятиях один из модулей проектной деятельности: игровые формы работы («Веселые старты», «Богатырские игры»). Для выявления уровня физической подготовленности , в начале и в конце года учащиеся сдают контрольные упражнения, которые определяют следующие  физические способности занимающегося: скоростные – бег 30м, координационные – челночный бег, скоростно силовые – прыжок в длину с места, на выносливость – бег 1км, на гибкость – наклон вперед из положения сидя, силовые – подтягивание. Тестирование позволяет установить конечные результаты работы, сопоставить их с исходными данными, оценить качество и подвести итоги учебно – воспитательного процесса. Эти данные могут служить мерилом правильности предшествующего планирования и источником его улучшения на новый учебный год. Оценочные показатели физического развития и двигательной подготовленности занимающихся заносим в «Дневник самоконтроля», который используется в дальнейшем на втором и третьем уровнях, а также используем его   для творческих заданий.

Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к формированию жизненно важных двигательных навыков с целью адаптации к современным условиям жизни. Результат проявляется к приобщению школьниками самостоятельным занятиям физическими упражнениями, формированию универсальных  двигательных действий, умение составить простейшие комплексы общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами, умение самостоятельно подбирать игры и проводить их с товарищами в свободное время. Все творческие задания вносятся в дневник. Например: необходимо сделать  упражнение на развитие силы ( занимающийся должен определить какое это упражнение, сделать его самостоятельно дома  и записать количество выполненных упражнений, а на занятии в форме дискуссии  осуществляем уже на практике. Например описать игру и провести ее с ребятами на занятиях .В начале и в конце года, занимающиеся, также выполняют контрольные упражнения(тесты), для определения уровня физического развития и двигательной подготовленности. Вот здесь используется еще один из вариантов проектной деятельности: исследовательский, где предлагается проанализировать свои результаты тестов(какие упражнения лучше выполнены, какие слабее и почему), причины выявляем в форме дискуссии и выносим на домашнее задание.

Третий уровень предполагает, формирование интересов к определенным видам двигательной активности у школьников и выявляет предрасположенность к тем или иным видам спорта (самостоятельный выбор),участие в соревнованиях, как внутришкольных так и городских по общефизической подготовке. В форме проектной  деятельности использую модуль «Физическая активность» : Спортивный квест (развитие интереса к различным видам спортивных занятий; расширение занятий о видах спортивных занятий; развитие навыков работы в команде, интереса к коллективной деятельности), творческий проект «Игротека» (развитие интереса к различным видам спортивных занятий; развитие навыков работы в команде, расширение знаний о различных видах подвижных игр). На развитие физических качеств используются круговые тренировки, тренировки для развития быстроты и прыгучести, тренировки для развития гибкости и координации, тренировки для развития скоростно – силовых качеств и выносливости в форме соревнований.

Эффективность занятий определяется физической подготовленностью (уровнем роста показателей физической подготовленности по результатам тестирования). В конце года мы видим уровень роста физического развития и двигательной активности занимающегося.

Программа работает с 2011 года и конечно же есть результаты. В группе 12 человек, что позволяет  уделить внимание каждому ребенку, указать на допущенные им ошибки, индивидуально вести дозированную нагрузку, помогать воспитывать силу воли и характер, преодолевая трудности.

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

В течении года, для родителей проводятся открытые занятия, в конце учебного года торжественная линейка с вручением « Диплома  успеха», в котором указан уровень достижений ребенка, участие в соревнованиях.Упражнения из баскетбола и сама игра, воспитывает чувство коллективизма. Занятия специализируются на различных видах спорта(легкая атлетика, гимнастика, лыжи ,баскетбол),поэтому по окончании курса(4 года), я могу рекомендовать родителям дальнейшее направление физического развития и совершенствования; каким видом спорта лучше заняться ребенку профессионально. Практика показывает, что получение «Диплома успеха»,результата своей  огромной работы, создает большую мотивацию для дальнейших занятий физическими упражнениями, а также для самостоятельных занятий. Ребенок начинает понимать, что чтобы чего-то добиться в жизни, необходимо быть крепким и здоровым, а поэтому надо укреплять свое здоровье, преодолевая трудности и воспитывая свой  характер ,через занятия ОФП. Ожидаемые результаты сполна оправданы у занимающегося улучшается функциональное состояние организма (ребенок может уже справиться с большей нагрузкой и чувствовать себя хорошо), заметно повышается физическая и умственная работоспособность, меньше болеет. Родители и дети начинают понимать о необходимости и целесообразности занятий. Ребенок будет крепким и здоровым, а значит умным и рассудительным. И девиз кадета «Кадетом не слыть, а быть» становится значимой.